Для того чтобы достичь намеченной цели, обучение и воспитание должно быть организовано. Иными словами обучению и воспитанию необходимо придать форму управляемого процесса, в котором будет надлежащим образом соединено взаимодействие учителей и учеников (воспитателей и воспитанников). Такой процесс называется учебно-воспитательным или педагогическим.
Педагогический процесс – это организованная и целенаправленная деятельность людей (обучаемых и обучающих, воспитателей и воспитанников) с целью формирования необходимых знаний, практических навыков и умений, морально-политических, психологических и физических качеств личности и группы. Педагогический процесс неразрывно связан со всеми другими общественными процессами (экономическим, политическим, нравственным, культурным и др.). Его сущность, содержание и направленность зависят от состояния общества, реального взаимодействия производительных сил и производственных отношений.
Первым компонентом педагогического процесса являются его субъекты и объекты (педагог и ученик), образующие динамичную систему «педагог – ученик» при ведущей роли педагога. Как субъект педагогического процесса - педагог получает специальное образование и осознает себя ответственным перед обществом за подготовку подрастающих поколений. Педагог как объект педагогического процесса в результате непрерывного образования, самовоспитания, общения с учениками подвергается воспитательным воздействиям и стремится к самосовершенствованию, формирует свою педагогическую культуру.
Культура педагога (воспитателя) – это такая обобщающая характеристика его личности, которая отражает способность настойчиво и успешно осуществлять учебно-воспитательную деятельность в сочетании с эффективным взаимодействием с обучающимися и воспитанниками. Вне такой культуры педагогическая практика оказывается парализованной и малоэффективной. Культура педагога (воспитателя) выполняет ряд функций, включающих в себя:
• передачу знаний, умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения;
• развитие интеллектуальных сил и способностей, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер его психики;
• обеспечение сознательного усвоения обучаемыми нравственных принципов и навыков поведения в обществе;
• формирование эстетического отношения к действительности;
• укрепление здоровья детей, развитие их физических сил и способностей.
Педагогическая культура предполагает наличие:
• педагогической направленности в личности педагога (воспитателя), отражающей его предрасположенность к учебно-воспитательной деятельности и способность достигать в ее ходе значимых и высоких результатов;
• широкого кругозора, психолого-педагогической эрудиции и компетентности педагога (воспитателя), т. е. таких его профессиональных качеств, которые позволяют ему достаточно хорошо и результативно разбираться в учебно-воспитательной деятельности;
• совокупности важных в учебно-воспитательной работе личностных качеств педагога (воспитателя), т. е. таких его особенностей, как любовь к людям, стремление уважать их личное достоинство, добропорядочность в действии и поведении, высокая работоспособность, выдержка, спокойствие и целеустремленность;
• умения сочетать учебно-воспитательную работу с поиском путей ее совершенствования, позволяющего ему постоянно совершенствоваться в своей собственной деятельности и улучшать саму учебно-воспитательную работу;
• гармонии развитых интеллектуальных и организаторских качеств, т. е. развитость всех форм и способов мышления, широта воображения, умение побуждать людей к действию, влиять на них, сплотить их и т. д
• педагогического мастерства, предполагающего синтез высокоразвитого педагогического мышления, профессионально-педагогических знаний, навыков, умений и эмоционально-волевых средств выразительности.
Следует отметить, что педагогическое мастерство является важнейшим и структурообразующим компонентом педагогической культуры. Оно выражается в устойчивых психолого-педагогических знаниях, педагогической требовательности и педагогическом такте. Главное же назначение педагогической культуры – способствовать совершенствованию учебно-воспитательного процесса, росту его продуктивности.
Ученик как объект педагогического процесса представляет собой индивидуальность, развиваемую и преобразуемую в соответствии с педагогическими целями. Ученик как субъект педагогического процесса есть развивающаяся личность, наделенная естественными потребностями и задачами, стремящаяся к творческому самопроявлению, удовлетворению своих потребностей, интересов и стремлений, способная к активному усвоению педагогических воздействий или сопротивлению им.
Существует постоянное взаимодействие в системе «педагог – ученик», т. е. постоянно воссоздаваемые педагогические ситуации. Они возникают только в результате целенаправленного, содержательного, заинтересованного взаимодействия педагога и учеников, учеников между собой, ученика с явлениями окружающего мира. Педагогическая ситуация приводит к предусмотренным воспитательным изменениям в личности растущего человека: формированию у него мировоззрения, общественно ценных материальных и духовных потребностей, ценностных ориентаций, мотивов, стимулов, навыков и привычек поведения, качеств и черт характера.
Педагогическая ситуация всегда представляет собой активное взаимное сочетание и единство проявлений всех основных компонентов педагогического процесса, действий педагога и ученика, конкретного исторического содержания жизни в государстве, педагогической и общественной среды.
Вторым компонентом педагогического процесса является его содержание. Оно тщательно отбирается, подвергается педагогическому анализу, обобщается, оценивается с позиций мировоззрения, приводится в соответствие с возрастными возможностями детей. В содержание педагогического процесса входят основы человеческого опыта в области общественных отношений, идеологии, производства, труда, науки, культуры.
Третьим структурным компонентом педагогического процесса является его организационно-управленческий комплекс, ядром которого являются формы и методы воспитания и обучения.
Четвертым компонентом педагогического процесса выступает педагогическая диагностика – установление с помощью специальных методик состояния его «здоровья» и жизнеспособности, как в целом, так и отдельных его частей. К способам и методам диагностики относятся: проверка знаний, умений и навыков; результаты трудовой и общественной деятельности детей; их проявления в жизненных, особенно экстремальных ситуациях, фиксация нравственных выборов, поступков, поведения; плоды самостоятельной продуктивной работы.
Пятый компонент педагогического процесса – критерии его эффективности. В их состав входят оценки знаний, умений и навыков, а также привитых студентам детям (студентам) убеждений, черт характера, свойств личности.
Шестым структурным компонентом педагогического процесса является организации взаимодействия с общественной и природной средой. Общественная жизнь является важнейшим фактором воспитания. Педагогический процесс, обособляясь в специальную целенаправленную систему, не изолируется от жизни. Его цель в организации отношения к ней воспитанников, в стремлении к распространению своих влияний, педагогизации общественной жизненной среды. Педагогически организованной средой можно считать согласованную с педагогическими целями деятельность семьи, общественных организаций, трудовых коллективов, неформальных объединений.
Педагогический процесс реализуется за счет педагогической деятельности. Она представляет особый вид общественно-полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленный на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими целями.
Субъектами педагогической деятельности являются те люди и их группы, кто ее осуществляет. К ним относятся:
• общество, т. е. та социальная среда (государство, нации, классы, религиозные конфессии), в которой осуществляется педагогическое воздействие на людей;
• группа, т. е. небольшая по величине общность людей, в среде которой осуществляется педагогическая деятельность;
• педагог, т. е. тот человек, который организует и руководит педагогической деятельностью.
Функции педагогической деятельности определяют главные механизмы ее реализации. К ним относятся:
• управление, т. е. организация и осуществление педагогической деятельности;
• воспитание, т. е. формирование у людей устойчивых взглядов на окружающую действительность и жизнь в обществе;
• обучение, т. е. формирование у людей знаний, навыков и умений с учетом требований современной жизни и деятельности;
• развитие, т. е. процесс функционального совершенствования умственной и физической деятельности людей в соответствии с требованиями их деятельности и условиями жизни;
• психологическая подготовка, т. е. процесс формирования у людей внутренней готовности к преодолению трудностей, встречающихся на их пути.
Компонентами педагогической деятельности обычно выступают ее составные части, с помощью которых она осуществляется. К ним относятся:
• проектировочный, предполагающий постановку таких конкретных, целей и задач педагогической деятельности, в результате достижения которых удается сформировать у людей определенные качества личности;
• организаторский, включающий в себя основные направления педагогической деятельности, от реализации которых зависит ее эффективность;
• познавательный, обеспечивающий максимальную продуктивность интеллектуально-познавательной активности объектов и субъектов педагогической деятельности;
• коммуникативный, предполагающий тщательную организацию и эффективное проявление общения и взаимодействия объектов и субъектов в ходе педагогической деятельности;
• исследовательский, предусматривающий изучение и совершенствование самого процесса педагогической деятельности.
Объекты педагогической деятельности – это люди и их группы, с присущими им индивидуально – и социально-психологическими особенностями.
Конкретным проявлением педагогической деятельности выступает учебно-воспитательная работа – непосредственное воплощение целей и задач педагогической деятельности, педагогического процесса.
Субъект учебно-воспитательной работы – это педагог, то есть человек,получивший специальное педагогическое образование и осознающий себя ответственным перед обществом за подготовку подрастающих поколений. Он обязан постоянно развивать свое мировоззрение и вырабатывать нравственно-эстетические принципы, непрерывно совершенствовать личные способности к активному общению с детьми, организации их жизни и психолого-педагогическому воздействию на них.
Объект учебно-воспитательной работы – ученик (воспитанник), представляющий собой личность, развиваемую и преобразуемую в соответствии с педагогическими целями обучения и воспитания.
Цель учебно-воспитательной работы состоит в том, чтобы на основе использования педагогом различных форм и методов обучения и воспитания добиваться всестороннего развития учеников, формирования у них определенных социально-политических и психологических качеств.
1. Важнейшей предпосылкой совершенствования содержания и повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях выступает изучение и обобщение передового педагогического опыта.
Их содержательная наполненность находит свое воплощение:
• в изучении целей и задач педагогической практики;
• в сборе материалов опыта обучения и воспитания во многих регионах страны;
• в осуществлении теоретического анализа собранных материалов и выдвижении научно обоснованных предложений о путях оптимизации учебно-воспитательной работы;
• в теоретическом обобщении эмпирического и экспериментального материала и разработке научно обоснованных рекомендаций для всех категорий учителей и воспитателей;
• во внедрении разработанных рекомендаций в практику обучения и воспитания людей.
Путями распространения и внедрения в практику передового опыта учебно-воспитательной работы могут быть:
• проведение показных и инструкторско-методических занятий, открытых уроков, взаимных посещений занятий;
• использование конференций, сборов педагогов и воспитателей, курсов повышения квалификации;
• оказание индивидуальной помощи учителям со стороны работников органов образования;
• систематический контроль за работой по внедрению передового опыта, повышением качества и эффективности этого вида педагогической деятельности;
• организация лекториев, школ передового опыта в системе органов образования страны.
5. Таким образом, педагогический процесс и учебно-воспитательная деятельность не могут продуктивно развиваться, если они не предусматривают и не реализуют на практике пути совершенствования учителями и воспитателями знаний по психологии и педагогике.