Район охватывает обширные территории от Смоленской и Брянской областей на западе до Нижегородской области на востоке и от Тверской, Ярославской и Владимирской областей на севере до реки Оки на юге (в пределах Рязанской, Тульской и Калужской областей). Характерной чертой этого района является то, что в него вошло множество когда-то самостоятельных Российских княжеств, поскольку, в отличие от Северо-Запада и Севера России, в его истории был этап дезинтеграции и это, естественно, наложило отпечаток на всё дальнейшее его развитие; с другой стороны, именно здесь с особой силой ощущалось влияние такого гигантского центра, как Москва.
Значительная часть исторических городов, расположенных на территории района,— это древние столицы северо-восточных российских княжеств, где сохранились замечательные образцы архитектурного мастерства наших предков — кремли, крепостные валы, великолепные соборы; на территории этих исторических городов сохранился богатейший культурный слой. В те же годы на Центральных Русских землях образовалось множество монастырей, которые в дальнейшем сильно повлияли на жизнь этого края, в частности, на формирование промыслов, центров художественных ремёсел, иконописных школ. Особенную активность в этом проявляли Спасо-Ефимиев монастырь в Суздале и Троице-Сергиев монастырь под Москвой.
|
|
Ещё одна особенность района — высокая концентрация дворянских усадеб, большая часть которых расположена вокруг бывших губернских центров и, конечно, Москвы — исторического центра России.
Природа Центральных Русских земель — переходная. Мягкие возвышенности в сочетании с озёрами и реками придают особую живописность этому краю. Много здесь и сельскохозяйственных угодий — пашен, лугов, которые разделили когда-то безбрежные и монолитные лесные массивы на относительно небольшие и поэтому приятные для взора рощицы и кулисы.
Большая часть района — это уже хорошо обжитые места, и влияние на человека дикой, девственной природы здесь почти не ощущается.
Следы первых поселенцев, освоивших эти места (а это, прежде всего, финно-угорские племена — меря, весь, мурома), сохранились в названиях городов, сёл, рек — Кинешма, Нерехта, Москва. Сами же они растворились в пришед-
Культурно-ландшафтное районирование
ших сюда позднее славянских племенах. Однако в Тверской области сохранились поселения, где до сих пор живут карелы. Конечно, сегодня структура и морфология культурного ландшафта определяются не столько историей, сколько современными социально-экономическими и социокультурными процессами. Поэтому, несмотря на то, что Центральные Русские земли издавна заселены потомками славянских племён и именно здесь сформировался русский народ, состав их населения довольно пёстр. Связано это, прежде всего, с центральным положением района, его привлекательностью для жителей других регионов России, поскольку здесь больше возможностей для поиска свободных рабочих мест; кроме того, именно здесь, прежде всего — в самой столице, существуют и наиболее комфортные условия жизни. Поэтому в Центральных Русских землях особенно заметно проявились последствия процессов миграции — значительная часть городского и сельского населения сформировалась за счёт приезжих из других районов. Однако этнографы до сих пор находят следы традиционной культуры как в языке коренного населения этих районов, в сохранившихся говорах, так и в характере построек.
|
|
Богатая история, активность современных процессов и влияние пограничных ландшафтов предопределили неоднородность культурного пространства района. Здесь довольно чётко проявляется пространственная дифференциация культурного ландшафта.
В качестве самостоятельных подрайонов Центральных Русских земель выделены Московско-Владимирская земля и Смоленско-Брянские пограничные земли, а также Русское лесное Поволжье.
Московско-Владимирская земля включает в себя не только Московскую, Владимирскую, но и значительную часть Тверской, Ивановской, а также северные районы Рязанской, Тульской и Калужской областей. Современным центром этой земли выступает Москва — историческая и нынешняя столица России. Именно в Москве находятся крупнейшие и наиболее известные в России музеи, театры, учебные заведения, научные институты. Здесь более интенсивно, чем в других регионах, осуществляются творческие эксперименты в науке, рождаются авангардистские формы в искусстве, формируются новые политические движения. Наконец, здесь сходятся и наиболее значительные связи России с другими странами мира — через визиты государственных и политических деятелей, научные контакты, гастроли зарубежных актёров и музыкантов, организацию выставок и т. д.
Высокий уровень социально-экономического и культурного потенциала в Москве и Московской городской агломерации проявляется в том, что именно здесь концентрируется сегодня наибольшее в России число ведущих учёных, деятелей культуры и искусства. Соответственно и роль производственных предприятий, престижность научных и учебных учреждений, творческих союзов здесь значительно выше, чем в других городах страны; именно в Москве задумываются и рождаются архитектурные и градостроительные проекты, в разработке которых принимают участие крупнейшие российские архитекторы, дизайнеры, художники. Реализация этих проектов захватывает всю страну, проникает в самые удалённые уголки, воздействуя на развитие всей системы расселения не только в России, но и в бывших союзных республиках.
Культурный ландшафт как объект наследия
Москва воспринимается мировой общественностью в качестве лидера науки и искусства России и чаще всего представляет её за рубежом. Многие учебные и художественные центры Москвы являются своеобразными символами художественной культуры России. Достаточно назвать Большой театр, Московскую консерваторию, Третьяковскую галерею, Музеи Кремля, Исторический музей или Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублёва. Москва чаще, чем какие-либо другие города России, выступает сейчас и как лидер многочисленных новаций в искусстве. Среди них — и новые театры, декларирующие самые современные направления в драматическом искусстве или балете, и выставки, демонстрирующие новые направления в изобразительном искусстве, и рок-фестивали. И это не случайный, а объективный, соответствующий реально сложившимся условиям процесс, что необходимо учитывать в практике планирования, в частности — при распределении капиталовложений в развитие культуры. Одна из важнейших задач, стоящих сегодня перед государством,— это сохранение национально значимых культурных центров и школ. Таковыми являются, прежде всего, столичные учреждения, где сконцентрирован наиболее высокий творческий потенциал и где наиболее активно развивается научная и художественная мысль. Лишь Санкт-Петербург как старая столица России может в настоящее время составить конкуренцию Москве.
|
|
Вместе с тем, если бы культурный потенциал Московского региона формировался только за счёт инноваций, то темпы его развития через некоторое время начали бы замедляться. Очевидно, что нормальное существование региона возможно только при сочетании инновационной культуры и мощного культурного наследия, аккумулированного в научных и общественных архивах, исторических, художественных и других музеях, фондохранилищах, библиотеках и т. д.
Поэтому научные и художественные учреждения столицы ориентируются не только на развитие инновационной культуры, здесь накапливается информация, происходит восстановление утерянных технологий, связанных с традиционной культурой, культурным наследием. Учёные и художники столицы предпринимают энергичные усилия для возрождения давно забытых приёмов и методов народного творчества, в том числе ремёсел, традиционных форм производства.
Москва заметно выделяется среди других территорий России по степени концентрации памятников истории и культуры, по богатству и разнообразию сохранившегося культурного наследия. Несмотря на огромные разрушения, явившиеся следствием длительной реконструкции города, в столице сохранились целостные архитектурно-градостроительные ансамбли, среди которых особо выделяются Кремль с окружающими его Красной, Манежной и Театральной площадями и Александровским садом, царские дворцовые владения — Измайлово, Царицыно и Коломенское, комплекс городских усадеб и жилых зданий на Швивой горке около Яузы, улицы в Замоскворечье, Лефортове, районе Арбата, Бульварное кольцо и т. д. Нельзя представить старую Москву без её монастырей, прежде всего таких, как Донской, Свято-Данилов, Андроников, Новодевичий, Новоспасский и многих других.
|
|
Московский Кремль с примыкающей к нему Красной площадью, Новоде-
Культурно-ландшафтное районирование |
Площадь перед Московским Кремлем с храмом Василия Блаженного (собор Покрова Богородицы на Рву) в центре (фото М. Кулешовой) |
вичий монастырь и церковь Вознесения в Коломенском вошли в список объектов Всемирного наследия.
Культурное наследие Москвы создавалось талантом и трудами великих архитекторов и художников России, многих других стран мира. В конце XIV — начале XV в. здесь работали замечательные живописцы Андрей Рублёв и Феофан Грек.
В конце XV века итальянский архитектор Аристотель Фьораванти строит новый Успенский собор. В конце XV — начале XVI в. в формировании Кремлевского ансамбля принимают участие и другие видные итальянские архитекторы — Марк Фрязин, Пьетро Антонио Солари, Алевиз Фрязин Новый и т. д. В Москве создавался стиль «нарышкинского», или «московского», барокко. Среди наиболее известных сооружений, отражающих характерные черты этого стиля, следует назвать церкви Покрова в Филях, Воскресения в Кадашах, Троицы в Троицком-Лыкове. Однако наиболее заметный вклад в архитектуру Москвы, в формирование её градостроительных ансамблей был сделан в конце XVIII — начале XIX в. В этом участвовали как русские, так и иностранные архитекторы, живописцы, скульпторы. Среди них В. Баженов, М. Казаков, Е. Назаров, И. Еготов, В. Стасов, Дж. Кваренги, К. Бланк, Ф. Кампорези, О. Бове, Д. Жилярди и другие. Двадцатый век принёс новые имена, в том числе и приобретшие мировую известность,— К. Мельников, П. Голосов, братья Веснины, А. В. Щусев. Сохранилось в Москве и творение великого французского архитектора Ле Корбюзье — дом Центросоюза (1928-1935 гг.).
Москва — город, насыщенный историей. Почти все старые московские дома освящены памятью о великих людях России. Да и новая история не обошла Москву своим вниманием. Москва — это город А. Сахарова, В. Высоцкого, Б. Окуджавы и многих других наших современников, как ушедших, так и продолжающих делать историю России.
Культурный ландшафт как объект наследия
Вокруг Москвы сложился мощный пласт наследия. Примером этому служит, прежде всего, Московская область. Кроме того, в ней отразились все те особенности культурного ландшафта, которые мы отмечали в самом начале нашего рассказа о Центральных Русских землях. Многие из подмосковных городов — это бывшие столичные города, хранящие память о давно исчезнувших с карты России древних русских княжествах. В них до сих пор сохраняются остатки крепостных валов и кремлей, замечательные архитектурные ансамбли. Это Коломна, Можайск, Волоколамск, Сергиев Посад, Зарайск, Звенигород, Дмитров, Серпухов. Это и сеть многочисленных монастырей, всегда тяготевших к столицам: Иосифо-Волоколамский, Николо-Пешношский, Саввино-Сторо-жевский, Ново-Иерусалимский, Белопесоцкий и т. д. Наконец, это разветвлённая сеть старинных дворянских усадеб, многие из которых стали музеями или культурными центрами, домами отдыха и санаториями (Ярополец, Марфино, Петровское-Алабино, Большие Вязёмы, Дубровицы, Гребнево, Глинки, Серед-никово и т. д.).
Подмосковье — место жизни многих замечательных людей, с ним связана судьба таких людей, как Пушкин, Карамзин, Вяземский, Тютчев, Баратынский, Чайковский, Чехов и многие другие. Сохранились Абрамцево и Мураново — усадьбы, бывшие долгое время крупнейшими культурными центрами и сыгравшие особую роль в развитии русского искусства конца XIX — начала XX в.
Богаты по своему культурному потенциалу и другие территории Московско-Владимирского подрайона. Множество уникальных памятников истории и культуры располагается во Владимирской области. Мировую известность получили такие творения гения русского народа, как церковь Покрова на Нерли (1165 г.), архитектурные ансамбли самого Владимира с его историческим центром, остатками крепостных валов, замечательными памятниками архитектуры — Золотыми воротами (1164 г.), Дмитриевским (1194—1197 гг.) и Успенским (1158-1194 гг.) соборами с фресками Андрея Рублёва и Даниила Чёрного. Великолепные архитектурные ансамбли с остатками исторических центров и крем-
Церковь Покрова на Нерли, Владимирская область (фото М. Кулешовой) |
Культурно-ландшафтное районирование
лей, монастырскими строениями сохранились во многих городах области — Суздале, Юрьеве-Польском, Александрове, Муроме, Гороховце.
Примыкающая к Владимирской часть Ивановской области хорошо известна любителям исторического наследия: здесь расположен Палех — один из самых популярных в России художественных промыслов.
Воскресенская церковь у Торговых рядов в г. Суздале, Владимирская область (фото М. Кулешовой) |
Следует отметить, что во Владимирской и Ивановской областях в отличие от облас-
тей, расположенных в центре и на западе подрайона, относительно мало крупных и интересных в историческом отношении усадеб.
Основная их часть сконцентрирована в Тверской, Калужской, Рязанской Смоленской и Тульской областях. Среди них можно назвать знаменитые тверские усадьбы, созданные Н. А. Львовым — архитектором, поэтом, инженером, садоводом — человеком, воплотившим в своём творчестве идеалы культуры конца XVIII века (Знаменское-Раёк, Митино, Василёво и Никольское в Торжокском районе), а также калужские усадьбы: Полотняный Завод (XVIII в.) — комплекс усадеб Гончарова и Щепочкина, связанных с именем А. С. Пушкина, и Го-родню — усадьбу Голицыных под Калугой, построенную знаменитым русским архитектором А. Н. Воронихиным.
Особо следует остановиться на дворцово-промышленном комплексе Баташовых (XVIII-XIX вв.) в рабочем поселке Гусь-Железный Рязанской области. Такое сочетание было довольно типичным для Центральной России — примером этому могут служить Полотняный Завод Гончаровых в Калужской области, Грузины — в Новгородской и многие другие объекты.
Своеобразное место в культурном ландшафте занимает город Касимов, в культурном наследии которого хранится память о том времени, когда этот город был центром татарского княжества. Именно здесь, внутри русских земель сохранился целостный архитектурно-градостроительный комплекс XV—XVIII вв., включающий древнюю мечеть с минаретом и текие (мавзолей) Шах-Али-Хана. В городе расположен еще один памятник татарской культуры XVII века — текие Авган-Мухамеда. Сохраняется и живая традиционная культура, поскольку здесь всё ещё довольно много татарского населения, сохранившего память о старинных обычаях, фольклор.
Многие известные монастыри, расположенные в границах Московско-Владимирской земли, находятся вне крупных городов и окружены живописными природными ландшафтами. В качестве примера таких монастырей следует назвать: в Тверской области — Нилову Пустынь на берегу Селигера или Борисоглебский монастырь в Торжке; в Калужской области — Пафнутьев-Боровский
Культурный ландшафт как объект наследия
(XV-XVIII вв.) и Воротынский (XVI-XVII вв.) монастыри; в Рязанской — Со-лотчинский (XVII в.) и Богословский (XVII-XVIII вв.) монастыри.
Русское лесное Поволжье охватывает Ярославскую, Кост-ромскую, частично Ивановскую и Нижегородскую области. В отличие от большинства других исторических территорий России здесь особое значение приобретает природный фактор — Волга — крупнейшая река Европейской России, на протяжении многих веков имевшая исключительное стратегическое, экономическое и культурное значение в жизни Российского государства. Именно вдоль Волги концентрируются основные культурные центры лесного Поволжья — Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, расположены крупнейшие православные монастыри, всегда игравшие заметную роль в культурной жизни страны; это и места известных в России ярмарок (в частности, знаменитых Нижегородской и Макарьевской ярмарок).
Лесное Поволжье хранит в себе память о многих людях, имевших здесь свои поместья, отразивших эти края в своём искусстве. В связи с этим достаточно назвать Карабиху, связанную с жизнью Н. А. Некрасова, или Щёлыково А. Н. Островского; поэзия этого района и прежде всего — мест вокруг маленького волжского городка Плёса нашла своё воплощение в полотнах И. И. Левитана. Лесное Поволжье — это традиционное место расселения старообрядцев, культура и быт которых были описаны замечательным русским писателем Андреем Печерским (П. И. Мельниковым).
Несмотря на определённую целостность и своеобразие этого подрайона, следует иметь в виду и его особое положение по отношению к Москве и Северу России. Многие исследователи рассматривали культуру этой части России как переходную, воплотившую в себе многие элементы северной народной культуры и в то же время — близкую культуре Московско-Владимирских земель.
Культурное наследие Русского лесного Поволжья — это прежде всего исторические центры городов Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода, Арзамаса, Галича и Солигалича, Переславля-Залесского, Ростова, Тутаева и Углича. Хорошо известна историко-культурная значимость крупных городов, когда-то губернских, а сейчас областных центров. При этом Ярославль запоминается, прежде всего, ансамблями древнерусской архитектуры, относящимися к XVI— XVII вв. В отличие от Ярославля Кострома — это город, где ведущую роль играют архитектурные памятники XVIII-XIX веков. Среди них выделяются, прежде всего, торговые ряды — Большие и Малые Мучные, Красные, Мелочные, Пряничные Рыбные, Овощные и Масляные.
И наконец, Нижний Новгород, основанный в 1221 году, в XIV веке — столица Нижегородско-Суздальского княжества, город Минина и Пожарского. Долгое время он носил имя своего уроженца Максима Горького. Древняя история города запечатлена в архитектуре Нижегородского кремля, в его стенах (1500-1502) и башнях, в Михайло-Архангельском соборе (1631), в древнем Благовещенском монастыре, где сохранились постройки XVI-XVII вв. и в других церковных и светских зданиях, раскиданных по территории города. Важную роль в формировании архитектурного облика Нижнего Новгорода сыграла Нижегородская ярмарка, переведённая туда в 1817 году. Кстати, именно влиянием ярмарки, активно реагировавшей на развитие русской промышлен-
Культурно-ландшафтное районирование
ности в конце XIX — начале XX в., и организованной на её основе Всероссийской художественно-промышленной выставки можно объяснить широкое распространение в городе модерна, эклектики конца XIX века, неоампира, необарокко, неоклассицизма.
Смоленско-Брянские пограничные земли — эти, казалось бы, истинно русские земли, места проживания исключительно русского населения, долгое время входили в зону влияния Великого княжества Литовского. Помимо современных Смоленской и Брянской областей, к ним тяготеют юго-западная часть Тверской области (прежде всего — Торопецкий район) и запад Калужской. Все они имели тесные контакты с Польшей, Белоруссией и украинской Черниговщиной. Конечно, в настоящее время влияние Москвы явно преобладает над влиянием всех остальных соседей. Однако, если мы рассматриваем наряду с современными процессами и историческое наследие, то Смоленско-Брянские земли могут претендовать на определённую автономию в культурно-ландшафтном пространстве России.
На Смоленщине сохранились памятники архитектуры домонгольского периода; здесь сформировалась своя художественная школа иконописи; расположенные на территории Брянской и Смоленской областей усадьбы близки по стилю и планировочной структуре к украинско-польским поместьям.
Близость к Москве, к Смоленской дороге, которая когда-то связывала Москву с европейскими странами, по которой нередко двигались войска многих государств, стремившихся к завоеванию России, а в промежутках между войнами — путешественники, торговцы и туристы; тесная связь с Черниговщиной — уже украинской землей — предопределили насыщенность Смолен-ско-Брянских земель мемориальными территориями, поместьями, историческими городами, а это, в свою очередь, явилось основой для формирования здесь множества музеев, историко-культурных заповедников. Среди них — усадьба Овстуг Ф. И. Тютчева, Красный Рог А. К. Толстого, Новоспасское М. И. Глинки, Хмелита Грибоедовых, Талашкино М. К. Тенишевой. На территории Смоленской области создан национальный парк, основой для которого стала не только уникальная природа, но и российская история — на территории парка расположена усадьба известного русского путешественника Н. М. Пржевальского.
Как мы уже говорили, Смоленская дорога — это не только дорога туристов, путешественников; долгое время она была и дорогой войны. Эти земли пропитаны кровью. Памятники, могилы, разрушенные деревни — следы былых войн — также вошли в культурный ландшафт этих земель. Смоленская земля нередко выступала героем художественных произведений. Она вошла в творчество таких популярных когда-то поэтов, как М. Исаковский и А. Твардовский, уроженцев этой земли, а также в поэзию многих поэтов-фронтовиков.
История края отразилась и в характере культурного наследия. Блестящие дворцовые ансамбли XVIII века (Ляличи — усадьба Завадовского, построенная великолепным Дж. Кваренги, или собор в Почепе — творчество столичного зодчего Ж. Б. Валлен-Деламота) соседствуют с памятниками истории партизанского движения 1812 года и памятниками последней войны.
Культурный ландшафт как объект наследия
И конечно, города Смоленщины и Брянщины и примыкающих к ним районов Тверской и Калужской областей — это также объекты наследия. Среди них особое место занимает Смоленск — один из наиболее древних городов России. Здесь сохранились уникальные и наиболее древние памятники русской архитектуры, относящиеся к XII веку — церкви Петра и Павла на Городянке (1146 г. или конца XII века), Иоанна Богослова на Варяжках (1173-1176), Михаила Архангела (1173-1176). Чрезвычайно интересные и важные для формирования образа города крепостные стены и башни Кремля (1595-1602), ансамбль на Соборной площади, включающий величественный Успенский собор (1677), многие другие памятники.
Яркое впечатление оставляют и другие города этого края, прежде всего, Вязьма и Торопец. Кроме того, следует учитывать, что вся Смоленская дорога — это единый комплекс памятников истории, культуры, природы, объединяющий в себе множество историко-культурных и природных объектов, в том числе — топонимику, память о людях, недвижимые объекты культурного наследия и т. д.