1. Напишите эссе на тему «Терминаторный менеджмент». Проблемная ситуация для осмысления: профессия педагога иногда воспринимается как авторитарная, т. к. в ней заложены забота, опека, наставничество, стремление передать свой опыт; в ней очень нечеткая грань, за которой начинается морализаторство, менторство, насилие над личностью. У студентов наступает ответная реакция: он пытается стать автономным от такого воспитателя, оказывая сопротивление, открытое или скрытое, лицемерное.
2. Подготовьтесь к дискуссии «Постмодернистские черты в образовательной среде». Проблемы для обсуждения:
√ Гибель традиционного субъекта (стабильного, однозначно центрированного и линейно детерминированного со стороны общего социального порядка).
√ Авторитет приобретает «личностный» характер. Педагог, который теперь не является воплощением Истины и Знаний, теряет свой институциональный авторитет, возникающий из самого факта признания роли наставника. Педагог уже не воспринимается в роли «трансмиссийного паса», который несет студентам абсолютную мудрость, истину и знания, требуя взамен уважение и послушание.
√ Педагог не может теперь выступать и в роли «управляющего демократа», который манипулирует студентами ради достижения заранее заданных целей. Он пытается создать условия для «образовательного диалога», где вместе со студентами будет искать путь в сложном мире.
√ Гибель традиционного субъекта (стабильного, однозначно центрированного и линейно детерминированного со стороны общего социального порядка). Если модернизм провозглашает идею ценности «Я», то постмодернизм – идею его расщепления (ино-, поли-, бес-субъектность).
√ Идеи западного постмодернизма – это порождение определенной стадии развития одной из мировых культур, которая в определенных аспектах не совпадает с нашей украинской. Поэтому нельзя весь запал критики переносить на науку, культуру и образование Украины. Конечно, нельзя не согласиться с постмодернистами в их позитивно-эвристических аспектах критики претензий социальных наук на «абсолютную истину», совершенство, безграничность использования предложений и выводов.
√ Следует признать, что целесообразно было бы расширить и разнообразить образовательное пространство, дополнить примитивные однолинейные задания проблемными с множеством ответов и решений, поддерживать «нестандартность» и оригинальность мышления, богатство и разнообразие природного и культурного наследия и т. д.
√ В то же время нужно быть осторожным с переходом на полную свободу выбора студентами собственных «путей развития», культивированием сомнений и релятивизма на всех этапах обучения и воспитания. Это может быть полезно, но не для всех и не на всех уровнях образовательной системы. В противном случае легко сформировать нигилизм и полное отторжение от культуры и опыта наших предков, недоверие к точным наукам, увлеченность всеми религиями мира и сектантскими учениями.
√ В целом, постмодернистские идеи можно воспринимать как переходное состояние, когда постмодернизм успешно разрушает стороны и элементы предыдущей эпохи, но не может предложить новую методологию преобразования мира.
(Группа разбивается на две части: в соответствии с достоинствами и недостатками постмодернистских подходов к образованию).
Модульный контроль 2.
«Психологические особенности деятельности
в высшей школе»
Вариант 1.
1. В чем суть педагогической парадигмы образования?
2. Какие профессиональные способности должен иметь педагог?
3. Какие способности преподавателя относятся к мажорным?
4. Что такое педагогическая техника?
Вариант 2.
1. На что ориентирует акмеологическая парадигма образования?
2. Дайте характеристику экспрессивных умений преподавателя.
3. Какие морально-духовные качества должен иметь преподаватель?
4. В чем проявляются творческие аспекты деятельности преподавателя?
Вариант 3.
1. В чем суть коммуникативной парадигмы образования?
2. Выделите основные группы профессиональных способностей педагога.
3. Какие способности преподавателя относятся к психомоторным?
4. Какие социально-педагогические качества должен иметь преподаватель?
Вариант 4.
1. На что ориентирует андрагогическая парадигма образования?
2. Дайте характеристику перцептивных умений преподавателя.
3. Что включают психолого-педагогические умения преподавателя?
4. Какова структура авторитета преподавателя?
Литература, рекомендованная к модулю 2
1. Андриади И. П. Основы педагогического мастерства / И. П. Андриади. – М.: Академия, 2005. – 160 с.
2. Астахова Е. В. Трансформация современных функций высшего образования в современных условиях /Е. В. Астахова. – Харьков, 1999.
3. Бєлова Л. О. Виховна система ВНЗ: питання теорії та практики / Л. О. Бєлова. – Х.: Вид-во НУА, 2004.
4. Бандурка А. М. Основы психологии управления: учеб. / А. М. Бандурка, С. П. Бочарова, Е. В. Землянская. – Харьков: Ун-т внутр. дел, 1999. – 528 с.
5. Бордовская Н. В. Педагогика: учеб. для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – СПб.: Питер, 2000.
6. Вітвицька С. С. Основи педагогіки вищої школи: Підручник за модульно-рейтинговою системою навчання для студентів магістратури / С. С. Вітвицька. –Київ: Центр навч. л-ри, 2006. – 384 с.
7. Вишнякова Н. Ф. Креативная акмеология. Психология высшего образования: монографія: в 2 т. / Н. Ф. Вишнякова – Т. 1: Психология развития творческой личности взрослого человека. –2-е изд., доп. и перераб. – Мн.: Дэбор, 1999. – 300 с.
8. Гершунский Б. С. Философия образования для ХХ1 века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский. – М.: ИнтерДиалект+, 1997.
9. Глобальные проблемы человечества как фактор трансформации образовательных систем / под общ. ред. В. И. Астаховой– Харьков: Изд-во НУА, 2008.
10. Глоссарий современного образования / [сост.: Астахова В. И. и др.]; под общ. ред. Е. Ю. Усик; Нар. укр. акад – Харьков: Изд-во НУА, 2007. – 527 с.
11. Заньковский А. Н. Организационная психология: учеб. пособие для вузов по специальности «Организационная психология» / А. Н. Заньковский. – 2-е изд. – М.: Флинта: МПСИ, 2002. – 648 с.
12. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура» / М. Кастельс. – М.: ГУ-Высшая школа экономики, 2000.
13. Курс лекций по социологии образования / под ред. В. И. Астаховой. – Харьков: Изд-во НУА, 2003.
14. Лукашевич Н. П. Социология образования: конспект лекций / Н. П. Лукашевич; МАУП – К.,1997.
15. Мистецтво бути викладачем: практ. посіб./ А. Брінклі, Б. Десантс, М. Флемм та ін.; за ред. О. І. Сидоренка. – К.: Навч.-метод. центр «Консорціум з удосконалення менеджмент-освіти в Україні», 2003. – 144 с.
16. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 368 с. – (Педагогическое образование).
17. Педагогіка вищої школи: навч. посіб. / З. Н. Курлянд, Р. І. Хмелюк, А. В. Семенова та ін.; за ред. З. Н. Курлянд. – 3-є вид., перероб. і доп. – К.: Знання, 2007. – 495 с.
18. Подольська Є. А. Освіта як чинник розвитку особистості в социокультурному контексті / Є. А. Подольська, В. М. Назаркіна, А. О. Яковлєв. – Х.: Золоті сторінки, 2002.
19. Подольская Е. А. Вища освіта як ресурс кар’єрного зростання молоді / Е. А. Подольская, Н. В. Шевченко // Вісник Харк. нац.. ун-ту. 800′ 2008. – Х.: ХНУ ім. В. Н. Каразіна, 2008. – Вип. 22.: Соціологічні дослідження сучасного суспільства: методологія, теорія, методи. – С. 167–172.
20. Подоляк Я. В. Педагогика высшей школы: учеб. пособие / Я. В. Подоляк. – Харьков, 2008. – 176 с.
21. Реан А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. – СПб.: Питер, 2004. – 432 с.
22. Семенова А. В. Розвиток професійної компетентності фахівців засобами парадигмального моделювання (інтерактивний тренінг): навч.-метод. посіб. / А. В. Семенова. – О.: СВД Черкасов М. П., 2006. – 130 с.
23. Семенова А. В. Основи психології і педагогіки: навч. посіб. / А. В. Семенова, Т. Ю. Осипова, Р. С. Гурін. – 2-е вид., перероб. і доп – К.: Знання, 2005. – 298 с.
24. Скок Г. В. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: учеб. пособие для преподавателей / Г. В. Скок.; отв. ред. Ю. А. Кудрявцев. – М.: Рос. педаг. агентство, 1998. – 102 с.
25. Степанов Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания /Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина– М., 2003.
26. Шевчук О. Л. Культурологічна освіта майбутнього вчителя: теорія і практика / О. Л. Шевчук. – К.: Вид-во НПУ ім. М. П. Драгоманова, 2004. – 232 с.






