Теория проблемного обучения была разработана в середине 70-х годов ХХ века В. Оконь и М. Махмутовым. Она построена на деятельностном подходе и опирается на проблемный характер мышления. Такой вид обучения способствует развитию умственных способностей, самостоятельности и творческого мышления учащихся.
Проблемное обучение основывается на аналитико-синтетической деятельности обучающихся, реализуемой в рассуждениях и размышлениях.
Проблемная ситуация понимается как познавательная задача, которая характеризуется противоречиями между имеющимися у студентов знаниями и умениями и требованиями, предъявляемыми к уровню образования. В проблемной ситуации у обучающихся появляется стремление к самостоятельному поиску путей ее решения.
Проблемное обучение включает в себя несколько этапов:
– осознание проблемной ситуации;
– формулировка проблемы на основе анализа ситуации;
– решение проблемы, включающее выдвижение и проверку гипотез;
– проверка решения.
При проблемном обучении предусматривается разный уровень сложности для обучающихся в зависимости от характера и количества осуществляемых ими действий при решении познавательных задач.
|
|
Теория поэтапного формирования умственных действий.
Согласно П. Я. Гальперину и Н. Ф. Талызиной, разработавшим теорию поэтапного формирования умственных действий, единицей психической деятельности является действие, а следовательно, управлять формированием образов можно только через посредство тех действий, с помощью которых они формируются. Поэтому основой обучения является не восприятие, а умственное или практическое действие. Главной задачей обучения является формирование умственных действий.
Механизм перехода действий из внешнего плана во внутренний представляет собой интериоризацию. Авторы концепции выделили пять этапов формирования умственных действий:
1) предварительное ознакомление с действием;
2) формирование действия по всем операциям;
3) формирование внешнеречевого действия;
4) формирование действия во внутренней речи;
5) перевод действия в процессы мышления.
Наилучшие результаты применение этой теории дает при подготовке операторов, музыкантов, спортсменов, водителей, где есть возможность начинать обучение с материальных или материализованных действий. В школе же не всегда обучение начинается с предметного восприятия, поэтому применение этого метода ограничено.