Миниатюры свитка Иисуса Навина

Свиток Иисуса Навина (Рим, Библиотека Ватикана) – манускрипт, дающий представление о работе художников Александрийской школы. Египетская Александрия в V–VI вв. была в культурном отношении едва ли не эквивалентна Константинополю, на несколько веков предваряя своей славой новую столицу христианской империи. Будучи созданным в скриптории Константина Багрянородного в VII в., свиток копирует рукопись V в. из Александрии. Добавления средневековым курсивом и светло-сиреневая подцветка – результат реставрации Х столетия [Лазарев 1947: 55–56].

Рукопись посвящена событиям Ветхого Завета и повествует о деяниях сподвижника Моисея – юного и благочестивого воина Иисуса. Античная форма рукописи в виде свитка отвечает стилистике ее миниатюр. При этом фигуры, соответствуя в общих чертах эталону античной красоты, в деталях предлагают некоторые отличия. Античный канон пропорций, характер исполнения драпировок узнаваемы в рисунке миниатюр. Кажется, что ряд особенностей объемного изображения переведен на язык линии и, благодаря этому, получает новое звучание. Умение передавать объем при помощи варьирования толщины линии отличает средневековых византийских мастеров и, в частности, иконописцев. Иллюстрации свитка демонстрируют один из самых ранних примеров такого «иконописного» мастерства. Чистота и ясность контура изображения подчеркивается ирреальным пейзажем, состоящим из «кристаллических» горок и вводящим читателя в мистическую атмосферу библейского повествования. Поскольку книга «Иисуса Навина» рассказывает преимущественно о сражениях, пространство свитка насыщено батальными сценами, построенными, вероятно, не без влияния римских триумфальных рельефов.

Сирийская миниатюра VI в.

В сирийской и, в частности, в антиохийской миниатюре выразилась не-эллинистическая художественная традиция, присутствующая также в произведениях, созданных на территории Малой Азии, Палестины, Каппадокии. Она характеризуется предпочтением выразительности прекрасному, орнаментальным принципом в композиции, выражающимся в нарочитой симметрии изображения, в однообразной ритмике повторяющихся элементов. Принципиально плоскостные миниатюры могут строиться из разобщенных композиционных звеньев [Лазарев 1986: 28–29].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: