Специфика социальных проблем военнослужащих и их социально-правовая защита

В последнее десятилетие государство периодически принимало определенные меры к повышению материального состояния военнослужащих и членов их семей. Несколько раз повышалось денежное довольствие, однако реальное повышение окладов на величину инфляции производилось нерегулярно, хотя в армиях развитых стран повышение окладов военнослужащих на величину планируемой инфляции проводится в начале каждого финансового года[52]. При этом за указанный период были отменены базовые льготы и компенсации. Начиная с декабря 1999 г. в Закон «О статусе военнослужащих» систематически вносились изменения, в результате чего военнослужащие были лишены почти всех льгот, которые были предусмотрены первой редакцией этого закона.

Наиболее болезненной для военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семей оказалась отмена Федеральным законом от 2002 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ по вопросам денежною довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот» ряда надбавок и льгот. Этим законом были отменены пенсионная надбавка военнослужащим, прослужившим 20 лет и более, а также компенсация в замен удерживаемого подоходного налога. Кроме того, были отменены льготы по оплате жилья, коммунальных услуг, за пользование коллективными телеантеннами и радиотрансляционными точками, по закупке топлива, за установку квартирных телефонов и пользование ими.

Взамен отмененных выплат и льгот была увеличена с 50 до 70% ежемесячная надбавка за сложность и напряженность, а также повышена надбавка за выслугу лет максимально до 70%. Однако быстро растущая инфляция быстро сводит на нет эти повышения.

Одной из социальных проблем Внутренних Войск МВД РФ все еще остается проблема обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей, а также граждан, увольняемых с военной службы. В целях решения данной проблемы, выработан ряд нормативно – правовых актов. Например, «Инструкция об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России», утверждённая приказом МВД России от 12 февраля 2010 г. № 75 «Об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России». Данная инструкция регламентирует порядок предоставления военнослужащим внутренних войск МВД служебных жилых помещений, а так же порядок учета военнослужащих нуждающихся в улучшении жилищных условий и членов их семей.

Семья следует за военнослужащим к месту службы, где очень часто существуют трудности с жильем, отсутствует возможность трудоустройства супруги, а климат нередко неблагоприятен для детей. Неоднократные переезды семьи военнослужащего к новому месту службы вынуждают детей каждый раз адаптироваться к новому коллективу и новой школе. Существование в условиях военного городка, оторванного от цивилизации, порождает синдром социально-психологической депривации военнослужащих и членов их семей. Все это нередко приводит к тому, что семьи военнослужащих оказываются в ситуации социального дискомфорта[53].

Рассматривая проблему воздействия профессиональной деятельности военнослужащего на его семью, необходимо привести результаты социологических исследований: 45% семей военнослужащих Вооруженных Сил РФ (в том числе ВВ МВД РФ) живут в военных городках и гарнизонах в отдаленных местностях, не имеющих развитой инфраструктуры; их местоположение определяется лишь целесообразностью выполнения служебно-боевых задач. В результате этого около 30% жен военнослужащих не работают в силу отсутствия рабочих мест, 15% работают не по специальности. За 10—15 лет службы семья перемещается до четырех раз и более к новому месту службы, где оказывается в новой социальной среде и вынуждена адаптироваться. Кроме того, необходимо учитывать неизбежные потери и износ домашнего имущества, расходование материальных ресурсов при переезде.

Рабочий день военнослужащих фактически не регламентируется и составляет порою до 340—360 ч в месяц, что сказывается на формировании ролевых характеристик членов семьи, а также ведет к деформации некоторых семейных функций и значительному количеству семейных конфликтов[54].

В последнее время объектом научных исследований становятся социальные проблемы военнослужащих-женщин, поскольку доля женщин в общей численности личного состава внутренних войск МВД постоянно растет. Основу социальных проблем военнослужащих-женщин составляют их определенные психофизиологические особенности, которые определяют подходы к организации и содержанию военно-социальной работы с военнослужащими-женщинами. К основным проблемам данной категории военнослужащих относятся[55]:

· влияние семейных проблем на эффективность служебной деятельности;

· повышенная конфликтность в феминизированных коллективах вследствие особенностей женской психики;

· нарушение прав военнослужащих-женщин, ограничение их льгот и гарантий;

· отсутствие необходимых социальных, профессиональных, медицинских и жилищных условий для военнослужащих-женщин;

· дискриминация женщин;

· грубость, сексуальные домогательства со стороны начальников и коллег по службе.

У военнослужащих возникают проблемы не только во время прохождения военной службы, но и при увольнении. Прежде всего это проблемы обеспечения жильем, проблемы трудоустройства, адаптации к гражданскому укладу жизни. Далеко не все уволившиеся с военной службы находят применение своим способностям — некоторые после тщетных поисков работы приходят в отчаяние и становятся на путь алкоголизма и наркомании, прибегают к суициду либо предлагают свои навыки, не пригодившиеся государству, криминальным структурам.

Говоря о военнослужащих, уволенных с военной службы, нельзя обойти молчанием некоторые проблемы инвалидов войны и военной службы, ветеранов Внутренних Войск МВД и ветеранов Великой Отечественной войны и боевых действий. Это группа российских граждан, обладающая определенным социально-правовым статусом, имеющая значительные заслуги перед обществом и государством. Они вправе рассчитывать на благодарность общества, признание своих заслуг и адекватное отношение.

Количество и масштаб социальных проблем в военно-социальной сфере требуют их оперативного решения, что невозможно без формирования системы социальной работы в особых условиях со специфическими категориями граждан Российской Федерации.

Развитие внутренних войск, забота об их боеспособности, способствуют становлению социальной службы, ориентированной на военнослужащих и членов их семьи.

Законодательство России (в том числе и военное) постоянно развивается и совершенствуется. Правительство Российской Федерации, понимая необходимость реформирования армии и проявления большего внимания к нуждам военнослужащих, разрабатывает и внедряет в жизнь различные законы и другие нормативные правовые акты, касающиеся подъема и престижа армии, статуса военнослужащих 28 марта 1998 г. был принят федеральный закон №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»[56], а 27 мая 1998года Федеральный закон №76-ФЗ «О статусе военнослужащих»[57].

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей[58].

Военные суды Российской Федерации входят в судебную систему Российской Федерации, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» принят Государственной Думой 20 мая 1999 года. Одобрен Советом Федерации 9 июня 1999 года[59].

Федеральный закон «Об обороне» от 31 мая 1996 года №61-ФЗ определяет основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны[60].

Социальная работа, является оказанием помощи индивидам или социальным группам, которые находятся и трудной жизненной ситуации, уязвимом положении, не могут самостоятельно справиться со своими затруднениями и поэтому нуждаются в содействии специалистов. На первый взгляд военнослужащие, находящиеся в нормальных социальных обстоятельствах, по самому характеру своей деятельности, набору личностных качеств, соответствующих этой деятельности, не могут относиться к уязвимым слоям населения: это, как правило, люди среднего возраста, считающегося наиболее благоприятным, их состояние здоровья находится под неусыпным профессиональным наблюдением. Представители Вооруженных Сил(в том числе внутренних войск МВД), одного из наиболее уважаемых социальных институтов, обладают высоким социальным статусом, и их материальное положение весьма устойчиво. Однако, как уже говорилось выше, сама специфика профессиональной деятельности, связанной с воинской службой, содержит в себе определенные объективные факторы, которые негативно влияют на военнослужащих и выполнение ими определенных функций. Это характерно для вооружённых сил любого современного общества, но особенности положения военнослужащих в Российской Федерации обусловливают особую сложность их социальной ситуации, и это не может не сказываться на их самочувствии и деятельности.

Немаловажный вклад в совершенствование системы социальной защиты военнослужащих внесло начало благотворительной деятельности ассоциации общественных объединений С.-Петербурга и Ленинградской области «Большая медведица», которое относится к 1996, когда работающие в Ассоциации охранных структур «Защита» бывшие сотрудники органов внутренних дел стали помогать семьям милиционеров и пожарных (до 2001 управление Государственной противопожарной службы входило в состав ГУВД), погибших при исполнении служебных обязанностей, а также ветеранам правоохранительных органов.

Занимались этой работой практически все сотрудники «Защиты». Так продолжалось в течение четырех лет. К 2000 назрела необходимость придать официальный статус проводимой благотворительной работе. 14 марта 2000 в управлении юстиции С.-Петербурга была зарегистрировано общественное объединение под названием Региональное общественное благотворительное движение «Большая Медведица». Инициаторами его создания были члены директората ассоциации «Защита» А. В. Снетков, А. В. Зимин, народный артист России И. И. Краско, генерал-лейтенант милиции В. Г. Петухов. Первый из них стал президентом «Большой Медведицы», второй -генеральным директором.

Спустя некоторое время благотворительным движением были разработаны программы, оказывающие поддержку ветеранам и членам семей погибших военнослужащих из Ленинградского военного округа, Ленинградской военно-морской базы, Северо-Западного округа Внутренних войск МВД, Северо-Западного регионального центра МЧС России; а также программа «Панда», направленная на помощь социально-незащищенным жителям Ленинградской области.

В 2006 была образована Ассоциация общественных объединений Санкт-Петербурга и Ленинградской области «Большая Медведица». Инициаторами ее создания стали одноименное благотворительное движение, а также Совет межрегиональной общественной организации ветеранов С.-Петербурга и Ленинградской области, Ассоциации семей погибших сотрудников органов внутренних дел и пожарных, Совет ветеранов ГУВД по С.-Петербургу и Ленинградской области, Региональные благотворительные общественные организации «Центр развития детей “Сообщество”», «Северная Пальмира», «Созвездие», «Солдаты Отчизны», редакция благотворительной газеты «Русский инвалид».


Идея создания ассоциации нашла поддержку Комитета по труду и социальной защите населения, Общественного совета и Торгово-Промышленной палаты С.-Петербурга.

В настоящее время в структуре ассоциации действуют около двух десятков благотворительных организаций и программ, ориентированных на фронтовиков, тружеников тыла, жителей блокадного Ленинграда, ветеранов военной службы и правоохранительных органов, членов семей погибших военнослужащих и сотрудников силовых структур, сирот и детей-инвалидов, многодетных и малообеспеченных семей. Постоянно проводятся благотворительные акции в интересах военнослужащих, выполняющих служебные задачи на Северном Кавказе. Работают также программы по поддержке спортивных соревнований юниоров (бокс, плавание, синхронное плавание) и творческих конкурсов с участием юных дарований. Ежегодно ассоциацией проводится около 300 благотворительных акций, которыми охватывается свыше 10 тысяч человек.

Руководство деятельностью ассоциации осуществляет правление во главе с председателем А. В. Зиминым. В правлении и в структурных подразделениях работают на постоянной основе 32 человека. На оплату их труда тратится не более 10% от собранных средств. В период проведения мероприятий привлекаются волонтеры из числа молодежи. Главным источником финансирования являются пожертвования от более 5 тысяч предприятий города и области. Бюджетные средства, выделяемые государственными структурами, составляют не более 5 % от общих расходов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: