Если попытаться в нескольких словах охарактеризовать Русский Север, то это прежде всего могучие и глухие леса, среди которых покоятся таинственные и заманчивые лабиринты озер; это старинные русские сёла с высокими — двух-, а то и трёхэтажными деревянными домами, деревянными храмами; это каменные монастыри, горделиво расположившиеся на берегу озёр, больших рек или на островах. Люди, живущие в этих местах, сохранили для нас память об истории наших предков — их былины, сказы, песни, традиционные ремёсла.
Культурно-ландшафтное пространство Русского Севера, в основном, совпадает с современными границами Архангельской (без Ненецкого автономного округа), Вятской, Вологодской областей, а также восточной части Карелии, Ленинградской области и юга Мурманской области.
Почему именно Север Руси оказался таким богатым на историческую память народа, сохранил огромные пласты наследия? Этому способствовали и географическое положение края, и его природа, и особенности его истории, и, наконец, тот особый образ жизни людей, который отличал их от соплеменников, живших в других регионах России.
|
|
Природа русского северного края обычно определяется как таёжная, это преимущественно хвойные леса — ель, лиственница, сосна. Здесь много болотистых мест; некоторые районы представляют собой гигантские, тянущиеся на сотни километров, топи. Издавна здесь жили угро-финские народы, многие из которых до сих пор сохранили себя как самостоятельные этнические группы — это, прежде всего, карелы и коми.
Начиная с XII века в этот край проникают жители Великого Новгорода, а позднее — и Владимиро-Суздальской земли. Великий Новгород долгое время оставался монопольным владельцем большей части этих земель. Поэтому его влияние на культуру, быт, хозяйство Русского Севера было весьма значительным. Кстати, именно этим ряд исследователей объясняет особые черты культуры этого края, его непохожесть на остальные русские земли. И хотя в XVI веке эти земли вошли в состав Московского государства, культурная автономия края еще долгое время сохранялась. Более того, в русской истории неоднократно происходили события, которые ещё более усиливали своеобразие севера России. Так, например, когда почти вся Русь находилась под властью татаро-монголов, Север оставался практически незатронутым этим гибельным для российской культуры нашествием. В середине XVII — начале XVIII века, после того, как в Русской Православной Церкви произошел раскол, многие староверы ушли на север и там организовали свои поселения. Их влияние до сих пор ощущается в северных областях России.
|
|
Следует особо остановиться на географическом положении Русского Севера. Он находится не на континентальной границе России, а рядом с северными морями, труднодоступными для многих других народов и стран, и это определило его относительную безопасность и стабильность. Фактически многие века он оставался вне военных конфликтов, сотрясавших большинство других регионов России в течение долгой и мучительной истории её становления, что по-
Культурно-ландшафтное районирование
зволило ему сохранить многие черты древней Руси. Это нашло отражение и в антропологическом типе северян, и в их традиционной культуре.
Население Севера России довольно разнообразно и состоит из нескольких обособленных друг от друга групп; это прежде всего поморы — потомки русских людей, появившихся здесь ещё в XII веке, а также онежане, каргопольцы и многие другие.
Жители Русского Севера отличаются от русских из других районов России особым подходом к обустройству деревень, которые, по сравнению со среднерусскими, воспринимаются как величественные городские ансамбли с красивыми строгими улицами; именно на Севере сохраняются до сих пор и многие черты традиционных для России общинных отношений, именно здесь мы сталкиваемся с более строгими, чем в средней и южной России, нравственно-моральными нормами.
Всему этому способствовала относительно высокая степень независимости и даже изоляции Русского Севера от центральных районов страны.
Однако будет явной ошибкой рассматривать Русский Север как глубокую и отдалённую провинцию.
Начиная с XVI века связь России с Западной Европой осуществлялась прежде всего через северные рубежи страны. Этому во многом способствовали поморы, нередко достигавшие на своих рыбацких судах берегов Скандинавии, и торговые связи России с Англией и Голландией, вплоть до середины XVIII века шедшие через Архангельск и Северную Двину.
Положение края по отношению к административному центру России сказалось на характере его исторического развития. Так, например, особой чертой Севера России было то, что среди его населения ведущую роль всегда играли не-закрепощённые крестьяне и Русская Православная Церковь, создававшая здесь свои монастыри. И поэтому образ Русского Севера трудно представить без знаменитых поморских деревень с их тёмно-серебряными от времени монументальными домами и без ансамблей монастырей — таких, например, как Соловецкий или Кирилло-Бело-зерский.
Русский Север. Фасад избы в Ошевенской слободе, Архангельская обл. (фото М. Кулешовой) |
Географическое положение и ход истории внесли свой специфический вклад в культурный ланд- шафт Севера. Особенно чётко в нём
Культурный ландшафт как объект наследия
оказались выражены культурное наследие и живая традиционная культура. Именно в деревнях Русского Севера долгое время сберегались сказания и былины о Киевской Руси и Великом Новгороде. До сих пор в деревнях и сёлах встречаются предметы быта, привезённые когда-то из Скандинавии.
Русский Север. Христорождественский собор в г. Каргополе, Архангельская обл. (фото М. Кулешовой) |
В северных русских городах сохранились впечатляющие архитектурные ансамбли. Во многих музеях страны мы можем
познакомиться с замечательными образцами северной школы иконописи. Прикладное искусство Русского Севера представлено произведениями народных промыслов — дымковской и каргопольской игрушкой, керамикой, производимой в Вологодской земле, вятскими кружевами, расписными и резными прялками, искусством резьбы по берёсте. Одним из древнейших видов художественных промыслов остаётся Великоустюжская чернь. До сих пор в деревнях Архангельской области можно найти великолепные женские головные уборы, украшенные речным жемчугом, бисером и перламутровыми ракушками.
|
|
Трудно переоценить вклад Русского Севера в общероссийскую копилку культурного наследия. Мировую славу получили северные монастыри, которые были устроены среди естественных ландшафтов и стали частью природы,
Русский Север. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь на Соловецких островах, Архангельская обл. (фото Ю. Бродского) |
Культурно-ландшафтное районирование |
Русский Север. Ансамбль погоста из двух церквей и колокольни в селе Лядины, Архангельская область (фото М. Кулешовой) |
результатом сотворчества природных сил и человека. Помимо общеизвестных ансамблей Соловецкого, Валаамского, Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей, несомненный интерес представляют Николо-Карельский, Кресто-Онежский, Антониево-Сийский, Трифонов-Печенгский и другие.
Однако в истории русского искусства символами Севера остаются его деревянные храмы (среди них — всемирно известные церкви Кижского погоста) и древний фольклор. Деревянные церкви — знаковое наследие Русского Севера. Наибольшее их число всегда отмечалось на территории Архангельской области. Многие памятники деревянного зодчества хранятся в музее деревянного зодчества в Малых Карелах под Архангельском, где наряду с церквями собраны и образцы крестьянских усадеб из разных районов области.
Деревянные церкви сохранились и в других районах Русского Севера, в том числе в Карелии, Вятской, Вологодской, Мурманской и Ленинградской областях.
Русский Север — это место, где были найдены замечательные памятники археологии. Отметим прежде всего лабиринты 2-1 тыс. до н. э. на Соловецких островах, наскальные изображения «Залавруга» и «Бесовы Следки», относящиеся к эпохе неолита и расположенные в 5 км от гор. Беломорска, или Кандалакшский лабиринт, датируемый вторым тысячелетием до н. э.
Конечно, при более детальном анализе культурно-ландшафтное пространство Русского Севера следует разделить на ряд подрайонов, в частности, на захватывающий северную и северо-западную часть района Поморский подрайон, в восточной части — Вятский подрайон, в южной — Вологодский подрайон. Каждый из этих подрайонов своеобразен. Более того, даже само их включение в Русский Север не является абсолютно очевидным. Так, например, Вологодская область заметно отличается по целому ряду признаков от остальных подрайонов Русского Севера и в то же время имеет много общего с Центральными русскими землями. Об этом свидетельствует, в частности, множество историче-
|
|
Культурный ландшафт как объект наследия
ских городов Вологодчины — бывших столиц древнерусских княжеств, впоследствии вошедших в Московское государство, а также наличие там дворянских усадеб (хотя число их невелико). С другой стороны, характер сельских поселений, народная культура, исторические и современные связи области с Архангельском подчёркивают её близость к северной культуре. Очевидно, что вопрос о принадлежности Вологодской области к тому или иному культурно-ландшафтному району остается дискуссионным и должен быть проработан в дальнейшем более глубоко.