Юридическая ответственность

Юридическая ответственность означает применение к правонарушителю санкций правовых норм, указанных в них определенных мер ответственности.

Признаки юридической ответственности:

- является одним из видов государственного принуждения;

- наступает за совершенное правонарушение;

- выражается в обязанности правонарушителя претерпевать определенные лишения личного, имущественного характера;

- связана с государственным осуждением;

- осуществляется в установленных законом процессуальных формах.

Виды юридической ответственности:

1. Дисциплинарная ответственность заключается в наложении на виновное лицо дисциплинарного взыскания властью руководителя (выговор, замечание и т.д.).

2. Административная ответственность выражается в применении органами исполнительной власти мер административного воздействия к виновным лицам (предупреждение, штраф и т.д.).

3. Гражданско-правовая ответственность вытекает из нарушения имущественных и личных неимущественных прав граждан и организаций.

4. Уголовная ответственность – наиболее жесткие меры государственного воздействия, применяется в судебном порядке к лицу, виновному в совершении преступления.

Цели юридической ответственности:

- защита правопорядка;

- воспитание граждан в духе уважения к праву;

- восстановление социальной справедливости;

- предупреждение совершения новых правонарушений.

Функции юридической ответственности:

1. Штрафная состоит в том, что юридическая ответственность является, с одной стороны, средством наказания правонарушителя, с другой, средством, предупреждающим новые правонарушения.

2. Воспитательная – состоит в формировании у субъектов права уважительного отношения к праву.

3. Компенсационная – состоит в возмещении имущественных прав потерпевшей стороны.

Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность:

- не достижение установленного законом возраста;

- невменяемость;

- необходимая оборона;

- крайняя необходимость;

- причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление;

- физическое или психическое принуждение;

- исполнение приказа или распоряжения;

- обоснованный риск.

Нравственно-правовая культура

Правовая культура – совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере.

Структурными элементами правовой культуры выступают компоненты юридической деятельности в их особом ракурсе эталонов поведения: право, правосознание, правовые отношения, законность, правопорядок и правомерная деятельность субъектов.

Правовая культура личности выражается в трех состояниях – в правовых культурных ориентациях, в творческой деятельности по их реализации и в результатах реализации этих ориентаций.

Как степень особого развития индивида правовая культура человека проявляется в его подготовленности к восприятию прогрессивных, цивилизованных правовых идей и законов, в умениях и навыках пользоваться правом, а также в оценке собственных знаний права.

Правовая культура является показателем социальной развитости человека, во-первых, со стороны ее направленности, а во-вторых, со стороны ее уровня.

К изучению структуры правовой культуры личности можно подойти также со стороны уровня и глубины познания правовых явлений, с позиций овладения ими.

Здесь выделяются обыденный, профессиональный и теоретический уровни правовой культуры.

Обыденный уровень правовой культуры ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями. Обыденная правовая культура как бы останавливается на поверхности правовых явлений, ее обобщения неглубоки. Ее специфика такова, что она, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, проявляется на уровне здравого смысла, активно используется людьми в их повседневной жизни при соблюдении, исполнении юридических обязанностей и использовании субъективных прав и представляют собой огромный массив цивилизованного каждодневного поведения.

Профессиональный уровень правовой культуры складывается у тех лиц, которые специально занимаются правовой деятельностью, у юристов. Лицам, обладающим этой культурой, свойственна более высокая степень знания и понимания правовых явлений, а также профессионального поведения.

Теоретический уровень правовой культуры представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, всего механизма правового регулирования. Она вырабатывается коллективными усилиями ученых-философов, социологов, юристов, общественным опытом практических работников и т.д.

Содержание правовой культуры определяет модель правокультурной личности. Такая модель предполагает характеристику:

а) фактического правового и правозначимого поведения личности;

б) ее отношения к праву;

в) привычки к правомерному поведению;

г) гражданско-правовой активности.

Функции правовой культуры:

1. Познавательно - преобразовательная.

2. Праворегулятивная.

3. Ценностно-нормативная.

4. Правосоциализаторская.

5. Коммуникативная.

6. Прогностическая.

Правовая культура не только впитывает в себя достижения цивилизации, но и способствует развитию и упорядочению самой цивилизации. Важное значение в ней нравственные ценности. Возрождение нравственности, общечеловеческих ценностей в нашем обществе представляет собой непременный элемент высокой общей культуры, а потому и правовой культуры страны. Правовая культура ценна не только тем, что она служит идеалом нашего государства, но и тем, что в ней заключены общечеловеческие идеалы гуманизма и справедливости.

Гуманистическое воспитание студентов с опорой на общечеловеческие ценности всегда являлось и является сегодня одной из приоритетных задач. Ценность – «специфически социальные определения объектов окружающего мира, выделяющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы)».

Среди общечеловеческих ценностей прогрессивные мыслители, философы и педагоги всегда выделяли на первое место права человека, его свободу и соответствующие им воспитание и образование. Нравственный и правовой потенциал прав человека, как и других общечеловеческих ценностей накапливался тысячелетиями и служил основанием мотивации и регулирования человеческого поведения.

В современных условиях международное сообщество впервые в мировой истории разработало документы, в которых отражены общечеловеческие ценности, основные права и свободы человека, являющиеся международными стандартами (Всеобщая декларация прав человека ООН, Конвенция о правах ребенка и другие документы).

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (1992 г.) основные идеи этих документов положены в основу государственной политики в области образования в нашей стране. Поэтому студентам, как и преподавателям, следует не только знать документы о правах человека, но и руководствоваться ими. Они ориентируют преподавателя организовать процесс воспитания и обучения в вузе таким образом, чтобы создать благоприятное нравственно-правовое пространство, которое способствовало бы успешному развитию каждого студента.

К сожалению, в нашем обществе наблюдается тот факт, что система образования не отражает в полной мере динамику изменения общечеловеческих ценностей. Общество чувствует, что ценности сменились, но цели воспитания, к сожалению запаздывают. Этим и объясняются серьезные проблемы в нравственной и правовой культуре людей. Решение проблемы требует правильной организации нравственно-правового воспитания. Правильная организация нравственно-правового воспитания культуры личности не мыслимо без четкого понимания сущности таких феноменов как право и нравственность. Поэтому в задачу нашего исследования входит выявление сущности права, его генезис, социальная ценность, его всемирное предназначение, взаимосвязь с нравственностью.

Право это сложное явление социального мира – констатирует Н.Н. Палиенко. Право – совокупность правил и норм, выражающих идею о должном порядке общественных связей. Действительная жизнь – предпосылка для создания правил и норм, т.е. ученый считает, что право не выходит за пределы закономерностей явлений. Такого же мнения придерживался Б.Н. Чичерин: «Как факт, право есть явление общественной жизни».

Права создаются людьми при их воле – подчеркивает П.Н. Новгородцев. Трубецкой Е.Н. трактовал право, прежде всего, как правила поведения. В его понимании право есть совокупность норм, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях. Праву характерны два элемента: объективный и субъективный. Объективный элемент права регулирует отношение людей в обществе. Субъективный элемент регулирует индивидуальное право.

По мнению Б.Н. Чичерина право есть идеальное требование во имя идеального принципа. Право и нравственность имеют единственную основу – свободу. Только свобода, подчиняющаяся закону, может установить прочный правопорядок. Право и нравственность – ветви одного ствола, корень того и другого - этническое сознание долга. Право свои высшие руководящие начала заимствует от нравственности. Поэтому П.И. Новгородцев считает, что юридические законы могут исполняться не только в силу внешних соображений, но и на основании нравственных мотивов. По словам П.Г. Виноградова право не может быть оторвано от нравственности, поскольку оно содержит в качестве одного из своих элементов понятие правильности, которому соответствует нравственное начало – справедливость. Это говорит о том, что определение права не может быть основано исключительно на понятии государственного принуждения.

В.С. Соловьев понимал право, как принудительное требование реализации определенного минимума добра или порядка, не допускающего известных проявлений зла. Принудительное начало вносится в право идеей общего блага или общественного интереса. Право, по его мнению, есть исторически подвижное определение необходимого принудительного равновесия двух нравственных интересов – личной свободы и общего блага. Не свобода составляет ключевой принцип права, поскольку право определяется нравственным началом.

Исторически право и мораль пребывают в некоторой неразличимой слитности. «Право это не только набор установленных или признаваемых норм и требований, но также разновидность повторяющегося и устойчивого общения, в котором его участники обмениваются определенными суждениями, демонстрируют свою приверженность моральным и нравственным ценностям, поддерживают дух законопослушности и добропорядочной гражданственности».

Э.Ю. Соловьев квалифицировано, сопоставляя нравственность с правом, подчеркивает, что нравственность и позитивное право представляют собой различные нормативные образования, хотя и пересекающиеся друг с другом. Д.И. Луковская рассматривает право и мораль как определенную меру свободы индивида. «Мораль и право – различные, но не антагонистические явления». Интересна на наш взгляд трактовка соотношения морали и права в учении И.А. Ильина. Мораль рассматривается им как основа правосозна­ния, которая является предпосылкой существования права и государства.

Правовая культура как личности, так и общества немыслима вне и помимо нравственности. Возрождение нравственности, общечеловеческих ценностей в нашем обществе представляет собой неприменый элемент высокой общей культуры, а потому и правовой культуры страны. Правовая культура ценна не только тем, что они служат идеями гуманизма и справедливости. Если правовая культура порывает с этими идеалами, то она перестает служить и праву, и цивилизации

Следует подчеркнуть, что в психолого-педагогической, юридической и философской литературе встречаются термины «нравственный потенциал», «правовой потенциал», «нравственная культура», «правовая культура» и т.д. Не вдаваясь в подробности этих определений, отметим, что понятие культура шире, чем понятие потенциал.

Известно, что потенциал – совокупность средств, возможностей в какой-нибудь области. В целях нашего исследования потенциал понимается как совокупность психолого-педагогических средств и возможностей ученика, которые могут быть использованы им для усвоения нравственно-правовых норм, составляющих ядро нравственно – правовой культуры. В задачу нашего исследования входило выявление сущности понятия «нравственно- правовая культура».

Выявление сущности понятий мораль и право составили ориентир в тол­ковании феномена нравственно-правовая культура. Анализ понятий культура с позиций антропологии, социологии, философии, юриспруденции дан в трудах В.П. Сальникова. Под правовой культурой автор понимает совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере. Нравственная культура -совокупность всех ценностей созданных людьми в сфере регулирования их межличностных отношений, которые не регулируются правом. Никитин А.Ф. глубоко анализируя феномен, правовая культура подчеркивает, что фундаментальную основу этого понятия составляет нравственное начало (идейно-политические, нравственные взгляды, убеждения). К структурным компонентам правовой культуры автор справедливо относит: правовые знания, отношения человека к праву, поведение человека в правовых ситуациях.

Отправным ориентиром в выявлении определения «нравственно-правовая культура» в нашем исследовании являлась аксиома В.М. Гессена «Право и нравственность – ветви одного ствола, корень того и другого – этнические сознания долга», а так же известная взаимосвязь, взаимообусловленность, характерные отличия правовых и моральных норм.

Единство права и морали их отличительные особенности было показано еще русским дореволюционными правоведами, основательно исследовавшими данный вопрос. Анализ трудов правоведов (Н.Н. Матузов, И.А Ильин и др.) позволил выявить единство и отличительные особенности права и морали.

Единство права и морали выражается в том, что, во-первых, они представляют собой разновидность социальных норм, которые в своей совокупности составляет целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают определенными общими чертами; у них в принципе единая нормативная природа. Во-вторых, право и мораль социально однотипны. В-третьих, и мораль и право опираются на единый политический фундамент. В четвертых, право и мораль имеют один и тот же объект регулирования – существующие общественные отношения. В-пятых, право и мораль как нормативные явления, служат средствам гармонизации личных и общественных потребностей. В-шестых, право и мораль преследуют, в конечном счете, одни и те же цели и задачи – упорядочение и совершенствование общественной жизни, развитие личности, утверждение принципов справедливости, гуманизма.

Отличительные особенности рассматриваемых явлений, заключается в следующем:

1. Правовые нормы санкционируются государством, а нравственные нормы всем обществом.

2. Право опирается на силу государственного аппарата, а мораль на силу общественного мнения.

3. Правовые нормы закрепляются в юридических актах, а нравственные нормы возникают и существуют в сознании людей.

4. Право повелевает соблюдать законы, а нравственность – не только законы, но и долг.

5. Моральное пространство шире, чем правовое.

6. Нравственность формируется общественным сознанием, а право нет.

7. У права и морали, наконец, различные исторические судьбы. Мораль - «старше по возрасту», древнее, она всегда существовала и будет существовать в человеческом обществе, а право возникло лишь на определенной ступени социальной эволюции.

Обобщение вышеизложенного позволяет констатировать о богатой гамме различных точек зрения на социальный феномен – нравственно-правовая культура. Философское определение права, данное Б.Н. Чичериным, нам импонирует в большей степени. «Субъективное право определяется как нравственная возможность или иначе как законная свобода что-либо делать или требовать. Объективное право есть самый закон, определяющий эту свободу. Соединение обоих смыслов даст нам общее определений: право есть свобода определенная законом». Феномен «нравственная культура» и «правовая культура» рассматриваются, разрознено, хотя основу права составляет мораль. В психолого-педагогических целях целесообразнее опираться на комплексные определения «нравственно-правовая культура».

В целях систематизации выявленных научных знаний воспользуемся аксиоматическим методом. Аксиоматический метод – это метод построения какого-либо раздела науки, при котором из всех истинных утверждений раздела избирается некое подмножество из числа этих утверждений, кладется в основу раздела в качестве исходных положений (аксиом), из которых затем логическим путем выводятся иные истинные утверждения этого раздела.

«Правосознание – главный источник естественного права, а также универсальная связующая реальность между правом и моралью, между естественным и положительным правом».

¨ И.А. Ильин

«Общие законы общественной жизни действуют и в области права. Право, следовательно, не может быть понято вне связи с фактами и условиями действительной жизни».

«Право является правилами, нормами, выражающими идею о должном порядке общественных связей».

«Право можно определить, как совокупность своеобразных положительных и объективных норм или правил должного, вырабатываемых в общественном союзе и имеющих характер властных внешних приказов, направленных на регулирование человеческих отношений».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: