Понятие, классификация и эффективность использования инноваций

Тема: Инвестиции и инновации.

Понятие, классификация и эффективность использования инноваций.

Экономическая сущность инвестиций, их классификация и эффективность использования.

Понятие, классификация и эффективность использования инноваций.

Под инновацией (англ, «innovation» - нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, которая:

§ охватывает процесс возникновения идеи, ее разработку;

§ использование результатов в производстве;

§ управление этим процессом;

§ выход на рынок и достижение коммерческого успеха.

Инновация - это новая ценность для потребителя, она должна отвечать нуждам и желаниям потребителя. Таким образом, непременными свойствами инновации являются:

§ их новизна;

§ производственная применимость (экономическая обоснованность);

§ она обязательно должна отвечать запросам потребителя.

Инновации очень разнообразны. Их можно классифицировать по ряду признаков.

1. По содержанию инновации делятся на:

§ производственные (технологические), включающие новые виды оборудования, сырья, материалов и т.д.

§ управленческие, включающие новые методы организации производства, управления, продвижения товаров на рынок.

§ информационные, включающие новые способы сбора, обработки и передачи информации для принятия решений на качественно новом уровне.

§ социальные, охватывающие изменение условий труда, быта, экологии и т.д.

2. По степени новизны:

§ базисные инновации, которые реализуют кардинальные изобретения, которые позволяют сформировать новое поколение техники.

§ улучшающие инновации направлены на реализацию незначительных изобретений, которые позволяют поддержать стабильность экономического развития.

§ псевдоинновации приводят к «косметическому» улучшению продукции, которая выпускается продолжительное время.

3. По месту использования:

§ в производственной сфере (в промышленности, с/х-ве, строительстве и т.д.)

§ в непроизводственной сфере (образование, наука и т.п.).

4. По масштабам применения:

§ единичные.

§ массовые (т.е. какое количество субъектов хозяйствования или потребителей применили данную инновацию).

В зависимости от этапа инновационного процесса инновации могут выступать в виде:

1) ноу-хау (знаю как) - знание технических приемов, практических подробностей, разнообразной информации, изобретений, позволяющих сделать производственный процесс более эффективным либо наладить производство новых товаров;

2) патента - монополия на использование нового товара;

3) комплекта документации;

4) новой продукции.

Каждая инновация проходит жизненный цикл, который охватывает следующие фазы:

§ выход на рынок (на этой фазе предприятия чаще всего несут убытки из-за небольших объемов продажи товаров и значительных затрат по организации их распределения и стимулированию сбыта);

§ рост (это период увеличения объема продаж нового товара, а значит и увеличения прибыли, удельные издержки на производство и затраты на стимулирование сбыта уменьшаются);

§ зрелость (период наступления замедления темпов роста сбыта товаров. Предприятие занимается работой по рекламе продукции, повышая расходы на создание улучшенных товаров, ведет исследование и поиск новых рынков, разрабатывает комплекс маркетинга);

§ упадок (идет падение сбыта товара, которое происходит в результате появляющегося нового товара);

§ выход с рынка.

Откуда берутся инновационные идеи?

Перечислим внутренние источники; они возникают в рамках предприятия или отрасли. К ним относятся:

1) неожиданное событие (для предприятия или отрасли) - успех, неудача, внешнее событие;

2) неконгруэнтность - несоответствие между реальностью (какова она есть на самом деле) и нашими представлениями о ней;

3) нововведения, основанные на потребности процесса;

4) внезапные изменения в структуре отрасли или рынка.

К внешним источникам относятся:

1) демографические изменения;

2) изменения в восприятиях, настроениях и ценностных установках

3) новые знания (как научные так и ненаучные).

Внедрение новшеств всегда имело большое значение в развитии производства. В современной экономике роль инноваций значительно возрастает. Они все более становятся основополагающими факторами экономического роста.

Возрастающая роль инноваций обусловлена, во-первых, самой природой рыночных отношений, во-вторых, необходимостью глубоких качественных преобразований в экономике Белоруссии с целью выхода на траекторию устойчивого роста.

Рассмотрим кратко эти положения.

В условиях рыночной экономики и конкуренции никто никого не заставляет совершенствовать производство, повышать качество продукции, кроме угрозы банкротства. Движущей силой конкуренции является стимул к нововведениям. Именно на основе нововведений удается:

§ использовать современную технологию и организацию производства,

§ повышать качество продукции,

§ обеспечивать успех и эффективность деятельности предприятия.

Решение этих задач требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций.

Что же касается преодоления кризиса и выхода на траекторию роста, то эту задачу можно решить:

§ только на основе глубоких качественных преобразований во всех отраслях народного хозяйства;

§ осуществления глубокой структурной перестройки экономики;

§ решительного обновления форм и методов работы.

Инновации предусматривают изменения в различных сферах: в технике, технологии, организации производства и управления. Они способствуют:

1. обновлению и расширению ассортимента производимой продукции, повышению ее технического уровня и качества;

2. экономии ресурсов, снижению себестоимости продукции, росту ее рентабельности;

3. повышению производительности труда;

4. качественному решению социальных проблем.

Экономическая сущность инвестиций, их классификация и эффективность использования.

Под инвестициями понимаются средства, направляемые на прирост капитала, то есть приобретение оборудования, проектно-конструкторской документации новых видов продукции, строительство зданий, дорог, мостов и другие вложения с целью получения прибыли и (или) социального эффекта.

Если прогноз прибыльности не подтвердится, то это грозит потерей вложенных в дело средств. Инвестиции представляют собой капитальные затраты в объекты предпринимательской деятельности для получения дохода в краткосрочном или долгосрочном периоде. Понятия «инвестиции» и «капиталовложения» тождественны.

Для учета и планирования инвестиции классифицируются по различным направлениям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: