Эпоха интернациональной готики (конец XIV– начало XV вв.)

Интернациональная готика (мягкий стиль, рококо эпохи треченто, придворный натурализм) – стиль европейского искусства, распространившийся в Западной и Восточной Европе на рубеже XIV–XV вв. и характеризующийся родственным составом видов и жанров, единством художественного подхода и иконографии.

- Космополитическая готика отличается утратой монументального чувства в изображении, преобладанием малых форм и распространением законов декоративно-прикладного искусства на все жанры художественного творчества.

- Формальными признаками стиля является нежность колорита, сладостность моделировки, особое внимание к красоте линии и орнаменту, аристократизм образной трактовки. Ювелирная проработка деталей и своеобразный готический натурализм сочетаются с принципиально анти-реалистической концепцией художественных произведений.

Отличительной чертой этого времени является отсутствие политических приоритетов, возвышение стран Восточной Европы: Чехии, Польши, Венгрии. Культурная политика некоторых правителей связана с приглашением мастеров из разных стран (папский двор в Авиньоне 1309–1377 гг., придворное искусство Бургундии), что повлекло за собой возникновение школ смешанного типа – франко-фламандской, итало-французской.

На рубеже XIV–XV вв. особое значение принадлежит северо-восточной части Франции – Бургундии. Эти земли лежали между королевством Франции и Священной Римской империей, простираясь вплоть до Фландрии и Брабанта. Несмотря на относительно небольшую территорию, Бургундия своей узкой, но протяженной территорией охватывала несколько языковых зон Европы. Художники Фландрии находили заказы у бургундской знати, пользуясь популярностью во всем мире. Фламандская школа в конце XIV в. была едва ли не единственной действительно значительной школой живописи тогдашней Европы. Эта школа не разделяла новшеств итальянского искусства, связанного с иллюзорной перспективой, пространство изображалось по интуитивным впечатлениям, почти всегда предполагая несколько точек схода. Главным фламандским новшеством было использование техники масляной краски. Эта техника была известна еще в эпоху античности, но в Нидерландах она отличалась большим совершенством. В частности, были изобретены новые связующие для красок, позволявшие делать светоносную масляную живопись более тонкой. Позднеготический натурализм, свойственный фламандской школе, ценился очень высоко. Ювелирная передача мельчайших деталей, фотографическая точность в портрете, реалистическая передача натурных объектов – все это восхищало европейских ценителей искусства, в том числе итальянцев. Важным достижением живописи Нидерландов был перенос акцента с миниатюры, которая занимала абсолютно приоритетное положение в эпоху поздней готики, на станковую живопись. При этом достижения фламандской книжной иллюстрации еще долго оставались важнейшим художественным ориентиром станковистов [Frère 2007: 10–13].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: