Русский Север — живая память России

Если попытаться в нескольких словах охарактеризовать Русский Север, то это прежде всего могучие и глухие леса, среди которых покоятся таин­ственные и заманчивые лабиринты озер; это старинные русские сёла с высоки­ми — двух-, а то и трёхэтажными деревянными домами, деревянными храма­ми; это каменные монастыри, горделиво расположившиеся на берегу озёр, больших рек или на островах. Люди, живущие в этих местах, сохранили для нас память об истории наших предков — их былины, сказы, песни, традици­онные ремёсла.

Культурно-ландшафтное пространство Русского Севера, в основном, сов­падает с современными границами Архангельской (без Ненецкого автономного округа), Вятской, Вологодской областей, а также восточной части Карелии, Ле­нинградской области и юга Мурманской области.

Почему именно Север Руси оказался таким богатым на историческую па­мять народа, сохранил огромные пласты наследия? Этому способствовали и географическое положение края, и его природа, и особенности его истории, и, наконец, тот особый образ жизни людей, который отличал их от соплеменни­ков, живших в других регионах России.

Природа русского северного края обычно определяется как таёжная, это преимущественно хвойные леса — ель, лиственница, сосна. Здесь много боло­тистых мест; некоторые районы представляют собой гигантские, тянущиеся на сотни километров, топи. Издавна здесь жили угро-финские народы, многие из которых до сих пор сохранили себя как самостоятельные этнические груп­пы — это, прежде всего, карелы и коми.

Начиная с XII века в этот край проникают жители Великого Новгорода, а позднее — и Владимиро-Суздальской земли. Великий Новгород долгое время оставался монопольным владельцем большей части этих земель. Поэтому его влияние на культуру, быт, хозяйство Русского Севера было весьма значитель­ным. Кстати, именно этим ряд исследователей объясняет особые черты культу­ры этого края, его непохожесть на остальные русские земли. И хотя в XVI веке эти земли вошли в состав Московского государства, культурная автономия края еще долгое время сохранялась. Более того, в русской истории неоднократно происходили события, которые ещё более усиливали своеобразие севера Рос­сии. Так, например, когда почти вся Русь находилась под властью татаро-монго­лов, Север оставался практически незатронутым этим гибельным для россий­ской культуры нашествием. В середине XVII — начале XVIII века, после того, как в Русской Православной Церкви произошел раскол, многие староверы уш­ли на север и там организовали свои поселения. Их влияние до сих пор ощуща­ется в северных областях России.

Следует особо остановиться на географическом положении Русского Севе­ра. Он находится не на континентальной границе России, а рядом с северными морями, труднодоступными для многих других народов и стран, и это опреде­лило его относительную безопасность и стабильность. Фактически многие века он оставался вне военных конфликтов, сотрясавших большинство других ре­гионов России в течение долгой и мучительной истории её становления, что по-


Культурно-ландшафтное районирование


зволило ему сохранить многие черты древней Руси. Это нашло отражение и в антропологическом типе северян, и в их традиционной культуре.

Население Севера России довольно разнообразно и состоит из нескольких обособленных друг от друга групп; это прежде всего поморы — потомки рус­ских людей, появившихся здесь ещё в XII веке, а также онежане, каргопольцы и многие другие.

Жители Русского Севера отличаются от русских из других районов России особым подходом к обустройству деревень, которые, по сравнению со среднерус­скими, воспринимаются как величественные городские ансамбли с красивыми строгими улицами; именно на Севере сохраняются до сих пор и многие черты традиционных для России общинных отношений, именно здесь мы сталкиваем­ся с более строгими, чем в средней и южной России, нравственно-моральными нормами.

Всему этому способствовала относительно высокая степень независимости и даже изоляции Русского Севера от центральных районов страны.

Однако будет явной ошибкой рассматривать Русский Север как глубокую и отдалённую провинцию.

Начиная с XVI века связь России с Западной Европой осуществлялась преж­де всего через северные рубежи страны. Этому во многом способствовали помо­ры, нередко достигавшие на своих рыбацких судах берегов Скандинавии, и тор­говые связи России с Англией и Гол­ландией, вплоть до середины XVIII века шедшие через Архангельск и Северную Двину.

Положение края по отноше­нию к административному центру России сказалось на характере его исторического развития. Так, на­пример, особой чертой Севера Рос­сии было то, что среди его населе­ния ведущую роль всегда играли не-закрепощённые крестьяне и Русская Православная Церковь, создавав­шая здесь свои монастыри. И поэто­му образ Русского Севера трудно представить без знаменитых по­морских деревень с их тёмно-сереб­ряными от времени монументаль­ными домами и без ансамблей мо­настырей — таких, например, как Соловецкий или Кирилло-Бело-зерский.

Русский Север. Фасад избы в Ошевенской слободе, Архангельская обл. (фото М. Кулешовой)

Географическое положение и ход истории внесли свой специфи­ческий вклад в культурный ланд- шафт Севера. Особенно чётко в нём



Культурный ландшафт как объект наследия

оказались выражены куль­турное наследие и живая традиционная культура. Именно в деревнях Рус­ского Севера долгое время сберегались сказания и бы­лины о Киевской Руси и Великом Новгороде. До сих пор в деревнях и сёлах встречаются предметы бы­та, привезённые когда-то из Скандинавии.

Русский Север. Христорождественский собор в г. Каргополе, Архангельская обл. (фото М. Кулешовой)

В северных русских городах сохранились впе­чатляющие архитектур­ные ансамбли. Во многих музеях страны мы можем

познакомиться с замечательными образцами северной школы иконописи. При­кладное искусство Русского Севера представлено произведениями народных промыслов — дымковской и каргопольской игрушкой, керамикой, производи­мой в Вологодской земле, вятскими кружевами, расписными и резными прял­ками, искусством резьбы по берёсте. Одним из древнейших видов художествен­ных промыслов остаётся Великоустюжская чернь. До сих пор в деревнях Архан­гельской области можно найти великолепные женские головные уборы, украшенные речным жемчугом, бисером и перламутровыми ракушками.

Трудно переоценить вклад Русского Севера в общероссийскую копилку культурного наследия. Мировую славу получили северные монастыри, которые были устроены среди естественных ландшафтов и стали частью природы,

Русский Север. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь на Соловецких островах, Архангельская обл. (фото Ю. Бродского)


Культурно-ландшафтное районирование

Русский Север. Ансамбль погоста из двух церквей и колокольни в селе Лядины, Архангельская область (фото М. Кулешовой)

результатом сотворчества природных сил и человека. Помимо общеизвестных ансамблей Соловецкого, Валаамского, Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей, несомненный интерес представляют Николо-Карельский, Кресто-Онежский, Антониево-Сийский, Трифонов-Печенгский и другие.

Однако в истории русского искусства символами Севера остаются его дере­вянные храмы (среди них — всемирно известные церкви Кижского погоста) и древний фольклор. Деревянные церкви — знаковое наследие Русского Севе­ра. Наибольшее их число всегда отмечалось на территории Архангельской об­ласти. Многие памятники деревянного зодчества хранятся в музее деревянного зодчества в Малых Карелах под Архангельском, где наряду с церквями собраны и образцы крестьянских усадеб из разных районов области.

Деревянные церкви сохранились и в других районах Русского Севера, в том числе в Карелии, Вятской, Вологодской, Мурманской и Ленинградской областях.

Русский Север — это место, где были найдены замечательные памятники археологии. Отметим прежде всего лабиринты 2-1 тыс. до н. э. на Соловецких островах, наскальные изображения «Залавруга» и «Бесовы Следки», относящие­ся к эпохе неолита и расположенные в 5 км от гор. Беломорска, или Кандалакш­ский лабиринт, датируемый вторым тысячелетием до н. э.

Конечно, при более детальном анализе культурно-ландшафтное простран­ство Русского Севера следует разделить на ряд подрайонов, в частности, на за­хватывающий северную и северо-западную часть района Поморский подрайон, в восточной части — Вятский подрайон, в южной — Вологодский подрайон. Каждый из этих подрайонов своеобразен. Более того, даже само их включение в Русский Север не является абсолютно очевидным. Так, например, Вологодская область заметно отличается по целому ряду признаков от остальных под­районов Русского Севера и в то же время имеет много общего с Центральными русскими землями. Об этом свидетельствует, в частности, множество историче-


Культурный ландшафт как объект наследия

ских городов Вологодчины — бывших столиц древнерусских княжеств, впо­следствии вошедших в Московское государство, а также наличие там дворян­ских усадеб (хотя число их невелико). С другой стороны, характер сельских по­селений, народная культура, исторические и современные связи области с Архангельском подчёркивают её близость к северной культуре. Очевидно, что вопрос о принадлежности Вологодской области к тому или иному культур­но-ландшафтному району остается дискуссионным и должен быть проработан в дальнейшем более глубоко.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: