Психологическая структура деятельности педагога является своеобразным отражением деятельности педагогических систем. Она представляет собой взаимосвязь, систему и последовательность действий педагога, направленных на достижение поставленных целей через разрешение педагогических задач.
Преподаватель высшего учебного заведения выполняет такие функции:
▪ организаторскую (руководитель, наставник в лабиринте знаний, умений и навыков);
▪ информационную (носитель новейшей информации);
▪ трансформационную (превращение общественно значимого содержания знаний в акт индивидуального познания;
▪ ориентационно-регулятивную (структура знаний педагога определяет структуру знаний студента);
▪ мобилизующую (перевод объекта воспитания в субъект самовоспитания, самоутверждения).
Профессиональная деятельность преподавателя высшего учебного заведения – это особая разновидность творческого интеллектуального труда. Творчество преподавателя состоит в следующих моментах:
|
|
√ в подборе методов и разработке технологий реализации цели и задач, поставленных государством перед высшей школой;
√ в обеспечении эффективности учебно-воспитательного процесса;
√ в вооружении будущих специалистов фундаментальными знаниями;
√ в приучении студентов к самостоятельному получению максимальной информации за короткое время;
√ в развитии творческого мышления обучающихся;
√ в обучении умениям научного исследования;
√ в воспитании разностороннего, эрудированного и культурного человека.
Выполнение всех профессиональных функций педагога базируется на признании его академической свободы, под которой понимаетсяпредоставление определённых прав работникам образования (профессорско-преподавательскому составу, научным работникам и студентам вузов). Академическая свобода означает возможность для преподавателей излагать учебный материал по своему усмотрению, выбирать темы и методику для научных исследований, а для студента – получать знания согласно своим склонностям и потребностям. В то же время предоставляемые академические свободы влекут за собой ответственность руководства образовательных учреждений за создание оптимальных условий для свободного поиска истины.
Психологическая структура деятельности выступает как система и последовательность действий педагога. Это взаимосвязь действий, которые позволяют достигать поставленные цели благодаря решению педагогических задач. В ней можно выделить конструктивный, организаторский, коммуникативный и гностический функциональные уровни.
|
|
♦ Гностический компонент включает в себя изучение:
‒ содержания и способов влияния на студентов;
‒ возрастных и индивидуальных особенностей студентов;
‒ особенностей учебно-воспитательного процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков.
По сути гностический компонент является стержнем всех остальных компонентов.
♦ Конструктивный компонент включает в себя:
‒ подбор и композицию содержания информации;
‒ проектирование деятельности студентов, в которой эта информация может быть освоена;
‒ проектирование собственного поведения по отношению к студентам.
♦ Организационный компонент включает:
‒ информацию в процессе ее сообщения студентам;
‒ разные виды деятельности студентов, чтобы результаты отвечали целям системы;
‒ собственную деятельность и поведение в ходе взаимодействия со студентами.
♦ Коммуникативный компонент включает:
‒ установление педагогически целесообразных отношений с теми, на кого направлено влияние;
‒ установление правильных отношений с руководителями;
‒ соотношение своей деятельности с государственным заданием.
Психологическая структура компонентов деятельности преподавателя является динамической и постепенно изменяется в процессе овладения мастерством.
Деятельность преподавателя высшей школы имеет высокую социальную значимость и занимает одно из центральных мест в формировании общественного сознания и духовной культуры украинского общества. Для преподавателя высшей школы необходимой характеристикой является интеллигентность, то есть такоесвойство, функция личности, которая выражается в обострённом чувстве несовершенства социального мира, критическом к нему отношении.
Определяющими качествами интеллигентности являются: гуманизм, высокая духовность и чувство ответственности за свои поступки, добропорядочность, способность к пониманию другого, терпимое отношение к миру и людям, безупречное соблюдение чести, непременное чувство меры во всём.
Все эти качества являются необходимым компонентом психологической структуры деятельности педагога и существенным образом влияют на эффективность решения педагогических задач.