История Русского степного Поволжья, включающего территорию, протянувшуюся от Самарской до Астраханской области, и Приуралья (в границах современной Оренбургской области) связана с историей многих этнических групп и народов, живших на этой земле или пересекавших её во время военных походов или массовых миграций.
Очень рано пришли сюда и русские — прежде всего яицкие и оренбургские казаки, защищавшие рубежи завоёванных российских земель от кочевых казахских племен. Позднее хозяйственная колонизация русскими этих новых для них степных пространств стала ведущим и определяющим жизнь этого района процессом. Большинство ранее живших или кочевавших здесь племён было вытеснено или ассимилировано. Вместе с тем, ещё долгое время на востоке района продолжали кочевать казахские скотоводы, а на юго-западе — калмыки. Таким образом, уже издавна здесь проявилась характерная для России пестрота этнического, а вместе с этим — и конфессионального ландшафта. Православию приходилось вступать в контакт как с исламом, так и с буддизмом. Из позднее поселившихся здесь национальных групп можно назвать немцев, среди которых преобладали протестанты. Долгое время на территории нынешней Саратовской области находилась одна из наиболее известных немецких колоний, образовавшихся в России в конце XVIII века. Таким образом, разнообразие эт-но-конфессионального ландшафта в XVIII—XIX веках не только не уменьшилось, но даже увеличилось.
|
|
К сожалению, репрессии сталинского периода нанесли колоссальный ущерб культурному ландшафту Поволжья; в частности, из Поволжья были выселены немцы и калмыки. Сейчас здесь расселено преимущественно русское население. И хотя мы ещё можем увидеть здесь поселения татар, ногайцев, казахов и калмыков, доля всех этих народов невелика. Попытки восстановить в Поволжье немецкую автономию наталкиваются на сопротивление нового населения, уже занявшего бывшие немецкие земли. Однако число немцев в Саратовской и соседней с ней Волгоградской областях постепенно растёт. С этим связано и некоторое усиление роли лютеранской, а также католической конфессий в этих местах. Делаются попытки возрождения немецкой культуры. Об этом, в частности, свидетельствует, создание на месте одной из бывших немецких колоний музея-заповедника «Сарепта». В музее уже сейчас имеется большая библиотека, здесь реализуются образовательные программы, направленные на распространение среди местного населения знаний о немецкой культуре, на овладение немецким языком, устанавливаются широкие связи с метрополией — Германией.
Культурно-ландшафтное районирование
|
|
Сохранила здесь своё присутствие и татарская диаспора, что также оказывает влияние на культурную жизнь района.
Восточная часть района занимает промежуточное положение между Поволжьем и Уралом. Это отразилось и в характере русской колонизации этой территории — её заселение русскими шло не только с запада — от Волги, но и с севера — от Уфы и Челябинска, и с юга — со стороны яицких казаков, живших в нижнем течении Урала. В 1735 году, после постройки крепости в устье реки Орь, началось хозяйственное освоение русскими этого края. Здесь было построено множество крепостей, в том числе и Оренбург. Восточный форпост России формировался на основе разнообразных групп русского населения (яицких, оренбургских, самарских, уфимских казаков, русских беглых крестьян), а также представителей других народов России — башкир, татар, ногайцев, казахов, калмыков. Население центрального города края — Оренбурга с самого начала его возникновения было интернациональным; в нём жили русские, татары, башкиры, украинцы, грузины, узбеки, армяне, поляки, а также представители многих других национальностей.
Двадцатый век (особенно последние его десятилетия) характеризуется мощным процессом урбанизации. Рост городов и сокращение сельского населения сделали степное Поволжье и Приуралье высоко урбанизированным районом; многие из городов этого региона вошли в число крупнейших городов России. Почти все они традиционно выполняют роль административных и культурных центров, их вклад в формирование культурного пространства России весьма значителен. Это прежде всего Самара, Саратов, Волгоград (Царицын, Сталинград), Оренбург.
Волга — существеннейшая часть ландшафта степного Поволжья. К ней тяготеет значительная часть природных достопримечательностей, в том числе — памятников природы, уникальных заповедников и заказников. Среди наиболее известных: национальные парки Самарская Лука (Самарская область), Хвалын-ский (Саратовская область), природные заповедники: Астраханский в дельте Волги и Жигулёвский (Самарская область).
Волга определяет не только природные процессы на территории района, но и его культурную жизнь.
Тема Волги пронизывает творчество многих писателей и художников. С ней связана трудовая деятельность значительной части населения — рыбаков, гидростроителей, транспортников. Поскольку сооружение гигантских гидроэлектростанций и связанных с ними водохранилищ уже нанесло огромный урон природе района, особую актуальность приобретает решение экологических проблем, связанных с последствиями гидростроительства.
История развития степного Поволжья и Приуралья отразилась в характере культурного слоя ландшафта. Здесь накоплен значительный пласт наследия. При этом имеются существенные региональные различия в самом характере наследия, в особенностях его распределения на юге и севере района. Русское Поволжье и Приуралье — это восточные рубежи размещения дворянских усадеб. К сожалению, значительная часть усадеб уже исчезла или находится на грани исчезновения.
Культурное наследие русского Поволжско-Приуральского района в совет-
Культурный ландшафт как объект наследия
ское время чаще всего связывали с именем «вождя мирового пролетариата» В. И. Ленина, и это нашло свое отражение в явном преобладании ленинской темы в официальных списках памятников. Однако на самом деле наследие этого края намного разнообразнее и интереснее.
Памятник героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в г. Волгограде |
Ульяновск (бывший Симбирск) — это не только город Ленина, но и город поэта Н. М. Языкова, писателей И. А. Гончарова и Д. В. Григоровича, историографа Н. М. Карамзина. Однако именно благодаря организации ленинской мемориальной зоны в городе сохранились многие общественные и жилые здания XVIII—XIX вв. Старинный купеческий город Самара (основан в 1586 году) сохранил свое культурное наследие также благодаря тому, что здесь бывали Ленин и члены его семьи. Между тем, история города связана со многими славными именами. Среди них М. Горький, Н. Г. Гарин-Михайловский, И. Е. Репин.
|
|
Саратов — город, о котором знает каждый российский школьник, прочитавший «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Но Саратов уже давно перестал быть символом глухой провинции. Это — город Н. Г. Чернышевского, знаменитого физика П. Н. Яблочкова, замечательного русского художника В. Э. Борисова-Мусатова, известного архитектора Ф. О. Шехтеля.
Заметно выделяется среди городов Поволжья Астрахань — город древней истории, город, через который многие поколения русских людей выходили в загадочный и таинственный мир Востока, город, описанный русским поэтом В. Хлебниковым.
И, конечно, нельзя не упомянуть о городе, известном всему миру, правда, под именем, которое он носил относительно короткое время — не более 30 лет,— Сталинград. Это бывший Царицын, а ныне — Волгоград; город, бурно развивавшийся в годы первых пятилеток и построенный заново после Великой Отечественной войны.
Русский заводской Урал — земля сказов,
зелёного камня и металла
Русский Урал был приобрел своё культурное своеобразие благодаря трудам и энергии деловых людей; его формирование было освещено страстью таких великих личностей, как Пётр I, Григорий Строганов, Никита и Акинфий Демидовы. Именно их усилиями горный пояс, разделяющий Европу и Азию, покры-
Культурно-ландшафтное районирование
тый густыми хвойными лесами, стал восприниматься людьми не просто как некое природное образование, а как кладовая, где хранятся великолепные сокровища — железо, медь, серебро, драгоценные камни, достойные украшать царские одежды и дворцы.
Говоря о Русском Урале как о культурном регионе, мы прежде всего имеем в виду Екатеринбургскую, Пермскую и Челябинскую области.
|
|
Коренным населением Урала были представители угро-финских племён. Русские пришли на территорию Урала еще в XI веке. Это были новгородские ушкуйники, затем поморские крестьяне, торговые люди, казаки. Сначала их привлекала пушнина. Затем, уже в первой половине XV века, были основаны промышленные предприятия для добычи соли. Однако по-настоящему мощный процесс освоения Урала начался в XVI веке. Огромное влияние на колонизацию Урала оказали Строгановы — выходцы из поморов, основавшие здесь в Прикамье в XVI веке свою вотчину.
В эти годы возникли многие уральские города, в том числе город Верхотурье, долгое время (в течение всего XVII века) остававшийся главным экономическим центром Зауралья. Именно от них пошло полнокровное хозяйственное освоение Урала — начали развиваться разнообразные виды сельского хозяйства, ремёсел, были организованы солеваренные промыслы.
С XVIII века начинается деятельность знаменитых уральских заводчиков Демидовых. Вместе с посланными туда Петром I государственными чиновниками они дали толчок созданию уральской индустрии. Именно промышленность Урала (прежде всего — её горнодобывающая и металлургическая отрасли) стала определяющим фактором его развития, пронизала всю культуру края, отразилась в его профессиональном и народном искусстве.
Характерным элементом культурного ландшафта Урала XVIII—XIX вв. стали небольшие металлургические заводы. Тогда заводом здесь называли весь комплекс, включающий производственные сооружения и жилой посёлок. В центре такого комплекса обычно располагался большой пруд при запруженной речке; ниже плотины — заводские строения, а по берегам пруда — жилые дома работников и усадьба владельца завода с типичным для России белоколонным дворцом и парком.
Невьянский завод. Наклонная башня. (фото П.М.Шульгина) |
На базе таких «заводов» сформировались знаменитые города Урала, вошедшие в историю искусства России,— Златоуст, Касли, Невьянск. В этих городах изготавливались из чугуна, стали и железа великолепные скульптуры, декоративные решётки, оружие, чем всегда был славен Урал.
Другое направление деятельности
Культурный ландшафт как объект наследия
уральских мастеров — художественные изделия из камня, работа с полудрагоценными камнями, прежде всего — с малахитом. Это искусство нашло и своего певца — П. Бажова, создавшего сказочный образ мастера-камнереза, чей труд был освящён «духами уральской земли».
Урал внёс существенный вклад в историю формирования и развития многих других видов искусства, не связанных, казалось бы, с хозяйственными функциями. Особое место в культуре России занимает деревянная пермская скульптура, удивительная для православного искусства, пришедшая в него то ли из западного христианства, то ли из языческой культуры славян или древних племён Урала, а вернее всего — под влиянием обоих этих источников.
Культурное наследие Урала — это, прежде всего, архитектурные ансамбли в центрах исторических городов. Да и сами города Урала нередко могут рассматриваться как объекты наследия. Многие из них возникли в самом начале освоения русскими этого богатого и привлекательного для России края. Это не только Верхотурье. Уже в 1451 году упоминается Чердынь, бывшая в XV—XVI веках столицей Перми Великой. Ещё раньше упоминается Соликамск, основанный в 1430 году вологодскими купцами, начавшими здесь солеваренный промысел. В конце XVI века Соликамск — крупный промышленный центр Перми Великой, а в конце XVII века — торгово-металлургический центр Прикамья. Здесь началось медеплавильное производство, изготовление медной посуды, позднее — изразцов, эмалей. Сохранились ценные памятники зодчества в Усолье — городе Строгановых, месте, где родился и работал замечательный русский архитектор А. Н.Воронихин.
Длительная ориентация района на технические проблемы не только не заслонила интереса его интеллигенции к гуманитарным проблемам, но сделала это направление одним из приоритетных. Свидетельством этому служат многие факты: именно здесь была создана одна из лучших в стране балетных школ — пермская; издавна пользуется очень высокой репутацией Екатеринбургский театр оперы и балета; в драматических театрах ищут новый сценический язык; широким фронтом идут работы в области археологии, этнографии, культурологии. Возрождается на Урале интерес и к истории, к историческому
Кунгур. Гостиный двор (фото Р. Абляшева) |
Культурно-ландшафтное районирование
градоведению и краеведению; общественность Урала уже давно ставит вопрос о восстановлении облика исторических городов — Верхотурья, Чердыни, Невь-янска, Кунгура.
Среди наиболее популярных туристских объектов Урала — Кунгурская Ледяная пещера в Пермской области, знаменитый Ильменский заповедник; имеются и другие интересные памятники природы или просто красивые её уголки, ещё мало изменённые человеком.