Проблема познаваемости мира и её философские интерпретации. Диалектика субъекта и объекта в познании

Важнейшей особенностью человеческого отношения к миру является постоянное его изменение и преобразование в целях удовлетворения потребностей человека и общества. Чтобы успешно интегрироваться в природную и соц.среду обитания, а также целесообразно и осмысленно преобразовывать ее, человек должен получать адекватное и истинное знание об этой среде, о ее свойствах, отношениях, законах.

Познание – это соц.-организованная форма духовно-творческой деят-сти человека, направленная на получение и развитие достоверных знаний о действительности.

Специфика познавательного отношения человека к миру состоит в том, что в результате этого отношения объекты действительности переводятся в идеально-знаковую форму и обретают статус знания.

Среди различных форм, видов, уровней орг-ции знания важно выделить 3 его разновидности:

а) знание как инф-ция об объективном мире природы и общества;

б) знание о внутр., дух.-психич. мире человека, в котором содержатся представления о сущности и смысле самопознания;

в) знание о целях и идеально-теоретич. программах преобразования природного и социокультурного мира.

Реализация познавательного отношения человека к миру предполагает наличие развитых форм сознания и существование культуры как совокупности программ человеч. деятельности и поведения.

Познавательная деятельность человека, органично включенная в ткань его реальной жизни и общения, непрерывно связана с сознанием, волей, памятью, эмоциями. Она может рассматриваться как процесс порождения жизненно важного опыта, как психич. активность субъекта, включающая убежденность, веру, ошибки, иллюзии и т. д. Однако суть познавательного отношения человека к миру заключается в вопросе о принципиальной возможности адекватного воспроизведения субъектом сущностных хар-к действительности в знании. Этот вопрос, конкретизирующийся в проблеме истины в познании, и является центральным для собственно философского подхода к исследованию познавательной деятельности.

Становление фил. образа познания происходило в античной Ф.. Как и в других областях фил.знания, в эпистемологии античные мыслители заложили фундаментальные основания последующих традиций. При этом важно выделить 2 важнейшие идеи, которые оказали кардинальное воздействие на последующее развитие фил. учений о познании. К ним относятся:

а) идея активности разума и творческой природы познания, обоснованная в Ф. Платона, в его концепции познания как припоминания;

б) идея соответствия человеческих знаний миру природных предметов и вещей, которая была разработана Аристотелем.

Одним из центр. вопросов классической гносеологии всегда оставалась проблема принципиальной познаваемости мира и условий адекватности наших знаний объектам исследуемой реальности. В зависимости от того или иного решения этого вопроса в классической философии выделялись: гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.

Философы, представляющие позицию гносеологического оптимизма (Аристотель, Бэкон, Спиноза и др.), исходят из тезиса о принципиальной познаваемости мира и считают, что в наших знаниях адекватно отражаются объекты исследуемой реальности.

Усилиями представителей античного скептицизма (Аркесилай, Энесидем, Секст Эмпирик и др.) была развита идея о том, что наиболее приемлемой познавательной ориентацией субъекта является воздержание от суждений относительно способности человека достичь достоверного и истинного знания.

Скептические идеи стимулировали появление концепции агностицизма, согласно кот. мир объектов принципиально непознаваем и человеку доступно лишь субъективно опосредованное знание. Одним из наиболее известных представителей Кант.

К середине XIX в. учение о познании стало пониматься как особая философская дисциплина – теория познания/ «гносеология». ГНОСЕОЛОГИЯ - раздел Ф, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания и реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.

Осн. круг проблем гносеологии традиц. включал вопросы статуса и роли субъекта познания, структуры познавательного процесса, проблемы истины, форм и методов познания и др.

Развернувшаяся к концу 19 в. критика основоположений классич.Ф затронула и гносеологическую проблематику. В ходе этой критики была обоснована принципиальная недостаточность и неадекватность абстракций «самосознающего» «автономного» субъекта, а также раскрыта ограниченность субъект-объектной схемы анализа познания.

В совр. Ф познавательные проблемы становятся предметом рассмотрения в рамках эпистемологии как философско-методол. дисциплины, изучающей прежде всего феномен знания как универсальный результат познавательного отношения.

БИЛЕТ №15


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: