Тип отношения к учению
|
Мотивы
|
Цели
|
Эмоциональное
отношение
|
Положительное (личностное, ответственное, действенное) отношение
| Мотивы совершенствования способов сотрудничества с другим человеком в ходе учебно-познавательной деятельности. Соподчинение мотивов, их устойчивая иерархия с доминированием 1, 2 мотивов. Преодоление борьбы мотивов на основе устойчивой внутренней позиции. Мотивы ответственности на основе осознания причастности к результатам совместной учебной деятельности
| Достижение и реализация всех видов целей и доведение деятельности до ее завершения. Постановка социально значимых целей. Цель как принятие решения с личной ответственностью. Предвидение социальных результатов и последствий достижения своих целей. Настойчивость и упорство в ходе преодоления помех и затруднений при достижении целей. Объяснение своих успехов и неудач внутренними причинами. Стремление к расширению круга своих возможностей, уровня притязаний и их реализация
| Положительный эмоции личностного пристрастного отношения к ходу и результатам учения. Избирательные личностно окрашенные эмоции. Положительные эмоции уверенности в своих возможностях, гордости и достоинства. Устойчивый оптимистический внутренний настрой. Положительная эмоция активной позиции в коллективе. Положительные и отрицательные эмоции и сопереживания учителю и учащимся
|
Положительное (активное, инициативное творческое) отношение
| Мотивы совершенствования способов учебно-познавательной деятельности (самообразования). Самостоятельность мотивов. Осознание соотношений своих мотивов и целей
| Активное апробирование целей. Постановка самостоятельной цели (без помощи взрослого) и по своей инициативе. Постановка гибких целей, меняющихся в зависимости от ситуации. Осознание себя как субъекта учебной деятельности и источника активности в учении. Осознание своего уровня притязаний. Постановка нестандартных (творческих) целей, постановка перспективных, отсроченных целей
| Положительные эмоции при постановке нестереотипных целей. Эмоция, предваряющая и регулирующая деятельность. Эмоция конструктивного сомнения. Отрицательные эмоции временной неудовлетворенности при самостоятельной постановке более сложных целей
|
Нейтральное (пассивное) отношение
| Неустойчивые мотивы интереса к внешним результатам учения.
| Уход от трудностей. Отсутствие самостоятельных целей, невозвращение к нерешенным задачам.
| Отрицательные эмоции скуки, неуверенности. Неустойчивость эмоций.
|
Положительное (познавательное, осознанное)
отношение
| Новые мотивы из самостоятельно поставленных целей. Учебно-познавательные мотивы как интерес к разным способам добывания знаний; осознанное соотнесение мотивов и целей своих действий.
| Понимание связи результата со своими возможностями, различение трудности задачи и своих возможностей, различение своих способностей и усилий в постановке реалистических целей с учетом своих возможностей. Постановка цели с учетом объективной вероятности успеха, умения определить расход времени и сил на достижение цели. Объяснение причин своих успехов и неудач как объективной трудностью задачи, так и своими усилиями в данном задании. Отношение к отметке учителя с учетом трудности задачи, своих способностей и усилий.
| Положительные эмоции от способа разных способов решения. Удовлетворенность адекватной оценкой. Положительные эмоции от соответствия внутренней самооценки и оценки учителя. Положительные эмоции от умения различать свои способности в целом и усилия в данном задании. Осознанность эмоций. Отрицательные эмоции временной неудовлетворенности собой при столкновении с задачей новой трудности.
|
Отрицательное
отношение
| Преобладание мотивов избегания неприятностей, наказания. Индивидуалистические мотивы. Отсутствие интереса к процессу и содержанию учения. Объяснение своих неудач внешними причинами.
| Отвлечения на уроках. Неумение возобновить работу после отвлечения. Разрушение деятельности после затруднений и ошибок. Низкий уровень притязаний.
| Отрицательные эмоции избегания, страха, обиды, неудовлетворенности собой и учителем. Эмоции устойчивой неуверенности в себе из-за длительного неуспеха («выученная беспомощность»).
|
Положительное (аморфное, ситуативное ) отношение
| Широкий познавательный мотив как интерес к результату учения и к отметке учителя. Широкие диффузные социальные мотивы ответственности. Неустойчивость мотивов.
| Ориентация на результат своей деятельности. Понимание, первичное осмысление и достижение целей, поставленных учителем.
| Эмоции удивления, переживания необычности, новизны и развлекательности учебного материала. Положительные эмоции от пребывания в школе. Общий неустойчивый положительный настрой к учению, зависящий от ситуации.
|