Сфера услуг и транспортные коммуникации в мировой экономике

В конце ХХ века интенсивно развивается сфера услуг, в том числе в мировой экономике. Это так называемый «третичный сектор», к которому статистика относит пять отраслей:

· Торговля.

· Транспорт и связь.

· Финансово-кредитная сфера.

· Государственное управление.

· Прочие услуги (здравоохранение, образование, наука, искусство, культура, бытовое и коммунальное обслуживание населения).

К концу 90-х гг. суммарная доля сферы услуг в индустриально развитых странах достигла 62-74% в ВВП, 63-75% - в общей численности занятых и превысила 50% общего объема капиталовложений.

Потребности в развитии сферы услуг выходят за рамки сугубо экономических: процесс гуманизации экономического роста сопровождается расширением комплекса услуг, направленных на совершенствование самого человека, его интеллектуальных и физических возможностей, удовлетворение его культурных, духовных и социальных запросов.

Развитые страны переходят на постиндустриальную стадию развития, что характеризуется следующими процессами.

Во-первых, НТП приводит к интенсификации производства в промышленности и сельском хозяйстве и вытеснению из них становящейся избыточной рабочей силы. Люди, потерявшие место в этих отраслях, обычно идут работать в торговлю, сферу социальных услуг, в туризм на низкооплачиваемые должности. Они занимаются бытовым сервисом. Таким образом идет процесс сервисизации экономики.

Во-вторых, одновременно с сервисизацией идет процесс информатизации общества. Объективные закономерности развития организации и управления потребовали вовлечения в информатизационную деятельность большого количества квалифицированных людей.

В-третьих, набирает силу процесс интеллектуализации. Он заключается в численном росте группы людей, занимающихся творческим интеллектуальным трудом. К этой группе можно отнести ученых, людей традиционно творческих профессий, менеджеров, частных предпринимателей, финансовых консультантов, врачей, юристов и т.д.

Международный обмен услугами осуществляется в основном между развитыми странами и характеризуется высокой степенью концентрации. В середине 80-х гг. на них приходилось более 80% экспорта и импорта услуг, в 90-е – 70%. Главные экспортеры – США, Голландия, Франция и Великобритания; в большей степени импортируют услуги Германия, Япония, талия. На эти две группы стран приходится более половины объема торговли услугами в мире. По темпам роста лидируют финансовые и компьютерные услуги.

Специализация страны на тех или иных видах услуг зависит от уровня экономического развития. Преобладающими в развитых странах являются финансовые, телекоммуникационные, информационные и деловые услуги. США, Великобритания, Франция, Швейцария, Германия являются экспортерами услуг образования и здравоохранения. Наиболее высокого уровня по размеру выставочных площадей и по количеству проводимых выставок достигли США и Западная Европа.

Для развивающихся стран характерна специализация на транспортных, туристических и финансовых (оффшорных) услугах. Так, многие страны предпочитают осуществлять перевозки под панамскими и либерийскими флагами. Около половины доходов от экспорта услуг получает Панама за предоставление иностранным судам транзита через Панамский канал. Примерно четверть доходов в структуре торговли услугами поступает в Египет благодаря Суэцкому каналу. «Финансовыми гаванями» называют Багамские и Антильские острова, Гонконг, Сингапур.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: