А: раскрытие своего прошлого слушателем-терапевтом

Принципы.

- Люди нуждаются в жизненных ролях, на которых могли бы учиться. Множество людей живут в полном незнании простейших вещей, происходящих на свете, в частности того, как в жизни человека чувства соединяются с действиями. Возможно, их родители скрывали от них многие важные аспекты своей жизни или лгали на их счет или же им просто не пришлось сталкиваться в своей жизни с серьезными коллизиями. Так или иначе у таких людей есть существенные пробелы в постижении ткани бытия,

В работе с такого рода пациентами не достаточно и неэффективно обучение их по "частям". От одной частности к другой. Им надо дать представление о том, как в реальной жизни разные ее аспекты и события вступают в сложные взаимоотношения. Короче говоря, им нужны модели жизненных ролей, с которыми бы они могли себя идентифицировать и на которых могли бы учиться.

- Потенциальная модель жизненной роли должна предлагаться человеком, имеющим определенный авторитет, но не настолько подавляющим, чтобы этой модели невозможно было последовать.

Желая стать моделью роли, терапевт должен захотеть раскрыть свою жизнь, как прошлое, так и настоящее, ее "хорошие" и "плохие" стороны, важные и тривиальные так, как они выглядят, без умалчивания, морализирования и оправданий. Если такое раскрытие содержательно связано с тем, что принес с собой пациент, ему будет легче освоить новое знание, ассимилировать его и стать, возможно, личностью более целостной. Слушатель-терапевт для того, чтобы стать действительно пригодной моделью роли, должен удовлетворять двум требованиям. Во-первых, он должен восприниматься пациентом как человек, обладающий определенной силой или компетентностью (иначе ему не стоит подражать), т. е. имеющий некоторый авторитет. Во-вторых, модель должна быть доступна подражанию, т. е. иметь достаточно много элементов, совпадающих с ситуацией пациента. Оптимальной моделью является человек, идущий той же "дорогой", что и пациент, но несколько опередивший его.

Способ исполнения

- Суть приема в том, чтобы проиллюстрировать на конкретном примере, как у других протекают процессы, подобные тем, что захватили пациента. Эта позиция пожалуй наиболее трудна для профессиональных психотерапевтов, обучение которых во многом посвящено тому, как избежать самораскрытия. Во время рассказа пациента терапевт отслеживает воспоминания собственной жизни и, если они увязываются с обсуждаемой проблемой, рассказывает о них говорящему более или менее подробно. Подобие должно заключаться не в сходстве внешних обстоятельств ситуаций, а в глубокой идентичности значений и чувств.

Суть приема (подхода) - проиллюстрировать конкретными примерами, как происходило развитие событий в ситуации подобной той, в которой оказался пациент, у других людей. Причем эти иллюстрации лишены даже намека на вынесение моральных оценок и поучений. Это не идеализированный образ ("так быть должно"), а бывший в действительности "инцидент" с элементами глупости, трусости, непоследовательности, через которые проходит каждый живой человек. Приводимые данные должны быть достаточно подробными и точными, чтобы пациент имел возможность сам сделать выводы. Недопустимы примеры, предполагающие однозначную моральную оценку или сформулированные в такой общей форме, что их содержание сводится к воспроизводству общих мест из теории этического выбора.

Комментарий

- Люди испытывают облегчение и укрепляются духом своим, когда видят, что ситуация, казавшаяся безнадежной, нашла разумное разрешение в чьей-то жизни.

Подход, выраженный в рассматриваемой позиции, описали и распространили С. Джурард и О. Маурер, хотя мне приходилось встречать его и раньше (в "Синаноне"). Раскрытие (рассказ своей истории) было очень важным элементом игры в "Синаноне", хотя в публикациях это и не было достаточно отчетливо выражено. Я живо вспоминаю чувство заинтересованности, безопасности и вовлечения (я играл роль "пациента"), когда кто-то, кого я уважал и которым восхищался, описывал случаи из своей жизни подобные, но гораздо худшие, чем те, которые представил я, и при этом не производил впечатления несчастного, и вел себя очень мило. Действуя в противоположной роли (рассказывающего свой опыт), видел как мои партнеры испытывают облегчение, когда я описывал ситуации, в которых я оказался, подобные структурно тем, в которых они пребывали в то время: увольнение с работы, непонимание окружающих, уход близких людей и т. д.

"Я не одинок в своем положении", "Может быть все образуется, хотя сейчас выглядит безнадежно", "Возможно у меня все в порядке, ведь у него было что-то подобное, а он производит впечатление нормального человека" - вот фрагменты самоотчетов моих партнеров по занятиям.

Во время одного из занятий (воркшопов) я познакомился с женщиной, социальным работником в доме для одиноких матерей. Она сама в возрасте 16-ти лет родила внебрачного ребенка и счастливо его воспитала, но никогда не рассказывала об этом женщинам, с которыми работала, хотя когда-то ей очень хотелось это сделать. Только теперь она поняла, что этот факт ее жизни может быть мощным инструментом для проведения позитивных перемен в поведении ее подопечных.

Самораскрытие, являясь весьма полезным приемом для пациента, не меньше пользы приносит и для личностного роста терапевта. Я не знаю лучшего способа приобщения к жизненной мудрости и интеграции, чем приобщение других к своему жизненному опыту, что позволяет увидеть его с разных точек зрения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: