Русские степные Поволжско-Приуральские земли — восточное лицо России

История Русского степного Поволжья, включающего территорию, протя­нувшуюся от Самарской до Астраханской области, и Приуралья (в границах со­временной Оренбургской области) связана с историей многих этнических групп и народов, живших на этой земле или пересекавших её во время военных походов или массовых миграций.

Очень рано пришли сюда и русские — прежде всего яицкие и оренбургские казаки, защищавшие рубежи завоёванных российских земель от кочевых казах­ских племен. Позднее хозяйственная колонизация русскими этих новых для них степных пространств стала ведущим и определяющим жизнь этого района процессом. Большинство ранее живших или кочевавших здесь племён было вытеснено или ассимилировано. Вместе с тем, ещё долгое время на востоке рай­она продолжали кочевать казахские скотоводы, а на юго-западе — калмыки. Та­ким образом, уже издавна здесь проявилась характерная для России пестрота этнического, а вместе с этим — и конфессионального ландшафта. Правосла­вию приходилось вступать в контакт как с исламом, так и с буддизмом. Из позд­нее поселившихся здесь национальных групп можно назвать немцев, среди ко­торых преобладали протестанты. Долгое время на территории нынешней Сара­товской области находилась одна из наиболее известных немецких колоний, образовавшихся в России в конце XVIII века. Таким образом, разнообразие эт-но-конфессионального ландшафта в XVIII—XIX веках не только не уменьши­лось, но даже увеличилось.

К сожалению, репрессии сталинского периода нанесли колоссальный ущерб культурному ландшафту Поволжья; в частности, из Поволжья были вы­селены немцы и калмыки. Сейчас здесь расселено преимущественно русское на­селение. И хотя мы ещё можем увидеть здесь поселения татар, ногайцев, казахов и калмыков, доля всех этих народов невелика. Попытки восстановить в Повол­жье немецкую автономию наталкиваются на сопротивление нового населения, уже занявшего бывшие немецкие земли. Однако число немцев в Саратовской и соседней с ней Волгоградской областях постепенно растёт. С этим связано и не­которое усиление роли лютеранской, а также католической конфессий в этих местах. Делаются попытки возрождения немецкой культуры. Об этом, в частно­сти, свидетельствует, создание на месте одной из бывших немецких колоний музея-заповедника «Сарепта». В музее уже сейчас имеется большая библиотека, здесь реализуются образовательные программы, направленные на распростра­нение среди местного населения знаний о немецкой культуре, на овладение не­мецким языком, устанавливаются широкие связи с метрополией — Германией.


Культурно-ландшафтное районирование

Сохранила здесь своё присутствие и татарская диаспора, что также оказы­вает влияние на культурную жизнь района.

Восточная часть района занимает промежуточное положение между По­волжьем и Уралом. Это отразилось и в характере русской колонизации этой территории — её заселение русскими шло не только с запада — от Волги, но и с севера — от Уфы и Челябинска, и с юга — со стороны яицких казаков, живших в нижнем течении Урала. В 1735 году, после постройки крепости в устье реки Орь, началось хозяйственное освоение русскими этого края. Здесь было по­строено множество крепостей, в том числе и Оренбург. Восточный форпост России формировался на основе разнообразных групп русского населения (яицких, оренбургских, самарских, уфимских казаков, русских беглых кресть­ян), а также представителей других народов России — башкир, татар, ногайцев, казахов, калмыков. Население центрального города края — Оренбурга с самого начала его возникновения было интернациональным; в нём жили русские, тата­ры, башкиры, украинцы, грузины, узбеки, армяне, поляки, а также представите­ли многих других национальностей.

Двадцатый век (особенно последние его десятилетия) характеризуется мощным процессом урбанизации. Рост городов и сокращение сельского насе­ления сделали степное Поволжье и Приуралье высоко урбанизированным рай­оном; многие из городов этого региона вошли в число крупнейших городов России. Почти все они традиционно выполняют роль административных и культурных центров, их вклад в формирование культурного пространства Рос­сии весьма значителен. Это прежде всего Самара, Саратов, Волгоград (Цари­цын, Сталинград), Оренбург.

Волга — существеннейшая часть ландшафта степного Поволжья. К ней тя­готеет значительная часть природных достопримечательностей, в том числе — памятников природы, уникальных заповедников и заказников. Среди наиболее известных: национальные парки Самарская Лука (Самарская область), Хвалын-ский (Саратовская область), природные заповедники: Астраханский в дельте Волги и Жигулёвский (Самарская область).

Волга определяет не только природные процессы на территории района, но и его культурную жизнь.

Тема Волги пронизывает творчество многих писателей и художников. С ней связана трудовая деятельность значительной части населения — рыба­ков, гидростроителей, транспортников. Поскольку сооружение гигантских гид­роэлектростанций и связанных с ними водохранилищ уже нанесло огромный урон природе района, особую актуальность приобретает решение экологиче­ских проблем, связанных с последствиями гидростроительства.

История развития степного Поволжья и Приуралья отразилась в характере культурного слоя ландшафта. Здесь накоплен значительный пласт наследия. При этом имеются существенные региональные различия в самом характере наследия, в особенностях его распределения на юге и севере района. Русское По­волжье и Приуралье — это восточные рубежи размещения дворянских усадеб. К сожалению, значительная часть усадеб уже исчезла или находится на грани исчезновения.

Культурное наследие русского Поволжско-Приуральского района в совет-


Культурный ландшафт как объект наследия


ское время чаще всего связывали с име­нем «вождя мирового пролетариата» В. И. Ленина, и это нашло свое отражение в явном преобладании ленинской темы в официальных списках памятников. Од­нако на самом деле наследие этого края намного разнообразнее и интереснее.

Памятник героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в г. Волгограде

Ульяновск (бывший Симбирск) — это не только город Ленина, но и город по­эта Н. М. Языкова, писателей И. А. Гонча­рова и Д. В. Григоровича, историографа Н. М. Карамзина. Однако именно благода­ря организации ленинской мемориальной зоны в городе сохранились многие обще­ственные и жилые здания XVIII—XIX вв. Старинный купеческий город Сама­ра (основан в 1586 году) сохранил свое культурное наследие также благодаря то­му, что здесь бывали Ленин и члены его семьи. Между тем, история города связа­на со многими славными именами. Среди них М. Горький, Н. Г. Гарин-Михайлов­ский, И. Е. Репин.

Саратов — город, о котором знает каждый российский школьник, прочитавший «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Но Саратов уже давно перестал быть символом глухой провинции. Это — город Н. Г. Чернышевского, знаменитого физика П. Н. Яблочкова, замечатель­ного русского художника В. Э. Борисова-Мусатова, известного архитектора Ф. О. Шехтеля.

Заметно выделяется среди городов Поволжья Астрахань — город древней истории, город, через который многие поколения русских людей выходили в за­гадочный и таинственный мир Востока, город, описанный русским поэтом В. Хлебниковым.

И, конечно, нельзя не упомянуть о городе, известном всему миру, правда, под именем, которое он носил относительно короткое время — не более 30 лет,— Сталинград. Это бывший Царицын, а ныне — Волгоград; город, бур­но развивавшийся в годы первых пятилеток и построенный заново после Ве­ликой Отечественной войны.

Русский заводской Урал — земля сказов,
зелёного камня и металла

Русский Урал был приобрел своё культурное своеобразие благодаря трудам и энергии деловых людей; его формирование было освещено страстью таких великих личностей, как Пётр I, Григорий Строганов, Никита и Акинфий Деми­довы. Именно их усилиями горный пояс, разделяющий Европу и Азию, покры-


Культурно-ландшафтное районирование


тый густыми хвойными лесами, стал восприниматься людьми не просто как не­кое природное образование, а как кладовая, где хранятся великолепные сокро­вища — железо, медь, серебро, драгоценные камни, достойные украшать царские одежды и дворцы.

Говоря о Русском Урале как о культурном регионе, мы прежде всего имеем в виду Екатеринбургскую, Пермскую и Челябинскую области.

Коренным населением Урала были представители угро-финских племён. Русские пришли на территорию Урала еще в XI веке. Это были новгородские ушкуйники, затем поморские крестьяне, торговые люди, казаки. Сначала их привлекала пушнина. Затем, уже в первой половине XV века, были основаны промышленные предприятия для добычи соли. Однако по-настоящему мощ­ный процесс освоения Урала начался в XVI веке. Огромное влияние на колони­зацию Урала оказали Строгановы — выходцы из поморов, основавшие здесь в Прикамье в XVI веке свою вотчину.

В эти годы возникли многие уральские города, в том числе город Верхо­турье, долгое время (в течение всего XVII века) остававшийся главным эконо­мическим центром Зауралья. Именно от них пошло полнокровное хозяйствен­ное освоение Урала — начали развиваться разнообразные виды сельского хо­зяйства, ремёсел, были организованы солеваренные промыслы.

С XVIII века начинается деятельность знаменитых уральских заводчиков Демидовых. Вместе с посланными туда Петром I государственными чиновника­ми они дали толчок созданию уральской индустрии. Именно промышленность Урала (прежде всего — её горнодобывающая и металлургическая отрасли) ста­ла определяющим фактором его развития, пронизала всю культуру края, отра­зилась в его профессиональном и народном искусстве.

Характерным элементом культурного ландшафта Урала XVIII—XIX вв. ста­ли небольшие металлургические заво­ды. Тогда заводом здесь называли весь комплекс, включающий производст­венные сооружения и жилой посёлок. В центре такого комплекса обычно рас­полагался большой пруд при запру­женной речке; ниже плотины — завод­ские строения, а по берегам пруда — жилые дома работников и усадьба вла­дельца завода с типичным для России белоколонным дворцом и парком.

Невьянский завод. Наклонная башня. (фото П.М.Шульгина)

На базе таких «заводов» сформи­ровались знаменитые города Урала, вошедшие в историю искусства Рос­сии,— Златоуст, Касли, Невьянск. В этих городах изготавливались из чу­гуна, стали и железа великолепные скульптуры, декоративные решётки, оружие, чем всегда был славен Урал.

Другое направление деятельности



Культурный ландшафт как объект наследия

уральских мастеров — художественные изделия из камня, работа с полудраго­ценными камнями, прежде всего — с малахитом. Это искусство нашло и своего певца — П. Бажова, создавшего сказочный образ мастера-камнереза, чей труд был освящён «духами уральской земли».

Урал внёс существенный вклад в историю формирования и развития мно­гих других видов искусства, не связанных, казалось бы, с хозяйственными функциями. Особое место в культуре России занимает деревянная пермская скульптура, удивительная для православного искусства, пришедшая в него то ли из западного христианства, то ли из языческой культуры славян или древних племён Урала, а вернее всего — под влиянием обоих этих источников.

Культурное наследие Урала — это, прежде всего, архитектурные ансамбли в центрах исторических городов. Да и сами города Урала нередко могут рассматри­ваться как объекты наследия. Многие из них возникли в самом начале освоения русскими этого богатого и привлекательного для России края. Это не только Вер­хотурье. Уже в 1451 году упоминается Чердынь, бывшая в XV—XVI веках столи­цей Перми Великой. Ещё раньше упоминается Соликамск, основанный в 1430 го­ду вологодскими купцами, начавшими здесь солеваренный промысел. В конце XVI века Соликамск — крупный промышленный центр Перми Великой, а в кон­це XVII века — торгово-металлургический центр Прикамья. Здесь началось ме­деплавильное производство, изготовление медной посуды, позднее — изразцов, эмалей. Сохранились ценные памятники зодчества в Усолье — городе Строгановых, месте, где родился и работал замечательный русский архитектор А. Н.Воронихин.

Длительная ориентация района на технические проблемы не только не за­слонила интереса его интеллигенции к гуманитарным проблемам, но сделала это направление одним из приоритетных. Свидетельством этому служат мно­гие факты: именно здесь была создана одна из лучших в стране балетных школ — пермская; издавна пользуется очень высокой репутацией Екатерин­бургский театр оперы и балета; в драматических театрах ищут новый сцениче­ский язык; широким фронтом идут работы в области археологии, этнографии, культурологии. Возрождается на Урале интерес и к истории, к историческому

Кунгур. Гостиный двор (фото Р. Абляшева)

Культурно-ландшафтное районирование

градоведению и краеведению; общественность Урала уже давно ставит вопрос о восстановлении облика исторических городов — Верхотурья, Чердыни, Невь-янска, Кунгура.

Среди наиболее популярных туристских объектов Урала — Кунгурская Ле­дяная пещера в Пермской области, знаменитый Ильменский заповедник; име­ются и другие интересные памятники природы или просто красивые её уголки, ещё мало изменённые человеком.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: