Особенности и основные этапы развития философской мысли Беларуси

1. Отсутствие в истории самостоятельной нац. формы государственности;

2. Ситуация пограничья: взаимодействие Запада и Востока;

3. Трудности в нац.-культурной самоидентификации мыслителей, т.к.некоторые из них в равной степени принадлежали культуре других стран (Будный, Лещинский, Полоцкий, Смотрицкий);

4. Невозможность однозначного соотнесения философских текстов с нац. языком, так как они долгое время писались преимущественно на лат. либо польском языках;

5. Отсутствие нац. тем для философского осмысления, поскольку только со 2-й пол. 19 века актуализируются понятия белорусской национальности, национально-культурной идентичности, повышается внимание к статусу белорусского языка и др.;

Содержательная эволюция философской мысли Беларуси связана со следующими этапами:

1. Первый этап – предфилософский: его истоки усматривают в культуре Киевской Руси периода принятия христианства (10-12 вв.), имевшего для белорусских земель большое значение благодаря деятельности Рогнеды, основавшей на этих землях первый монастырь. (К.Туровский, К.Смолятич, Е.Полоцкая).

2. Второй этап – гуманистическое и реформационное движение (16 – первая половина 17 вв.), для которого характерно формирование белорусской народности и языка. В этот период под влиянием европейского Возрождения и Реформации белорусская культура приобретает черты ренессансного гуманизма с его идеей индивидуальной свободы. Данный период представляют Ф. Скорина, Н. Гусовский, С. Будный, Л. Сапега и др.

3. Третий этап – доминирование схоластической философии (конец 17 – первая половина 18 вв.) – связан с господством ордена иезуитов в духовной жизни РП и, в первую очередь, в области образования (Виленская иезуитская академия, коллегиумы в ряде городов белорусских земель). Основу схоластической философии составляли труды Аристотеля, адаптированные Фомой Аквинским к теологической проблематике. (М. Смотрицкий, В. Тылковский, Л. Залусский и др.).

4. Четвёртый этап – господство идей Просвещения в философской и общественно-политической мысли (вторая половина 18 – первая половина 19 вв.). Белорусская мысль движется в русле европейского Просвещения, манифестирующего идеи рационалистической философии с её принципом суверенности разума, благодаря которому можно не только познать, но и преобразовать мир (природный и социальный). Эти значимые для белорусской мысли темы рассматривались в трудах К. Нарбута, Я. Чечота, А. Нарушевича, А. Мицкевича и др.

5. Пятый этап – нац.-демократические идеи в белорусской общественной мысли (вторая половина 19 – начало 20 вв.). А кцент на проблеме нац. возрождения и освобождения бел. народа, статуса нац. культуры и языка. Особенностью этого этапа является разработка этих идей деятелями нац.-освободительного движения (К. Калиновский) и творческой интеллигенции (М. Богданович, А. Пашкевич, Я. Купала, Я. Колас и др.).

6. Шестой этап – доминирование марксистской традиции в бел.философии (20-80-е гг. 20 в.), в рамках которой проводились исследования в области:

- истории философии (Г. Александров);

- философии и методологии науки (В. Ивановский);

- теории диалектики (Ю. Харин и др.);

- соц. философии (Г. Давидюк и др.);

- философии культуры (Н. Крюковский и др.).

БИЛЕТ №5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: