Принцип кооперации

В коммуникативном кодексе

Сегодня этот принцип, несмотря на спорность от­дельных его характеристик, которые уже неоднократно были подвергнуты дотошной лингвистической критике, считается тем основным принципом коммуникации, ко-

торыи нельзя оставить без внимания, если всерьез об­суждать такое явление, как коммуникативный акт.

Сам Г. П. Грайс описывает принцип кооперации сле­дующим образом:

«Твой коммуникативный вклад на данном шаге диа­лога должен быть таким, какого требует совместно принятая цель (направление) этого диалога».

Менее сжатое описание выглядит так:

«В нормальной ситуации человеческий диалог не явля­ется последовательностью не связанных друг с другом реп­ликв этом случае он не был бы осмысленным. Обычно ди­алог представляет собой в той или иной степени особого рода совместную деятельность участников, каждый из ко­торых в какой-то мере признает общую для них обоих цель (цели) или хотя бы «направление» диалога. Такого рода цель или направление могут быть заданы с самого начала (на­пример, когда предмет обсуждения назван эксплицитно) или же выявляются в процессе общения; цель может быть четко определена, но иногда она бывает настолько смут­ной, что у собеседников остается широкая «свобода слова» (как при случайном разговоре о том, о сем). В любом случае на каждом шагу диалога некоторые реплики исключаются, как коммуникативно неуместные» (Г. П. Грайс, с. 221—222).

Принцип кооперации представляет собой единство максим, которые, по мнению Грайса, определяют вклад участников коммуникативного акта в объединяющую их речевую ситуацию. Каждая максима состоит из не­скольких постулатов. Максим четыре:

• максима полноты информации;

• максима качества информации;

• максима релевантности;

• максима манеры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: