Таблица 1
Вид путей сообщения | |||
Железные дороги | |||
Автодороги | |||
Судоходные реки и каналы | |||
Нефте- и продуктопроводы | |||
Магистральные газопроводы | |||
Воздушные пути |
В географической структуре мировой транспортной сети выделяются три ведущих региона:
· Северная Америка, на которую приходится 30% общей протяженности мировых путей сообщения;
· Западная Европа, лидирующая по густоте сети и частоте движения;
· регион СНГ, занимающий первое место в мире по грузообороту сухопутных видов транспорта.
Динамика структуры грузооборота, %
Таблица 2
Вид транспорта | ||||
Железнодорожный | 30,8 | 18,9 | 16,0 | 14,3 |
Автомобильный | 7,5 | 8,0 | 8,3 | 10,2 |
Внутренний водный | 5,6 | 3,0 | 2,7 | 2,9 |
Морской | 51,9 | 62,7 | 62,1 | 60,5 |
Трубопроводный | 4,4 | 7,3 | 10,8 | 11,5 |
Воздушный | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,2 |
Объем перевозок (трлн ткм) | 6,8 | 28,9 | 45,7 | 49,5 |
Укрупнение и стандартизация грузовых мест, создание контейнера позволили использовать специализированные транспортные средства (суда-контейнеровозы на морском транспорте), механизировать погрузочно-разгрузочные операции. В результате были облегчены и удешевлены все звенья процесса доставки генеральных грузов от производителя до потребителя. Сократились сроки доставки и улучшилась сохранность грузов, что также благотворно сказалось на конечной цене промышленной продукции. Контейнерные перевозки сейчас играют существенную роль на магистральных направлениях международной торговли между Европой и странами АТР, между Северной Америкой и Юго-Восточной Азией.
Таблица 3
Динамика и структура пассажирооборота мирового транспорта, %
Вид транспорта | ||||
Железнодорожный | 25,6 | 15,2 | 11,8 | 9,6 |
Автомобильный | 71,4 | 77,2 | 79,0 | 80,3 |
Внутренний водный | 0,6 | 0,6 | 0,4 | 0,4 |
Морской | 0,8 | 0,3 | 0,3 | 0,3 |
Воздушный | 1,2 | 6,7 | 8,5 | 9,3 |
Объем перевозок (трлн пассажиро- км) | 2,5 | 8,0 | 14,2 | 19,1 |
Для развития транспорта широко используются государственные инвестиции и разнообразные субсидии. В большинстве развитых стран доля государственных инвестиций в транспорт составляет около 50% (США – 53%. Германия – 45%). При этом государство вкладывает деньги в основном в развитие постоянных устройств (порты, станции и т.п.), а частные компании – в парк транспортных средств. Во многих странах (например, Бенилюкса) городской транспорт почти полностью финансируется государством.