Центральные Русские земли — сердце России

Район охватывает обширные территории от Смоленской и Брянской об­ластей на западе до Нижегородской области на востоке и от Тверской, Ярослав­ской и Владимирской областей на севере до реки Оки на юге (в пределах Рязан­ской, Тульской и Калужской областей). Характерной чертой этого района явля­ется то, что в него вошло множество когда-то самостоятельных Российских княжеств, поскольку, в отличие от Северо-Запада и Севера России, в его исто­рии был этап дезинтеграции и это, естественно, наложило отпечаток на всё дальнейшее его развитие; с другой стороны, именно здесь с особой силой ощу­щалось влияние такого гигантского центра, как Москва.

Значительная часть исторических городов, расположенных на территории района,— это древние столицы северо-восточных российских княжеств, где со­хранились замечательные образцы архитектурного мастерства наших пред­ков — кремли, крепостные валы, великолепные соборы; на территории этих ис­торических городов сохранился богатейший культурный слой. В те же годы на Центральных Русских землях образовалось множество монастырей, которые в дальнейшем сильно повлияли на жизнь этого края, в частности, на формирова­ние промыслов, центров художественных ремёсел, иконописных школ. Осо­бенную активность в этом проявляли Спасо-Ефимиев монастырь в Суздале и Троице-Сергиев монастырь под Москвой.

Ещё одна особенность района — высокая концентрация дворянских уса­деб, большая часть которых расположена вокруг бывших губернских центров и, конечно, Москвы — исторического центра России.

Природа Центральных Русских земель — переходная. Мягкие возвышен­ности в сочетании с озёрами и реками придают особую живописность этому краю. Много здесь и сельскохозяйственных угодий — пашен, лугов, которые разделили когда-то безбрежные и монолитные лесные массивы на относитель­но небольшие и поэтому приятные для взора рощицы и кулисы.

Большая часть района — это уже хорошо обжитые места, и влияние на че­ловека дикой, девственной природы здесь почти не ощущается.

Следы первых поселенцев, освоивших эти места (а это, прежде всего, фин­но-угорские племена — меря, весь, мурома), сохранились в названиях городов, сёл, рек — Кинешма, Нерехта, Москва. Сами же они растворились в пришед-


Культурно-ландшафтное районирование

ших сюда позднее славянских племенах. Однако в Тверской области сохрани­лись поселения, где до сих пор живут карелы. Конечно, сегодня структура и морфология культурного ландшафта определяются не столько историей, сколько современными социально-экономическими и социокультурными про­цессами. Поэтому, несмотря на то, что Центральные Русские земли издавна за­селены потомками славянских племён и именно здесь сформировался русский народ, состав их населения довольно пёстр. Связано это, прежде всего, с цент­ральным положением района, его привлекательностью для жителей других ре­гионов России, поскольку здесь больше возможностей для поиска свободных рабочих мест; кроме того, именно здесь, прежде всего — в самой столице, суще­ствуют и наиболее комфортные условия жизни. Поэтому в Центральных Рус­ских землях особенно заметно проявились последствия процессов миграции — значительная часть городского и сельского населения сформировалась за счёт приезжих из других районов. Однако этнографы до сих пор находят следы тра­диционной культуры как в языке коренного населения этих районов, в сохра­нившихся говорах, так и в характере построек.

Богатая история, активность современных процессов и влияние погранич­ных ландшафтов предопределили неоднородность культурного пространства района. Здесь довольно чётко проявляется пространственная дифференциация культурного ландшафта.

В качестве самостоятельных подрайонов Центральных Русских земель вы­делены Московско-Владимирская земля и Смоленско-Брянские пограничные земли, а также Русское лесное Поволжье.

Московско-Владимирская земля включает в себя не только Московскую, Владимирскую, но и значительную часть Тверской, Ивановской, а также северные районы Рязанской, Тульской и Калужской областей. Совре­менным центром этой земли выступает Москва — историческая и нынешняя столица России. Именно в Москве находятся крупнейшие и наиболее известные в России музеи, театры, учебные заведения, научные институты. Здесь более ин­тенсивно, чем в других регионах, осуществляются творческие эксперименты в науке, рождаются авангардистские формы в искусстве, формируются новые по­литические движения. Наконец, здесь сходятся и наиболее значительные связи России с другими странами мира — через визиты государственных и политиче­ских деятелей, научные контакты, гастроли зарубежных актёров и музыкантов, организацию выставок и т. д.

Высокий уровень социально-экономического и культурного потенциала в Москве и Московской городской агломерации проявляется в том, что именно здесь концентрируется сегодня наибольшее в России число ведущих учёных, деятелей культуры и искусства. Соответственно и роль производственных предприятий, престижность научных и учебных учреждений, творческих сою­зов здесь значительно выше, чем в других городах страны; именно в Москве за­думываются и рождаются архитектурные и градостроительные проекты, в раз­работке которых принимают участие крупнейшие российские архитекторы, дизайнеры, художники. Реализация этих проектов захватывает всю страну, проникает в самые удалённые уголки, воздействуя на развитие всей системы расселения не только в России, но и в бывших союзных республиках.


Культурный ландшафт как объект наследия

Москва воспринимается мировой общественностью в качестве лидера нау­ки и искусства России и чаще всего представляет её за рубежом. Многие учеб­ные и художественные центры Москвы являются своеобразными символами художественной культуры России. Достаточно назвать Большой театр, Москов­скую консерваторию, Третьяковскую галерею, Музеи Кремля, Исторический музей или Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублёва. Москва ча­ще, чем какие-либо другие города России, выступает сейчас и как лидер много­численных новаций в искусстве. Среди них — и новые театры, декларирующие самые современные направления в драматическом искусстве или балете, и вы­ставки, демонстрирующие новые направления в изобразительном искусстве, и рок-фестивали. И это не случайный, а объективный, соответствующий реально сложившимся условиям процесс, что необходимо учитывать в практике плани­рования, в частности — при распределении капиталовложений в развитие культуры. Одна из важнейших задач, стоящих сегодня перед государст­вом,— это сохранение национально значимых культурных центров и школ. Та­ковыми являются, прежде всего, столичные учреждения, где сконцентрирован наиболее высокий творческий потенциал и где наиболее активно развивается научная и художественная мысль. Лишь Санкт-Петербург как старая столица России может в настоящее время составить конкуренцию Москве.

Вместе с тем, если бы культурный потенциал Московского региона фор­мировался только за счёт инноваций, то темпы его развития через некоторое время начали бы замедляться. Очевидно, что нормальное существование ре­гиона возможно только при сочетании инновационной культуры и мощного культурного наследия, аккумулированного в научных и общественных архи­вах, исторических, художественных и других музеях, фондохранилищах, биб­лиотеках и т. д.

Поэтому научные и художественные учреждения столицы ориентируются не только на развитие инновационной культуры, здесь накапливается инфор­мация, происходит восстановление утерянных технологий, связанных с тради­ционной культурой, культурным наследием. Учёные и художники столицы предпринимают энергичные усилия для возрождения давно забытых приёмов и методов народного творчества, в том числе ремёсел, традиционных форм производства.

Москва заметно выделяется среди других территорий России по степени концентрации памятников истории и культуры, по богатству и разнообразию сохранившегося культурного наследия. Несмотря на огромные разрушения, явившиеся следствием длительной реконструкции города, в столице сохрани­лись целостные архитектурно-градостроительные ансамбли, среди которых особо выделяются Кремль с окружающими его Красной, Манежной и Теат­ральной площадями и Александровским садом, царские дворцовые владения — Измайлово, Царицыно и Коломенское, комплекс городских усадеб и жилых зданий на Швивой горке около Яузы, улицы в Замоскворечье, Лефортове, рай­оне Арбата, Бульварное кольцо и т. д. Нельзя представить старую Москву без её монастырей, прежде всего таких, как Донской, Свято-Данилов, Андроников, Новодевичий, Новоспасский и многих других.

Московский Кремль с примыкающей к нему Красной площадью, Новоде-


Культурно-ландшафтное районирование

Площадь перед Московским Кремлем с храмом Василия Блаженного (собор Покрова Богородицы на Рву) в центре (фото М. Кулешовой)

вичий монастырь и церковь Вознесения в Коломенском вошли в список объек­тов Всемирного наследия.

Культурное наследие Москвы создавалось талантом и трудами великих ар­хитекторов и художников России, многих других стран мира. В конце XIV — начале XV в. здесь работали замечательные живописцы Андрей Рублёв и Фео­фан Грек.

В конце XV века итальянский архитектор Аристотель Фьораванти строит новый Успенский собор. В конце XV — начале XVI в. в формировании Крем­левского ансамбля принимают участие и другие видные итальянские архитек­торы — Марк Фрязин, Пьетро Антонио Солари, Алевиз Фрязин Новый и т. д. В Москве создавался стиль «нарышкинского», или «московского», барокко. Сре­ди наиболее известных сооружений, отражающих характерные черты этого стиля, следует назвать церкви Покрова в Филях, Воскресения в Кадашах, Трои­цы в Троицком-Лыкове. Однако наиболее заметный вклад в архитектуру Моск­вы, в формирование её градостроительных ансамблей был сделан в конце XVIII — начале XIX в. В этом участвовали как русские, так и иностранные архи­текторы, живописцы, скульпторы. Среди них В. Баженов, М. Казаков, Е. Наза­ров, И. Еготов, В. Стасов, Дж. Кваренги, К. Бланк, Ф. Кампорези, О. Бове, Д. Жи­лярди и другие. Двадцатый век принёс новые имена, в том числе и приобретшие мировую известность,— К. Мельников, П. Голосов, братья Веснины, А. В. Щу­сев. Сохранилось в Москве и творение великого французского архитектора Ле Корбюзье — дом Центросоюза (1928-1935 гг.).

Москва — город, насыщенный историей. Почти все старые московские до­ма освящены памятью о великих людях России. Да и новая история не обошла Москву своим вниманием. Москва — это город А. Сахарова, В. Высоцкого, Б. Окуджавы и многих других наших современников, как ушедших, так и про­должающих делать историю России.


Культурный ландшафт как объект наследия

Вокруг Москвы сложился мощный пласт наследия. Примером этому слу­жит, прежде всего, Московская область. Кроме того, в ней отразились все те осо­бенности культурного ландшафта, которые мы отмечали в самом начале наше­го рассказа о Центральных Русских землях. Многие из подмосковных горо­дов — это бывшие столичные города, хранящие память о давно исчезнувших с карты России древних русских княжествах. В них до сих пор сохраняются остат­ки крепостных валов и кремлей, замечательные архитектурные ансамбли. Это Коломна, Можайск, Волоколамск, Сергиев Посад, Зарайск, Звенигород, Дмит­ров, Серпухов. Это и сеть многочисленных монастырей, всегда тяготевших к столицам: Иосифо-Волоколамский, Николо-Пешношский, Саввино-Сторо-жевский, Ново-Иерусалимский, Белопесоцкий и т. д. Наконец, это разветвлён­ная сеть старинных дворянских усадеб, многие из которых стали музеями или культурными центрами, домами отдыха и санаториями (Ярополец, Марфино, Петровское-Алабино, Большие Вязёмы, Дубровицы, Гребнево, Глинки, Серед-никово и т. д.).

Подмосковье — место жизни многих замечательных людей, с ним связана судьба таких людей, как Пушкин, Карамзин, Вяземский, Тютчев, Баратынский, Чайковский, Чехов и многие другие. Сохранились Абрамцево и Мураново — усадьбы, бывшие долгое время крупнейшими культурными центрами и сыг­равшие особую роль в развитии русского искусства конца XIX — начала XX в.


Богаты по своему культурному потенциалу и другие территории Москов­ско-Владимирского подрайона. Множество уникальных памятников истории и культуры располагается во Владимирской области. Мировую известность полу­чили такие творения гения русского народа, как церковь Покрова на Нерли (1165 г.), архитектурные ансамбли самого Владимира с его историческим цен­тром, остатками крепостных валов, замечательными памятниками архитекту­ры — Золотыми воротами (1164 г.), Дмитриевским (1194—1197 гг.) и Успенским (1158-1194 гг.) соборами с фресками Андрея Рублёва и Даниила Чёрного. Вели­колепные архитектурные ансамбли с остатками исторических центров и крем-

Церковь Покрова на Нерли, Владимирская область (фото М. Кулешовой)

Культурно-ландшафтное районирование


лей, монастырскими строе­ниями сохранились во мно­гих городах области — Сузда­ле, Юрьеве-Польском, Алек­сандрове, Муроме, Гороховце.

Примыкающая к Влади­мирской часть Ивановской об­ласти хорошо известна люби­телям исторического наследия: здесь расположен Палех — один из самых популярных в России художественных про­мыслов.

Воскресенская церковь у Торговых рядов в г. Суздале, Владимирская область (фото М. Кулешовой)

Следует отметить, что во Владимирской и Ивановской областях в отличие от облас-

тей, расположенных в центре и на западе подрайона, относительно мало круп­ных и интересных в историческом отношении усадеб.

Основная их часть сконцентрирована в Тверской, Калужской, Рязанской Смоленской и Тульской областях. Среди них можно назвать знаменитые твер­ские усадьбы, созданные Н. А. Львовым — архитектором, поэтом, инженером, садоводом — человеком, воплотившим в своём творчестве идеалы культуры конца XVIII века (Знаменское-Раёк, Митино, Василёво и Никольское в Торжок­ском районе), а также калужские усадьбы: Полотняный Завод (XVIII в.) — ком­плекс усадеб Гончарова и Щепочкина, связанных с именем А. С. Пушкина, и Го-родню — усадьбу Голицыных под Калугой, построенную знаменитым русским архитектором А. Н. Воронихиным.

Особо следует остановиться на дворцово-промышленном комплексе Бата­шовых (XVIII-XIX вв.) в рабочем поселке Гусь-Железный Рязанской области. Такое сочетание было довольно типичным для Центральной России — приме­ром этому могут служить Полотняный Завод Гончаровых в Калужской облас­ти, Грузины — в Новгородской и многие другие объекты.

Своеобразное место в культурном ландшафте занимает город Касимов, в культурном наследии которого хранится память о том времени, когда этот город был центром татарского княжества. Именно здесь, внутри русских земель сохра­нился целостный архитектурно-градостроительный комплекс XV—XVIII вв., включающий древнюю мечеть с минаретом и текие (мавзолей) Шах-Али-Хана. В городе расположен еще один памятник татарской культуры XVII века — текие Авган-Мухамеда. Сохраняется и живая традиционная культура, поскольку здесь всё ещё довольно много татарского населения, сохранившего память о старин­ных обычаях, фольклор.

Многие известные монастыри, расположенные в границах Московско-Вла­димирской земли, находятся вне крупных городов и окружены живописными природными ландшафтами. В качестве примера таких монастырей следует на­звать: в Тверской области — Нилову Пустынь на берегу Селигера или Борисо­глебский монастырь в Торжке; в Калужской области — Пафнутьев-Боровский



Культурный ландшафт как объект наследия

(XV-XVIII вв.) и Воротынский (XVI-XVII вв.) монастыри; в Рязанской — Со-лотчинский (XVII в.) и Богословский (XVII-XVIII вв.) монастыри.

Русское лесное Поволжье охватывает Ярославскую, Кост-ром­скую, частично Ивановскую и Нижегородскую области. В отличие от большин­ства других исторических территорий России здесь особое значение приобрета­ет природный фактор — Волга — крупнейшая река Европейской России, на протяжении многих веков имевшая исключительное стратегическое, экономи­ческое и культурное значение в жизни Российского государства. Именно вдоль Волги концентрируются основные культурные центры лесного Повол­жья — Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, расположены крупнейшие православные монастыри, всегда игравшие заметную роль в культурной жизни страны; это и места известных в России ярмарок (в частности, знаменитых Ни­жегородской и Макарьевской ярмарок).

Лесное Поволжье хранит в себе память о многих людях, имевших здесь свои поместья, отразивших эти края в своём искусстве. В связи с этим достаточ­но назвать Карабиху, связанную с жизнью Н. А. Некрасова, или Щёлыково А. Н. Островского; поэзия этого района и прежде всего — мест вокруг малень­кого волжского городка Плёса нашла своё воплощение в полотнах И. И. Левита­на. Лесное Поволжье — это традиционное место расселения старообрядцев, культура и быт которых были описаны замечательным русским писателем Анд­реем Печерским (П. И. Мельниковым).

Несмотря на определённую целостность и своеобразие этого подрайона, следует иметь в виду и его особое положение по отношению к Москве и Северу России. Многие исследователи рассматривали культуру этой части России как переходную, воплотившую в себе многие элементы северной народной культу­ры и в то же время — близкую культуре Московско-Владимирских земель.

Культурное наследие Русского лесного Поволжья — это прежде всего исто­рические центры городов Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода, Арзама­са, Галича и Солигалича, Переславля-Залесского, Ростова, Тутаева и Углича. Хо­рошо известна историко-культурная значимость крупных городов, когда-то гу­бернских, а сейчас областных центров. При этом Ярославль запоминается, прежде всего, ансамблями древнерусской архитектуры, относящимися к XVI— XVII вв. В отличие от Ярославля Кострома — это город, где ведущую роль игра­ют архитектурные памятники XVIII-XIX веков. Среди них выделяются, прежде всего, торговые ряды — Большие и Малые Мучные, Красные, Мелочные, Пря­ничные Рыбные, Овощные и Масляные.

И наконец, Нижний Новгород, основанный в 1221 году, в XIV веке — сто­лица Нижегородско-Суздальского княжества, город Минина и Пожарского. Долгое время он носил имя своего уроженца Максима Горького. Древняя исто­рия города запечатлена в архитектуре Нижегородского кремля, в его стенах (1500-1502) и башнях, в Михайло-Архангельском соборе (1631), в древнем Благовещенском монастыре, где сохранились постройки XVI-XVII вв. и в дру­гих церковных и светских зданиях, раскиданных по территории города. Важ­ную роль в формировании архитектурного облика Нижнего Новгорода сыгра­ла Нижегородская ярмарка, переведённая туда в 1817 году. Кстати, именно влиянием ярмарки, активно реагировавшей на развитие русской промышлен-


Культурно-ландшафтное районирование

ности в конце XIX — начале XX в., и организованной на её основе Всероссий­ской художественно-промышленной выставки можно объяснить широкое распространение в городе модерна, эклектики конца XIX века, неоампира, нео­барокко, неоклассицизма.

Смоленско-Брянские пограничные земли — эти, казалось бы, истинно русские земли, места проживания исключительно русского населе­ния, долгое время входили в зону влияния Великого княжества Литовского. По­мимо современных Смоленской и Брянской областей, к ним тяготеют юго-за­падная часть Тверской области (прежде всего — Торопецкий район) и запад Калужской. Все они имели тесные контакты с Польшей, Белоруссией и украин­ской Черниговщиной. Конечно, в настоящее время влияние Москвы явно пре­обладает над влиянием всех остальных соседей. Однако, если мы рассматриваем наряду с современными процессами и историческое наследие, то Смолен­ско-Брянские земли могут претендовать на определённую автономию в куль­турно-ландшафтном пространстве России.

На Смоленщине сохранились памятники архитектуры домонгольского пе­риода; здесь сформировалась своя художественная школа иконописи; располо­женные на территории Брянской и Смоленской областей усадьбы близки по стилю и планировочной структуре к украинско-польским поместьям.

Близость к Москве, к Смоленской дороге, которая когда-то связывала Мо­скву с европейскими странами, по которой нередко двигались войска многих государств, стремившихся к завоеванию России, а в промежутках между вой­нами — путешественники, торговцы и туристы; тесная связь с Черниговщи­ной — уже украинской землей — предопределили насыщенность Смолен-ско-Брянских земель мемориальными территориями, поместьями, историче­скими городами, а это, в свою очередь, явилось основой для формирования здесь множества музеев, историко-культурных заповедников. Среди них — усадьба Овстуг Ф. И. Тютчева, Красный Рог А. К. Толстого, Новоспас­ское М. И. Глинки, Хмелита Грибоедовых, Талашкино М. К. Тенишевой. На территории Смоленской области создан национальный парк, основой для ко­торого стала не только уникальная природа, но и российская история — на территории парка расположена усадьба известного русского путешественника Н. М. Пржевальского.

Как мы уже говорили, Смоленская дорога — это не только дорога ту­ристов, путешественников; долгое время она была и дорогой войны. Эти зем­ли пропитаны кровью. Памятники, могилы, разрушенные деревни — следы былых войн — также вошли в культурный ландшафт этих земель. Смолен­ская земля нередко выступала героем художественных произведений. Она во­шла в творчество таких популярных когда-то поэтов, как М. Исаковский и А. Твардовский, уроженцев этой земли, а также в поэзию многих поэтов-фронтовиков.

История края отразилась и в характере культурного наследия. Блестящие дворцовые ансамбли XVIII века (Ляличи — усадьба Завадовского, построенная великолепным Дж. Кваренги, или собор в Почепе — творчество столичного зодчего Ж. Б. Валлен-Деламота) соседствуют с памятниками истории партизан­ского движения 1812 года и памятниками последней войны.


Культурный ландшафт как объект наследия

И конечно, города Смоленщины и Брянщины и примыкающих к ним рай­онов Тверской и Калужской областей — это также объекты наследия. Среди них особое место занимает Смоленск — один из наиболее древних городов Рос­сии. Здесь сохранились уникальные и наиболее древние памятники русской архитектуры, относящиеся к XII веку — церкви Петра и Павла на Городянке (1146 г. или конца XII века), Иоанна Богослова на Варяжках (1173-1176), Михаи­ла Архангела (1173-1176). Чрезвычайно интересные и важные для формирова­ния образа города крепостные стены и башни Кремля (1595-1602), ансамбль на Соборной площади, включающий величественный Успенский собор (1677), многие другие памятники.

Яркое впечатление оставляют и другие города этого края, прежде всего, Вязьма и Торопец. Кроме того, следует учитывать, что вся Смоленская доро­га — это единый комплекс памятников истории, культуры, природы, объеди­няющий в себе множество историко-культурных и природных объектов, в том числе — топонимику, память о людях, недвижимые объекты культурного на­следия и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: