Психологическая структура деятельности педагога

Психологическая структура деятельности педагога является своеобразным отражением деятельности педагогических систем. Она представляет собой взаимосвязь, систему и последовательность действий педагога, направленных на достижение поставленных целей через разрешение педагогических задач.

Преподаватель высшего учебного заведения выполняет такие функции:

организаторскую (руководитель, наставник в лабиринте знаний, умений и навыков);

информационную (носитель новейшей информации);

трансформационную (превращение общественно значимого содержания знаний в акт индивидуального познания;

ориентационно-регулятивную (структура знаний педагога определяет структуру знаний студента);

мобилизующую (перевод объекта воспитания в субъект самовоспитания, самоутверждения).

Профессиональная деятельность преподавателя высшего учебного заведения – это особая разновидность творческого интеллектуального труда. Творчество преподавателя состоит в следующих моментах:

√ в подборе методов и разработке технологий реализации цели и задач, поставленных государством перед высшей школой;

√ в обеспечении эффективности учебно-воспитательного процесса;

√ в вооружении будущих специалистов фундаментальными знаниями;

√ в приучении студентов к самостоятельному получению максимальной информации за короткое время;

√ в развитии творческого мышления обучающихся;

√ в обучении умениям научного исследования;

√ в воспитании разностороннего, эрудированного и культурного человека.

Выполнение всех профессиональных функций педагога базируется на признании его академической свободы, под которой понимаетсяпредоставление определённых прав работникам образования (профессорско-преподавательскому составу, научным работникам и студентам вузов). Академическая свобода означает возможность для преподавателей излагать учебный материал по своему усмотрению, выбирать темы и методику для научных исследований, а для студента – получать знания согласно своим склонностям и потребностям. В то же время предоставляемые академические свободы влекут за собой ответственность руководства образовательных учреждений за создание оптимальных условий для свободного поиска истины.

Психологическая структура деятельности выступает как система и последовательность действий педагога. Это взаимосвязь действий, которые позволяют достигать поставленные цели благодаря решению педагогических задач. В ней можно выделить конструктивный, организаторский, коммуникативный и гностический функциональные уровни.

♦ Гностический компонент включает в себя изучение:

‒ содержания и способов влияния на студентов;

‒ возрастных и индивидуальных особенностей студентов;

‒ особенностей учебно-воспитательного процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков.

По сути гностический компонент является стержнем всех остальных компонентов.

♦ Конструктивный компонент включает в себя:

‒ подбор и композицию содержания информации;

‒ проектирование деятельности студентов, в которой эта информация может быть освоена;

‒ проектирование собственного поведения по отношению к студентам.

♦ Организационный компонент включает:

‒ информацию в процессе ее сообщения студентам;

‒ разные виды деятельности студентов, чтобы результаты отвечали целям системы;

‒ собственную деятельность и поведение в ходе взаимодействия со студентами.

♦ Коммуникативный компонент включает:

‒ установление педагогически целесообразных отношений с теми, на кого направлено влияние;

‒ установление правильных отношений с руководителями;

‒ соотношение своей деятельности с государственным заданием.

Психологическая структура компонентов деятельности преподавателя является динамической и постепенно изменяется в процессе овладения мастерством.

Деятельность преподавателя высшей школы имеет высокую социальную значимость и занимает одно из центральных мест в формировании общественного сознания и духовной культуры украинского общества. Для преподавателя высшей школы необходимой характеристикой является интеллигентность, то есть такоесвойство, функция личности, которая выражается в обострённом чувстве несовершенства социального мира, критическом к нему отношении.

Определяющими качествами интеллигентности являются: гуманизм, высокая духовность и чувство ответственности за свои поступки, добропорядочность, способность к пониманию другого, терпимое отношение к миру и людям, безупречное соблюдение чести, непременное чувство меры во всём.

Все эти качества являются необходимым компонентом психологической структуры деятельности педагога и существенным образом влияют на эффективность решения педагогических задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: