Тема: Инвестиции и инновации.
Понятие, классификация и эффективность использования инноваций.
Экономическая сущность инвестиций, их классификация и эффективность использования.
Понятие, классификация и эффективность использования инноваций.
Под инновацией (англ, «innovation» - нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления.
В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, которая:
§ охватывает процесс возникновения идеи, ее разработку;
§ использование результатов в производстве;
§ управление этим процессом;
§ выход на рынок и достижение коммерческого успеха.
Инновация - это новая ценность для потребителя, она должна отвечать нуждам и желаниям потребителя. Таким образом, непременными свойствами инновации являются:
§ их новизна;
|
|
§ производственная применимость (экономическая обоснованность);
§ она обязательно должна отвечать запросам потребителя.
Инновации очень разнообразны. Их можно классифицировать по ряду признаков.
1. По содержанию инновации делятся на:
§ производственные (технологические), включающие новые виды оборудования, сырья, материалов и т.д.
§ управленческие, включающие новые методы организации производства, управления, продвижения товаров на рынок.
§ информационные, включающие новые способы сбора, обработки и передачи информации для принятия решений на качественно новом уровне.
§ социальные, охватывающие изменение условий труда, быта, экологии и т.д.
2. По степени новизны:
§ базисные инновации, которые реализуют кардинальные изобретения, которые позволяют сформировать новое поколение техники.
§ улучшающие инновации направлены на реализацию незначительных изобретений, которые позволяют поддержать стабильность экономического развития.
§ псевдоинновации приводят к «косметическому» улучшению продукции, которая выпускается продолжительное время.
3. По месту использования:
§ в производственной сфере (в промышленности, с/х-ве, строительстве и т.д.)
§ в непроизводственной сфере (образование, наука и т.п.).
4. По масштабам применения:
§ единичные.
§ массовые (т.е. какое количество субъектов хозяйствования или потребителей применили данную инновацию).
В зависимости от этапа инновационного процесса инновации могут выступать в виде:
1) ноу-хау (знаю как) - знание технических приемов, практических подробностей, разнообразной информации, изобретений, позволяющих сделать производственный процесс более эффективным либо наладить производство новых товаров;
|
|
2) патента - монополия на использование нового товара;
3) комплекта документации;
4) новой продукции.
Каждая инновация проходит жизненный цикл, который охватывает следующие фазы:
§ выход на рынок (на этой фазе предприятия чаще всего несут убытки из-за небольших объемов продажи товаров и значительных затрат по организации их распределения и стимулированию сбыта);
§ рост (это период увеличения объема продаж нового товара, а значит и увеличения прибыли, удельные издержки на производство и затраты на стимулирование сбыта уменьшаются);
§ зрелость (период наступления замедления темпов роста сбыта товаров. Предприятие занимается работой по рекламе продукции, повышая расходы на создание улучшенных товаров, ведет исследование и поиск новых рынков, разрабатывает комплекс маркетинга);
§ упадок (идет падение сбыта товара, которое происходит в результате появляющегося нового товара);
§ выход с рынка.
Откуда берутся инновационные идеи?
Перечислим внутренние источники; они возникают в рамках предприятия или отрасли. К ним относятся:
1) неожиданное событие (для предприятия или отрасли) - успех, неудача, внешнее событие;
2) неконгруэнтность - несоответствие между реальностью (какова она есть на самом деле) и нашими представлениями о ней;
3) нововведения, основанные на потребности процесса;
4) внезапные изменения в структуре отрасли или рынка.
К внешним источникам относятся:
1) демографические изменения;
2) изменения в восприятиях, настроениях и ценностных установках
3) новые знания (как научные так и ненаучные).
Внедрение новшеств всегда имело большое значение в развитии производства. В современной экономике роль инноваций значительно возрастает. Они все более становятся основополагающими факторами экономического роста.
Возрастающая роль инноваций обусловлена, во-первых, самой природой рыночных отношений, во-вторых, необходимостью глубоких качественных преобразований в экономике Белоруссии с целью выхода на траекторию устойчивого роста.
Рассмотрим кратко эти положения.
В условиях рыночной экономики и конкуренции никто никого не заставляет совершенствовать производство, повышать качество продукции, кроме угрозы банкротства. Движущей силой конкуренции является стимул к нововведениям. Именно на основе нововведений удается:
§ использовать современную технологию и организацию производства,
§ повышать качество продукции,
§ обеспечивать успех и эффективность деятельности предприятия.
Решение этих задач требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций.
Что же касается преодоления кризиса и выхода на траекторию роста, то эту задачу можно решить:
§ только на основе глубоких качественных преобразований во всех отраслях народного хозяйства;
§ осуществления глубокой структурной перестройки экономики;
§ решительного обновления форм и методов работы.
Инновации предусматривают изменения в различных сферах: в технике, технологии, организации производства и управления. Они способствуют:
1. обновлению и расширению ассортимента производимой продукции, повышению ее технического уровня и качества;
2. экономии ресурсов, снижению себестоимости продукции, росту ее рентабельности;
3. повышению производительности труда;
4. качественному решению социальных проблем.
Экономическая сущность инвестиций, их классификация и эффективность использования.
Под инвестициями понимаются средства, направляемые на прирост капитала, то есть приобретение оборудования, проектно-конструкторской документации новых видов продукции, строительство зданий, дорог, мостов и другие вложения с целью получения прибыли и (или) социального эффекта.
|
|
Если прогноз прибыльности не подтвердится, то это грозит потерей вложенных в дело средств. Инвестиции представляют собой капитальные затраты в объекты предпринимательской деятельности для получения дохода в краткосрочном или долгосрочном периоде. Понятия «инвестиции» и «капиталовложения» тождественны.
Для учета и планирования инвестиции классифицируются по различным направлениям.