Тема 5. Бюджетная классификация

Бюджетная классификация.

1. Роль и значение бюджетной классификации, ее структура.Общие принципы бюджетной классификации.

2. Изменение бюджетной классификации, принципы построения новой бюджетной классификации.

3. Классификация доходов бюджета.

4. Функцион-я классификация расходов бюджета.

Экономическая классификация расходов бюджета.

Экономическое содержание и значение специфики расходов бюджетной классификации. Структура специфики экономической классификации расходов бюджета.

5.Классификация источников финансирования дефицита бюджета.

Для составления и исполнения бюджетов в соответствии с их целевым назначением необходимо регламентировать источники доходов и расходов бюджетные средства согласно объему и направлению затрат, предусмотренных бюджетом.

Регламентация источников доходов и направлений расходования бюджетных ассигнований – обязательное условие составление и исполнение бюджета. Это достигается группировкой доходов и расходов бюджета путем объединения доходов по формам и видам, а расходов – по мероприятиям и целевому назначению.

Такая группировка доходов и расходов и представляет бюджетную классификацию, которая позволяет осуществить целевое финансирование из бюджета, финансовый контроль за использование бюджетных средств и обеспечить соблюдение бюджетной дисциплины.

Бюджетная классификация представляет собой обязательную группировку доходов и расходов по однородным признакам с системой расположения и присвоения отдельным подразделениям бюджета определенных наименований и порядковых номеров, основанных на их экономической характеристике. Система расположения и группировки доходов и расходов позволяет получить необходимые представления о структуре бюджета, источниках его дохода, в составе плательщиков, о финансируемых из бюджета отраслях н\х-ва и организациях, о целевом назначении бюджетных ассигнований.

Бюджетная классификация обеспечивает увязку подразделений бюджет с финансовыми планами п\п-ии, устанавливает системы финан-овых показателей, используемых при бюджетном планировании, в процессе исполнения бюджета и контроля за выполнением бюджета по доходам и расходам.

Бюджетная классификация облегчает процесс составления б-та, позволяет объединить индивидуальные и общие сметы в отраслевые, осуществляют свод нижестоящих бюджетов, дает четкое представление о составе и структуре каждого бюджета, его материальной базе, составе плательщиков, об отраслях п\п –ях, финансирующихся из бюджета.

В основу бюджетной классификации положены источники доходов целевое направление средств. Доходы группируются по отраслевому, либо ведомственному признаку, либо по обоим этим признакам.

Структура государственного бюджета строится на основе бюджетной классификации и включает 7 частей:

1. Доходы

2. Полученные официальные трансферты (гранты).

3. Погашение кредитов, выданных из бюджета

4. Расходы

5. Кредитование

6. Дефицита (профицита) бюджета

7. Финансирование (дефицита,использование профицита) бюджета.

В свою очередь доходы подразделяются на:

-налоговые поступления;

-неналоговые поступления;

-доходы от операции с капиталом.

Эти 3 основные категории бюджетных поступлений дополняются частью (и одновременно категорией) полученные официальные трансферты, т.е. средств полученных как от нижестоящих органов государственного управления (текущие и капитальные),субвенции и бюджетные изъятия, так и средств из-за границы на безвозвратной основе (гранты).

Категория погашения кредитов, выданных из бюджета представляет собой поступление денежных средств со стороны хозяйствующих субъектов по бюджетным кредитам (представленным на возвратной основе –кредитования и предыдущие годы).

Во второй части – расходы отражаются расходы по основным функциям группам:

- государственные услуги общего характера;

- оборона;

- общественный порядок и безопасность;

- образование;

- здравоохранение;

- социальное обеспечение и социальная помощь;

- жилищно-коммунальное хозяйства;

- культура;

- спорт и информационное пространство;

- отрасли экономики;

- прочие расходы;

- обслуживание долга;

- официальный трансферт нижестоящего бюджета.

Функциональная классификация расходов бюджета.

Расходы по обслуживанию государственного долга проводятся по функциональной группе – «обслуживание долга» с выделением государственных учреждений администраторов бюджетных программ – аппарат акимов и Министерства финансов по программам –выплатам вознаграждений (интересов) по займам и выплаты комиссионных за размещений Займов.

Средства предназначенные для кредитования других экономических единиц, подлежащее в последующему возврату в бюджет в виде погашения

(см. выше) I-я) являющиеся функциональной группой.

- Экономическая классификация расходов распределяет по экономическим класс,подкласс, специфика. Класс,подкласс и специфика уточняют назначения и характер расходов; Например в текущих расходах: расходы на товары и услуги – заработанная плата рабочих и служащих.

Бюджетная классификация позволяет всесторонне четко и адресно систематизировать поступления и расхода для достижения высокой оперативности управления с применением автоматизаций.

- Классификация источников финан- ия дефицита б\тов.

Превышение расходов над доходами вызывает дефицит б\та. Наличие значительного постоянного дефицита характеризует кризисное состояние финансов. Допустимым уровнем считается 2-3% от величины валового внутреннего прод-та страны. В таких случаях дефицит может сравнительно легко покрыть с помощью выпуска государственных займов или эмиссии бумажных денег. При значительном и хроническом дефиците б\та займы не покрывают потребностей государства, к-ые обеспечиваются дополнительной (то есть сверх потребностей товарооборота) эмиссией денег, что ведет к развитию инфляции, нарушению законов денежного обращения, обесценение денег, снижение реальных доходов и наблюдению жизненного уровня населения.

Бюджетный дефицит отражает состояние экономики, а его наличие вызывается следующими причинами:

1. Общим спадом пр-ва в экономике страны;

2. Остром издержке в об-вого пр-ва;

3. Чрезмерным выпуском в обращение денег, не покрываемыми товарными массами;

4. Преобладанием в расходах бюджета значительных социальных расходах, не соответствующих уровню развития экономики;

5. Большими объемами финансирования военных расходов на содержание военно-промышленного комплекса, на управление;

6. Крупномасштабным оборотом «теневой» экономики;

7. Непроизводительными расходами и потерями в национальном хоз-ве;

Существуют следующие способы покрытия бюджетного дефицита:

А)Государственные займы;

Б)Увеличение налогооблажения;

В)Эмиссия денег;

Финансирование дефицита бюджета –процесс привлечения денег путем приватизации государственного имущества, заимствования и продажа государственных ценных эмиссионных бумаг на организованном рынке ценных бумаг с целью использования этих денег, а также остатков бюджетных средств для погашения основного долга, покупки государственных ценных эмиссионных бумаг, покрытие дефицита бюджета и формирование свободных остатков бюджетных средств в целях управления долгом. Объем финансирования бюджета измеряется превышением объёма привлеченных денег и остатков бюджетных средств над погашением основного долга и покупкой государственных ценных эмиссионных бумаг на организованном рынке ценных бумаг.

При последующем подъеме экономики государство увеличивает налоги и сокращает расходы, а возникающие бюджетные излишки направляются на погашение дефицитов бюджета в годы спада.

Законом РК «О республиканском бюджете» на 2002 год дефицит бюджета утвержден в сумме –80 477 000 тысяч тенге или 2,3% к прогнозируемому объему валового продукта.

Правительство РК обеспечит финансирование дефицита республиканского бюджета в соответствии с законодательными актами РК.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: