Несмотря на то, что Русское Предкавказье, куда входят Краснодарский и Ставропольский края и Ростовская область, относится к местам компактного расселения русского народа, его культурный ландшафт не может быть понят вне связи с длительной историей освоения этого края. Его древняя и средняя история имеет единые корни с историей Северокавказского региона, с генезисом коренного населения Кавказа.
Огромный вклад в развитие древнего культурного ландшафта Причерноморья и Приазовья внесли греки, которые появились там в VII в. до н. э. и колонии которых просуществовали более тысячи лет. Равнинный Северный Кавказ был заселён скифскими кочевыми племенами. Затем их сменили гунны (в IV в.); в V—начале VI века здесь появились тюркские племена, а в VII—VIII веках — хазары. Начиная с IX века на Северный Кавказ пришли славяне. Среди важнейших славянских городов — Тмутаракань (бывшая греческая Гермонас-са, хазарская Тамарха и нынешняя Тамань).
Долгое время равнинное Предкавказье было ареной длительных битв, в которых участвовали славяне, половцы, печенеги и монголо-татары. В конце XV века в Предкавказье появились первые казачьи поселения (вначале на Дону и его притоках, в последующем — в дельте Терека и его низовьях). Постепенно вдоль всего Кавказского хребта появилась полоса казацких городков и станиц. В 70-х годах XVIII века в Восточном Предкавказье сформировалось Терское войско; в конце XVIII века была создана оборонительная линия на Кубани, а затем и в Приазовье, где расселились казаки бывшей Запорожской Сечи.
|
|
В настоящее время это район преимущественно компактного расселения русских; особую роль в формировании культурного пространства района продолжают играть казаки, поселения которых примыкают к местам современного размещения коренных горских народов. Входящие в состав района земли современных Ставропольского и Краснодарского краёв и Ростовской области — это исторические земли Войска Донского, места обитания кубанских и терских казаков, крестьян, пришедших сюда еще во второй половине XIX века, после окончания Кавказской войны, и перенявших многие обычаи казаков. Степь, предгорья, долины рек, сохранивших еще мощь горных потоков; постоянная полувоенная жизнь и, вместе с тем, отсутствие крепостного права, тучные чернозёмы и свободный сельский труд породили особый тип людей и особое отношение к земле, к труду, к окружающим народам.
Традиционная одежда казаков, подчеркивающая их принадлежность к «касте» воинов-земледельцев, отличает их от жителей остальной части России.
Приоритет коллективных ценностей в общественной жизни, бережное отношение к традициям определили сохранность многих древних обычаев, богатство фольклора, разнообразие традиционных народных игр и спортивных соревнований.
|
|
Традиционным казацким поселением является станица, чаще всего значительно превышающая по своим размерам обычное село. Когда-то казацкие станицы строились как своеобразные оборонительные комплексы и отличались
Культурно-ландшафтное районирование
круговой застройкой. Позднее, в XVIII-XIX веках, планировка станиц стала регламентироваться определёнными правилами, устанавливаемыми правительством и войсковым начальством. Обычно в центре станицы располагались церковь, станичное правление, школа, торговые заведения.
Cочи. Мацеста |
Характерной чертой района являются крупнейшие бальнеологические курорты страны, входящие в группу Кавказских Минеральных Вод, и известные черноморские курорты: Анапа, Туапсе, Большой Сочи. Созданные в XIX веке, они сохранили многие черты того времени. Это проявляется не только в архитектуре, но и в методах лечения, в образе жизни отдыхающих. Традиция становится здесь одним из аттрактивных факторов, обеспечивающих спрос на отдых в городах-курортах Кавказа.
В культурном наследии городов Кавказских Минеральных Вод отразилась сложная история их формирования. Их рождение связано с Кавказской войной, и первыми сооружениями, возникшими в середине XIX века, были военные крепости. Существовавшие здесь минеральные источники использовались при лечении раненых офицеров; постепенно места эти превращались в курорты, где побывали многие известные писатели, музыканты, художники. В городах Кав-минвод сохранились здания, связанные с жизнью М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина, Ф. И. Шаляпина; в усадьбе художника Н. А. Ярошенко в Кисловодске организован музей.
Однако, если для России «визитной карточкой» Русского Предкавказья являются казаки и курорты, то для мировой культурной общественности известность Предкавказья связана, прежде всего, с археологическим наследием. Остатки античных храмов, скульптуры греческих богов, планировка греческих городов и богатейшие находки прикладного искусства античной Греции — всё это можно увидеть в музеях Краснодарского края (в Анапе, на Тамани, в самом Краснодаре).
В настоящее время на территории района организуются музеи-заповедники. Центры ряда городов объявляются заповедными. При этом возникают трудно разрешимые конфликты между необходимостью сохранения исторического наследия и современными процессами развития городов. Особенно сложные ситуации имеют место на побережье Чёрного моря, например, в Анапе — известном детском курорте и месте расположения одного из древнейших городов Причерноморья — Горгиппии.
Среди культурно-исторических заповедных ландшафтов района, появившихся сравнительно недавно,— земли вокруг станицы Вёшенской, где долгое
Культурный ландшафт как объект наследия
время жил нобелевский лауреат М. А. Шолохов; благодаря его роману «Тихий Дон» эти места вошли в культурный ландшафт России.
Дальнейшее развитие Русского Предкавказья зависит от многого, в том числе и от политических событий — ведь здесь проходит граница с исламским миром, что всегда несёт в себе потенциальную угрозу возникновения межнациональных и межконфессиональных конфликтов.