Булгары

Слово «булгары» впервые встречается в первой четверти VII в. у западных историков Комиса Марцелина и Иордана и византийского историка Феофилакта Симокатта. Из западноевропейских и византийских источников можно выделить такие исторические факты. После смерти Атиллы (его держава распалась в 453 году) тюркские племена стали возвращаться из Паннонии на места своего обитания. Одна из тюркских племен вернулась к берегам Черного моря. Там их прозывали киммерийцами. Ими управлял вождь, у которого было двое сыновей: Утигур (Утугур) и Кутригур (Кутугур). Когда их отец скончался, оба поделили между собой власть и своих подданных каждый назвал своим именем. Так за этими племенами закрепились наименования: утугуры (утигуры) и кутригуры (кутугуры). При императоре Юстиниане I (527 – 565) утугурский князь Грод прибыл в Константинополь и принял крещение, а вместе с тем и определенные обязательства по отношению к Византии. По словам историка Феофана, новообращенный получил дорогие подарки, вернулся в собственную страну, чтобы охранять византийские пределы и город Боспор. По возвращении подданные князя возмутились его поступком. Они убили Грода и поставили своим вождем его брата Муагерия. Но налаженная связь с Византией на этом не завершилась.

В 551 г. 12 тысяч кутригуров во главе со своим вождем Хиниалоном (Хиниалом) –«человеком исключительно хорошо знавшем военное дело», с помощью своих паннонских союзников гепидов переправились через Дунай и вторглись в пределы Византийской империи, производя опустошения и грабежи. Тогда Юстиниан обращается с письмом к вождю утугуров Сандилу, в котором, ссылаясь на давние отношения и милости, которыми пользовались у него утугуры, упрекал его в том, что он не противодействует разорению своего союзника – Византии. Он отмечал также, что кутригуры, получая ежегодно от Византии большие дары и постоянно грабя византийские земли, вовсе не думают делиться своей добычей с утугурами. Эти доводы Юстиниана сопровождались богатыми дарами. Сандил собрал большое войско, перешел с ним через Дон и напал на становища кутригуров. Хотя последние и поспешили собраться, чтобы оказать сопротивление, утугуры были сильнее, так как главные силы противника находились на Балканах. Кутригуры были разбиты, и Сандил захватил большую добычу, взяв в плен их жен и детей.

В 559 г. при аналогичных обстоятельствах утугуры опять выступили на стороне Византии против кутригуров. Кутригуры, вместе с которыми Феофан и Кедрин называют славян, перейдя по льду Дуная, вторглись в пределы Византии. Кутригурская конница под началом вождя Завергана беспрепятственно прошла через длинную стену Анастасия, сооруженную в 512 г. для защиты подступов к Константинополю, и лишь в 17 милях от столицы была остановлена. Тогда Юстиниан вновь обратился к утугурам с упреками в бездействии и с угрозами прекратить выдачу обычных даров, так как деньги, предназначавшиеся союзникам, приходится платить в качестве откупа врагам. Соблазнившись богатой добычей, нагруженные которой кутургуры возвращались домой. Сандил, вождь утугуров, собрал войско, вторгся в страну кутригуров. Он подстерег возвращающихся из-за Дуная соплеменников, разбил их и отнял всю добычу (Прокопий из Кесарии. Война с готами. М., 1950. с.434 – 438). Византия стала регулярно оплачивать дань союзнику, утугурским вождям, а те воевали против врагов Византии, в том числе и против кутригуров. Утугуры были в войне союзниками Византии против аваров, тюрков, а впоследствии и хазар. Поэтому им дали прозвище булгары («булгану» – «неустойчивые», «двойственные»). Тюрки в те времена давали такое прозвище тем, кто терял свои нравственные и моральные родовые устои и подчинялся воле других народов. Племя перешло в стадию деградации. Особенно это прозвище стало популярным в период правления Органа (дяди Кубрата).

Византия для укрепления своих позиций в Великой степи давно вынашивала планы создания из тюркского племени подконтрольного, марионеточного государства. И вот представился случай – им стали племена утугуры во главе Органа (Орхан). Кубрат был ребенком (5 лет), когда его провозгласили правителем утугурской орды и в качестве заложника отправили в Константинополь, где он воспитывался в византийском духе. Его непосредственным благодетелем стал византийский император Ираклий. Там он вырос, женился на гречанке, родились и выросли его дети. В Византии он провел большую часть своей жизни. А пока он жил в Константинополе, утугурской ордой более 38 лет правил его дядя Орган (Орхан). Византия единственное государство, которое признала орду утугуров (утигуров) государством «Булгария». До сих пор не установлено точных границ этой орды. Таким образом, фактическим основателем «Булгарии» можно считать Органа. Точной информации в исторических источниках о том, сколько просуществовало это государство, нет. Исследователи полагают, что около 60 лет.

Вначале крестился Орган, позже, в 619 году, в Константинополе крестился и Кубрат, оба получили титул патриция. Византия праздновала победу и в честь этого события орду утугуров в насмешку назвала «Великой Булгарией». А для тюрков это был серьезный удар. Старшее поколение ещё помнило, как римский папа стоял на коленях перед Атиллой и его войском. Сейчас Византия приручила подарками утургуров, и их вожди, оставив веру предков, добровольно стоят на коленях перед римским папой. С этого времени утугуры окончательно получили прозвище “булгары’ («булгану» – «неустойчивые», «двойственные»), проводники византийской политики. Они были первыми в подначивании тюркской цивилизации.

После смерти Органа Кубрат вернулся из Константинополя в орду, чтобы возглавить Булгарию. Византия не имела ничего против этого, и у Ираклия и Кубрата, проведшего большую часть жизни в Византии, сохранялись теплые отношения до самой смерти. Правление Кубрата было недолгое, в 641 году он умер. В период могущества кюктюрков булгары (утугуры) были завоеваны кюктюрками, но и по отношению к Кюктюркскому каганату они вели политику сепаратизма. Кюктюрки понимали, что для Византии эта булгарская орда и ее территория нужны для миссионерской деятельности, распространения христианства среди тюрков и их разложения. Это раздражало кюктюрков. Утугуры-булгары в период распада каганата перестали подчиняться тюркам. Но это было связано с тем, что в каганате шла междоусобица, и было не до утугуров. Но как только каганат возродился, было решено Булгарию уничтожить, а булгар рассеять. Началось наступление хазарской армии на Булгарию, в результате булгары (утугуры) потерпели поражение и были рассеяны. Орда перестала существовать.

Сыновья Кубрата, а их было пятеро, разделились и разъехались в разных направлениях. Старший сын Батбай остался на земле предков. Второй его брат Котраг, перейдя реку Тан (Дон), поселился напротив. Четвертый и пятый перешли реку Дунай и соединились с аварами. Третий, по имени Аспарух, перешел Дунай, подчинил живших там славян и создал Болгарское государство. Это было в 679 году, то есть примерно в середине VII в. В источниках об утугурах (булгарах) с этого периода больше не упоминается. Видимо, из-за того, что они прекратили быть услужниками Византии, их перестали называть булгарами и они продолжили свою историю под другими тюркскими названиями. Исключение составил Аспарух, который продолжил политику отца, остался в услужении Византии, занялся миссионерством – крестил славян и тюрков в своем государстве Болгария. Таким образом, христианство через тюркское племя утугуров (булгар) и их вождей Органа, Кубрата, Аспаруха внедрилось в тюркскую цивилизацию для уничтожения её изнутри.

Волжская Булгария. Волжская Булгария образовалась при содействии Хазарского каганата, поэтому она находилась под его покровительством. Происхождение волжских "булгар" не совсем ясно. Известно, что во главе Хазарского каганата стояли вожди, принявшие иудаизм. В источниках о волжских «булгарах» начинают упоминать только в начале X в., не связанные с гражданской войной в Хазарском каганате. Якобы в эти смутные времена в Среднем Поволжье появились племена «булгар». «Булгары» стали принуждать местные тюркские племена к оплате дани в пользу Хазарского каганата. Известно, что дань платили только племена – булгары, остальных они не сумели принудить. В официальной истории авторы пишут, что в эти смутные времена булгары в большом количестве стали переселяться в Среднее Поволжье из прикавкаских, приазовских и донских степей. Но у ученых нет ответа на вопросы: «зачем они вдруг стали переселяться из тёплых краев в суровое по климату Поволжье?» «И с какой целью через свою территорию пропустил такое огромное количество вооруженных людей хазарский каган?» Нет ответа и на вопрос: «какое настоящее племенное название было у этих «булгар»?», так как после VII в. на этой территории в источниках не встречаются племена под таким названием.

Есть и другая неофициальная версия. В 863 году из халифата были изгнаны за «недобросовестную» торговлю некоторые армянские купцы. Эти купцы направились в столицу Хазарского каганата г. Итиль. Там у власти стояли иудеи. Купцов дружественно встретили, так как евреи и армяне близки по расовому признаку, религиозному и культурным традициям. Евреи и армяне во все времена были самыми богатыми купцами. Во всех странах, где была возможность, эти два народа прибирали крупную торговлю в свои руки. Торговое соперничество между ними было минимальным, так как евреи всегда были могущественнее, и армяне это признавали. Между ними всегда было больше взаимопонимания, и поэтому в сложных экономических и политических ситуациях евреи и армяне по возможности помогают друг другу.

Обстановка в Хазарском каганате в тот период была сложной. Постоянно приходилось усмирять восстания тюрков. Для содержания наемной армии нужны были большие средства. Правительственные чиновники каганата решили помочь армянским купцам, прибывшим в г. Итиль, а заодно с помощью торговли пополнить бюджет казны. Народы Среднего Поволжья и Прикамья до сих пор еще не удавалось подчинить каганату. Армянские купцы под защитой военного отряда двинулись на кораблях вверх по р. Итиль. Устье р. Камы и Итиль с древних времен было удобным местом для обмена товарами среди местных племен. Здесь и остановился караван кораблей, пришедших из Хазарского каганата. Армянские купцы стали осваивать эту территорию, удобную для крупной торговли. Начали строить торговые склады, базы, караван-сараи, причалы и т.д. Для защиты товаров от грабителей и пожарной безопасности эти здания строились из камня. К работе привлекались армянские строители, которые стали приезжать со своими семьями. Они стали строить дома, церкви по армянской архитектуре. Так появилась армянская колония в Прикамье. Торговля стала в основном крупно-оптовой. С севера шли меха и другие товары. Товары стали прибывать и из русских княжеств. Все это оптом покупалось, затем все грузилось на корабли и перевозилось вниз по р. Итиль в Хазарский каганат, а там дальше в Персию, Византию. Таким был и обратный путь в Среднее Поволжье.

После распада Тюркского каганата на всей территории Великой степи обычной формой правления стали в основном города-государства, города-княжества. В Среднем Поволжье и Прикамье было много поселений и городов. Одним из крупных был г. Биляр. Поселение в устье Камы также стало расти. Товарооборот возрастал, увеличивалась нужда в грузчиках, разнорабочих, ремесленниках и т.д. Так поселение в устье Камы постепенно разрослось до уровня города. Из Хазарского каганата приезжали в город военные отряды, которые вели войну по принуждению местного населения к уплате дани в пользу каганата. Известно, что они не сумели выполнить поставленные перед ними задачи, так как воинственные тюркские и финно-угорские племена, живущие на этой территории, смело отражали притязания захватчиков. Армянские купцы, освоившись в местности, стали торговать не только товарами, но и рабами. Тюрки никогда не занимались работорговлей. Все это послужило поводом для того, чтобы им дали прозвище «булгары», от слова булгану – неустойчивые. Вначале прозвищем «булгарами» звали только пришлых людей этого поселения, а затем оно закрепилось за городом и за всеми жителями этого города.

Город Булгар расцветал, пока существовал Хазарский каганат, так как находился под его покровительством. Поэтому, идя походом на Хазарский каганат, князь Владимир прежде разорил г. Булгар. Но и после падения Хазарского каганата русские князья до XII века предпринимали грабительские набеги на г. Булгар, зная, что там есть чем поживиться. Наиболее крупные из них относятся к 1120, 1172 и 1184 гг. Организатором активного нападения на г. Булгар был Андрей Боголюбский. Одним из характерных показателей ощутимости для булгар нападений с севера явилось переселение многих жителей из Булгара дальше от р. Итиль, по которому обычно приходили русские войска. Армянские купцы, видя, что торговля перестала давать большие прибыли, а опасность для жизни с каждым годом возрастала, стали покидать город Булгар. Так исчезла армянская колония, оставив после себя прозвище «булгар» и армянское кладбище.

Перестав быть крупным торговым центром, а также из-за переселения большой части населения вглубь от реки, г. Булгар стал маленьким поселением, как и прежде. А после завоевания Казанского ханства его заселили русскими переселенцами, и он превратился в русскую деревню. О прошлой бурной истории города уже никто не помнит.

Все началось неожиданно. В начале июля 1711 г. Петр I со своей армией был окружен у р. Прут османо-татарским войском. Русская армия насчитывала 38 тысяч человек, османо-татарская – 188 тысяч. Попытка прорвать окружение была отбита. У русской армии закончилось продовольствие и боеприпасы. Начался голод. Стоявшая жара ухудшала положение. Петру I грозил позорный плен. Но спасла огромная взятка. В правительстве Османской империи были люди разной национальности: армяне, евреи, греки, французы, сербы и т. д. Государственной религией был ислам. Для того чтобы сделать карьеру нужно было стать мусульманином. Многие принимали ислам лицемерно. Их личные и национальные интересы не всегда совпадали с государственными. Крымский хан Девлет-Гирей II яростно протестовал против переговоров с русскими, но взятка сыграла свое дело. Визирь Османской империи Балтаджи Мехмед-паша открыл коридор, где стояли османские войска, и выпустил Петра I со свитой из окружения. Хотя в 1714 г. был подписан Прутский договор, где Россия обязалась не продвигаться на юг, всем было ясно, что это только отсрочка для будущей войны. Этот договор, видимо, был только официальным, а неофициальный показала жизнь.

В 1722 г. Петр I, направляясь в персидский поход, заехал в г. Казань. Он дал указание казанскому губернатору, чтобы начали восстановление памятников в городище Булгар. В то же время к татарам он поручил применять самые суровые притеснения. Войны с Персией как таковой не было, так как Персия не существовала. Петр I начал войну с Сефевидским тюркским государством по просьбе «армян», которые просили освободить их от тюркского ига. В войне против Сефевидского государства большое участие приняли татары, набранные в Казанской губернии.

Особо значимых памятников в Булгаре не сохранилось. И если и сохранилось, то с периода Золотой Орды. Поэтому стали свозить в одно место татарские и армянские надмогильные камни и списывать с них тексты. На этом все кончилось. С середины XVIII в к этим надгробным памятникам начинают проявлять интерес чиновники и ученые из Петербурга. В этот период появилось теория о происхождении татар от «булгар», чувствуется некая сила, которая заинтересована в этой теории. В советский период эта теория получила открытую поддержку московского Кремля. В Булгаре открывается музей-заповедник. Реставрируются здания и крепости. К реставрации привлекаются армянские строители. В зданиях и сооружениях просматривается армянская архитектура. В администрацию заповедника принимаются и армяне. Поэтому армянские кладбища стали самыми ухоженными. Таким образом – есть люди, которым очень приятны воспоминания Хазарского каганата периода IX – X века. Даже в вестибюле Казанского государственного университета при содействии ректора Д. И. Дубяго был установлен огромный камень из г. Булгара с армянскими надписями.

Но убедительных документов и источников, подтверждающих теорию о происхождении современных татар от «булгар» до сих пор нет. Поэтому в основной массе у татар к этой теории отношение негативное. Главный источник о волжских «булгарах» –книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921 – 922гг. Это произведение, найденное в XIX в., стало известным благодаря переписанному по прошествии 300 лет после путешествия Ибн-Фадлана другим арабским писателем-компилятором Якутом ар-Руми. Так как на Востоке нет якутов, а есть евреи (по тюркский яхут – это еврей) скорее всего это Яхут ар-Руми (т.е. еврей из Византии, проживающий на Ближнем Востоке). В арабских летописях и в библиотеках халифов не нашлись летописи, где упоминается о направлении послов в Среднее Поволжье. Поэтому эта книга вызвала много споров среди ученых XIX в., так как в его записях, слишком много неправдоподобного, фантастического. Ряд ученых уже в те времена ставили под сомнение эту рукопись, считая её подделкой, а рассказ Ибн-Фадлана – выдумкой. Ибн-Фадлан не был в Булгарии, а рассказ о нем выписан из какого-то сочинения. По другой версии, эту подделку мог совершить и переписчик рукописи неизвестный Яхут ар-Руми (странное совпадение, утугуры-булгары были связаны с Византией, и эта рукопись о волжских «булгарах» переписывалась византийцем Яхутом ар-Руми). Есть ученые, которые считают, что рукопись Ибн-Фадлана написана в XIX в. Но если даже опираться на этот источник, то выходит, что булгарский элтебер (князь) Алмуш обращался с письмом к халифу ал-Муктадиру, когда ещё в Среднем Поволжье не было государства. И халиф отправляет караван из 3000 лошадей и 5 тысяч человек какому-то племени. Да это не караван, а целое войско! Далее из этого источника следует, что булгарские вожди принуждают местное тюркское население к принятию ислама, причем за это хотят заполучить от халифа 4000 динаров. Арабы, верные своим традициям, помогли построить мечеть, подарили Коран, обучили законам шариата. А денег на строительство крепости не привезли. Разгневанный Алмуш, не веря в это, несколько дней допрашивал посла Ибн-Фадлана, требуя от него 4000 динаров. Допрос сопровождался угрозами. Алмуш пригрозил, что примет ислам ханифитского толка, чему был противник арабский халиф. Но такая угроза также не дала результатов, так как у арабов не было намерения помогать материально. Главная их задача сводилась к тому, чтобы внедрить свою религию и традиции. Только для этих целей арабы оказывали помощь в виде постройки мечетей и бесплатной раздачи Корана и книги законов шариата. Поняв это, Алмуш перестал просить деньги. Таким образом, Алмуш был простым ростовщиком или обыкновенным торгашом (кстати, Алмуш по-тюркски обозначает «вымогатель», «берущий». Яхут ар-Руми в своем произведении специально дает булгарскому элтеберу имя Алмуш. Этим он показывает, что он их человек, торговый человек). К тому же, будучи вассалом Хазарского каганата, он не мог самостоятельно решать глобальные вопросы, тем более связанные с религией. И, конечно, он стал миссионером с полного согласия хазарского иудейского кагана. Иудейство, ислам, христианство – все они вместе боролись против тэнгрианства, а в конечном счете –тюркской цивилизации. Вот почему иудейский хазарский каган против восставших тэнгрианцев-хазар нанимал наёмников-мусульман. Мусульмане были его опорой.

Некоторые ученые считают 922 год датой принятия ислама в качестве государственной религии Волжской Булгарии и датой образования этого государства. Но это не соответствует истине, что подтверждает и сам Ибн-Фадлан, говоря, что многие племена и народы, живущие в Булгарии, не подчинились Алмушу (так как он не был их государем) и не приняли ислам.

«Булгары» не могли объединить тюркские племена в Среднем Поволжье ни на основе идеи (религии), так как религию предков они хотели продать за 4000 динаров, ни c помощью силы (Хазарский каганат шел к гибели и не мог оказать им существенной помощи). При такой политической обстановке, когда не было единства среди племен и силы, вряд ли «булгары» смогли создать Булгарское государство или даже федерацию племен. Петр I начал набирать немецких историков. С этого времени начались антитатарские тенденции в исторической науке и появились различные мифы, к примеру, о татарском иге и т.д. В том числе о так называемых «булгарах». Этот один из мифов XVIII века был продолжен и усилен постановлением 9 августа 1944 г. ЦК ВКП (б) о запрете исследования истории Золотой Орды.


Безертинов Рафаэль. Казань.

Газета “Безнен юл” № 4 август 2005 г.

Журнал “Тюркология”. u. Туркестан, № 5, 2005 г. с.94-101.

...Идеология тоталитарного режима, заявившего о себе особенно в период октябрьского переворота и до 1930-х годов, национальную историю также стремилась поставить на службу своим варварским амбициям. Было резко ограничено исследование многих исторических проблем, а татарская история вообще оказалась чуть ли не под полным запретом. Вместо изучения истории народа муссировались какие-то бессмысленные концепции. В пример можно привести изучение татарской истории в тесных географических рамках созданной в 1920 году Татарской Автономной республики и привязка ее непременно и исключительно к истории волжских булгар – далеких предков, вернее, одних из предков современных татар. Родство и связь татар с другими этническими группами начисто отвергались.

Главной целью такой политики было, да и поныне остается, разрушение общественного устройства татар как нации, уничтожение татарского национального самосознания и навязывания ему этнонима булгар. На эту цель, например, не покладая рук работали специалист по синтаксису М.З. Закиев и книговед А.Г. Каримуллин. Используя имевшуюся власть или влияние, они написали ряд книг по этнической истории татарского народа на низком профессиональном уровне. Свой вклад в ложную интерпретацию истории татар в свое время внесли и такие русские ученые, как академик Б.Д. Греков и археолог Н.Ф. Калинин. Например, их совместный труд, изданный в 1948 году, основан на идее булгаризма и антитатаризма. Булгарскую теорию происхождения татар также пропагандировал в своих трудах доктор исторических наук А.Х. Халиков.


М.И. Ахметзянов, академик. Казань.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: