Виды коммуникации

Коммуникация — явление, изучаемое многими науками, в том числе социологией, психологией, теорией комму­никации, политологией. Существуют различные виды коммуникации: межличностная, групповая, организационная, массовая и др.

В качестве коммуникаторов и реципиентов могут вы­ступать четыре субъекта, относящиеся к разным уровням со­циальной структуры: индивидуальная личность, массовая совокупность, со­циальная группа и государственно организованный социум. Понимание особенностей индивидуального субъекта (индивида) и государственно организованного социума (государства) обычно не вызывает затруднений, а два других субъекта нуждаются в пояснениях.

Массовая совокупность — множество случайно собравшихся людей — уличная толпа, пассажи­ры транспорта, массовая читательская (телевизионная) аудитория, население, общество в целом (население).

Под социальной группой понимается множество людей, обладающих одним или несколькими общими социальными признаками и осоз­нающих свою общность, выражая ее местоимением «мы», например, мы — семья, мы — инженеры, мы — москвичи, мы — россияне, мы — мужчины, мы — православные, мы — семнадцатилетние, мы — холос­тяки, мы — блондинки и т.д.

Политико-психологически, в силу опоры на разные виды и механизмы общения, исследователями выделяются внутриличностная коммуникация; межличностная; внутригрупповая; и массовая.

В теории коммуникации принято различать два основных типа - "контактный" и "технический". Первый из них характерен для прямой (непосредственной) коммуникации, т.е. коммуникации "лицом к лицу", второй - для непрямой (опосредованной, дистанционной), когда между общающимися сторонами существуют пространственно-временные разрывы и потому информация передается при помощи каких-либо технических средств.

И, наконец, сообщение может быть направлено либо точно известному адресату, либо неопределенному и неограниченному кругу получателей. В этом случае, А.А Брудный различает аксиальные и ретиальные коммуникативные процессы. Аксиальные предполагают передачу сообщений строго определенным, единичным приемникам информации (например, телеграмма, доставляемая конкретному лицу). Ретиальные направлены множеству вероятных адресатов (как в радиопередаче, прием которой требует настройки на волну). Главное же различие аксиальной и ретиальной коммуникации заключается в том, что в первом случае передача сообщения подразумевает "однозначное соответствие" между передающим и получающим, в то время как во втором это соответствие "взаимно неоднозначно".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: