Русское Предкавказье — земля древних греческих колоний, казачьих станиц и курортов

Несмотря на то, что Русское Предкавказье, куда входят Краснодарский и Ставропольский края и Ростовская область, относится к местам компактного расселения русского народа, его культурный ландшафт не может быть понят вне связи с длительной историей освоения этого края. Его древняя и средняя ис­тория имеет единые корни с историей Северокавказского региона, с генезисом коренного населения Кавказа.

Огромный вклад в развитие древнего культурного ландшафта Причерно­морья и Приазовья внесли греки, которые появились там в VII в. до н. э. и коло­нии которых просуществовали более тысячи лет. Равнинный Северный Кавказ был заселён скифскими кочевыми племенами. Затем их сменили гунны (в IV в.); в V—начале VI века здесь появились тюркские племена, а в VII—VIII ве­ках — хазары. Начиная с IX века на Северный Кавказ пришли славяне. Среди важнейших славянских городов — Тмутаракань (бывшая греческая Гермонас-са, хазарская Тамарха и нынешняя Тамань).

Долгое время равнинное Предкавказье было ареной длительных битв, в ко­торых участвовали славяне, половцы, печенеги и монголо-татары. В конце XV века в Предкавказье появились первые казачьи поселения (вначале на Дону и его притоках, в последующем — в дельте Терека и его низовьях). Постепенно вдоль всего Кавказского хребта появилась полоса казацких городков и станиц. В 70-х годах XVIII века в Восточном Предкавказье сформировалось Терское войско; в конце XVIII века была создана оборонительная линия на Кубани, а за­тем и в Приазовье, где расселились казаки бывшей Запорожской Сечи.

В настоящее время это район преимущественно компактного расселения русских; особую роль в формировании культурного пространства района про­должают играть казаки, поселения которых примыкают к местам современного размещения коренных горских народов. Входящие в состав района земли со­временных Ставропольского и Краснодарского краёв и Ростовской области — это исторические земли Войска Донского, места обитания кубанских и терских казаков, крестьян, пришедших сюда еще во второй половине XIX века, после окончания Кавказской войны, и перенявших многие обычаи казаков. Степь, предгорья, долины рек, сохранивших еще мощь горных потоков; постоянная полувоенная жизнь и, вместе с тем, отсутствие крепостного права, тучные чер­нозёмы и свободный сельский труд породили особый тип людей и особое отно­шение к земле, к труду, к окружающим народам.

Традиционная одежда казаков, подчеркивающая их принадлежность к «касте» воинов-земледельцев, отличает их от жителей остальной части России.

Приоритет коллективных ценностей в общественной жизни, бережное от­ношение к традициям определили сохранность многих древних обычаев, богат­ство фольклора, разнообразие традиционных народных игр и спортивных со­ревнований.

Традиционным казацким поселением является станица, чаще всего значи­тельно превышающая по своим размерам обычное село. Когда-то казацкие ста­ницы строились как своеобразные оборонительные комплексы и отличались


Культурно-ландшафтное районирование


круговой застройкой. Позднее, в XVIII-XIX ве­ках, планировка станиц стала регламентировать­ся определёнными пра­вилами, устанавливае­мыми правительством и войсковым начальством. Обычно в центре стани­цы располагались цер­ковь, станичное правле­ние, школа, торговые за­ведения.

Cочи. Мацеста

Характерной чертой района являются круп­нейшие бальнеологические курорты страны, входящие в группу Кавказских Минеральных Вод, и известные черноморские курорты: Анапа, Туапсе, Боль­шой Сочи. Созданные в XIX веке, они сохранили многие черты того времени. Это проявляется не только в архитектуре, но и в методах лечения, в образе жиз­ни отдыхающих. Традиция становится здесь одним из аттрактивных факторов, обеспечивающих спрос на отдых в городах-курортах Кавказа.

В культурном наследии городов Кавказских Минеральных Вод отразилась сложная история их формирования. Их рождение связано с Кавказской войной, и первыми сооружениями, возникшими в середине XIX века, были военные кре­пости. Существовавшие здесь минеральные источники использовались при ле­чении раненых офицеров; постепенно места эти превращались в курорты, где побывали многие известные писатели, музыканты, художники. В городах Кав-минвод сохранились здания, связанные с жизнью М. Ю. Лермонтова, А. С. Пуш­кина, Ф. И. Шаляпина; в усадьбе художника Н. А. Ярошенко в Кисловодске орга­низован музей.

Однако, если для России «визитной карточкой» Русского Предкавказья яв­ляются казаки и курорты, то для мировой культурной общественности извест­ность Предкавказья связана, прежде всего, с археологическим наследием. Остат­ки античных храмов, скульптуры греческих богов, планировка греческих горо­дов и богатейшие находки прикладного искусства античной Греции — всё это можно увидеть в музеях Краснодарского края (в Анапе, на Тамани, в самом Краснодаре).

В настоящее время на территории района организуются музеи-заповедни­ки. Центры ряда городов объявляются заповедными. При этом возникают трудно разрешимые конфликты между необходимостью сохранения историче­ского наследия и современными процессами развития городов. Особенно слож­ные ситуации имеют место на побережье Чёрного моря, например, в Анапе — известном детском курорте и месте расположения одного из древнейших горо­дов Причерноморья — Горгиппии.

Среди культурно-исторических заповедных ландшафтов района, появив­шихся сравнительно недавно,— земли вокруг станицы Вёшенской, где долгое



Культурный ландшафт как объект наследия

время жил нобелевский лауреат М. А. Шолохов; благодаря его роману «Тихий Дон» эти места вошли в культурный ландшафт России.

Дальнейшее развитие Русского Предкавказья зависит от многого, в том числе и от политических событий — ведь здесь проходит граница с исламским миром, что всегда несёт в себе потенциальную угрозу возникновения межна­циональных и межконфессиональных конфликтов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: