Активные», «интерактивные» методы обучения

Первые признаки " активных " методов обучения появились еще в эпоху Возрождения и означали отказ от передачи готовых знаний и переход к их самостоятельному приобретению путем наблюдений, эксперимента, дискуссий (Ф. Рабле, М. Монтень, Ф. Бэкон). В 50-е годы XX века в нашей стране стали говорить о новом этапе развития советской школы на основе всеобщего политехнического обучения, осуществляющего связь между теорией и практикой в процессе обучения и воспитания. Основные пути политехнизации школы: а) усиление наглядности и широкое использование наблюдений и эксперимента, б) включение в обучение примеров из области техники, производства, сельского хозяйства и выявление в них научных закономерностей; в) развитие практических и лабораторных работ; г) проведение производственных экскурсий и другая совместная работа школы с предприятиями; д) организация учебных мастерских, кружков с производственной тематикой и по самостоятельному изготовлению самодельного школьного оборудования.

70-е годы XX века отмечены началом разработки новых методов обучения, связанных с решением проблемы активизации обучения и основанных на исследовании механизмов деятельности мышления и памяти с использованием методов математики и кибернетики в психолого-педагогических науках. Это - объяснительно-иллюстративные методы и совершенствование ТСО как средства активизации (где доза активности учащихся задавалась извне - системой средств контроля). Одним из первых методов обучения, который позволял проявить активность, стал эвристический метод: учитель не сообщает готовых знаний, а ставит перед ними учебную проблему того или иного уровня, затем путем последовательных учебных заданий подводит учащихся к самостоятельному ее решению.

Дальнейшее совершенствование эвристического метода в направлении активизации обучения привело, к становлению метода самостоятельной работы учащихся, которую определяют как многоаспектное явление обучения, обладающее признаками быть:

а) одним из методов обучения, б) одной из форм организации учебной деятельности учащихся, в) одним из средств обучения, г) одним из видов учебной деятельности, д) самостоятельной деятельностью учения. Организация самостоятельной учебной деятельности учащихся является обязательным компонентом при использовании как отмеченных выше методов, так и сферой проявления самоорганизации и активности учащихся, формирования их психологических, интеллектуальных и допрофессиональных качеств в их органическом единстве. Она имеет структуру, включающую компоненты: мотивационный, содержательно-операционный (система ведущих знаний и способов учебно-познавательной деятельности), волевой (готовность к преодолению познавательных затруднений); осуществляется на 3-х основных уровнях. На 1-м (низком, репродуктивном) ученик стремится усвоить, главным образом, информацию, усвоение ограничивается ее воспроизведением; на переходном от 1-го ко 2-му возникает неустойчивая ориентация на усвоение способов добывания знаний; на 2-м (среднем) ученик овладевает способами самостоятельной деятельности, проявляет стремление к достижению поставленных целей, к самообразованию; на переходном от 2-го к 3-му проявляется неустойчивая ориентация на совершенствование способов самостоятельной деятельности, возникает соответствие между целями и мотивами; 3-й (высокий) уровень отличает устойчивая ориентация на совершенствование этих способов, соответствие целей и мотивов определяет стремление завершить любую самостоятельную деятельность независимо от степени затруднений.

Высшим уровнем и формой самостоятельной работы учащихся является творческая учебная деятельность, для которой характерны три вида операций - логические, интуитивные, эвристические. Творческая деятельность осуществляется не по заранее заданному алгоритму, а на основе самоорганизации и самостоятельного планирования (и перепланирования) своей деятельности. Другими направлениями развития эвристического метода стало создание проблемного обучения и расширение роли задач в обучении - возникновение метода обучения через задачи. Развитием этих методов до более высокого уровня стала организация поисково-исследовательской деятельности учащихся (которую называют и одной из форм творческой деятельности). Исследовательская деятельность учащихся возможна на 2-х уровнях: 1) учебно-исследовательский - работа с первоисточниками, проведение эксперимента, накопление данных для построения таблиц, графиков, диаграмм; 2) научно-исследовательский - собственные логические умозаключения, предложения по проведению эксперимента и трактовке его результатов.

Дальнейшее развитие наглядного и политехнического обучения привело к совершенствованию технических средств обучения и идее создания системы средств учебного оборудования к каждой учебной теме - комплексов учебного оборудования, к которым в 80-е годы добавляется компьютер.

В систему "активных" методов обучения (основанных на психологической теории учебной деятельности сегодня входят дидактические и деловые игры (основанные на имитации некоторой деятельности – «мозговой штурм», «круглый стол», «лабиринт», «поле проблем», «компетентность» и др.); программированное обучение; микрообучение (разделение изучаемого материала на быстротекущие отрезки с последующим многократным воспроизведением), алгоритмизация обучения, комплексирование занятий по тематическому признаку (1-е - информационное, 2-е - проблемное, 3-е - практическое, 4-е - закрепляющее, 5-е - тестирование); коллективный способ обучения и в парах учащихся переменного состава; ситуационный анализ для решения ряда проблем; освоение инновационных методик педагогики сотрудничества; внедрение ЭВМ в учебный процесс и первые шаги его компьютеризации; специальные методы обучения, связанные с особенностями математической деятельности.

Возрастание в дидактике интереса к категории деятельности связано и с тем, что в последнее время происходит переход от принципа "образование на всю жизнь" к принципу "образование через всю жизнь"; учение становится одной из основных форм человеческой деятельности. Способность учиться самостоятельно без постоянного руководства - одно из качеств, необходимых современному человеку в любой профессиональной деятельности и в повседневной жизни.

Передовой педагогический опыт и специально проведенные исследования показали эффективность использования как традиционных, так и альтернативных методов обучения: активные, интерактивные.

Методы называются активными, если в них меняются роли обучающего и обучаемых. Использование современных информационных компьютерных технологий позволяет достаточно эффективно решать многие учебные и воспитательные задачи, открываются огромные возможности развития инновационных проектов в образовании и обучении, преподавание становится увлекательным и креативным.

Как показывает практика, применяя активные методы в ходе обучения студентов – выявляется закономерность: улучшается качество знаний, увеличивается процент студентов, усвоивших основные понятия, причем приобретаются умения и навыки коммуникативного общения, особенно важные в работе учителя.

Интерактивность – понятие, которое раскрывает степень и характер взаимодействия между объектами, это взаимодействие, связанное с представлением информации, навигации по содержанию, размещению сведений и другие формы диалога с пользователем.

Применение интерактивного режима обучения дает студенту опыт активного освоения учебного содержания во взаимодействии с учебным окружением, развитие личностной рефлексии, развитие толерантности и творческого мышления, возможности духовного развития и самосовершенствования и др.

В интерактивном обучении студенты взаимодействуют и с физическим, и с социальным окружением, и с изучаемым содержанием, т.е. виды активности должны быть разнообразны и взаимосвязаны. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другими. В ходе диалогового обучения студенты учатся критически мыслить, решить сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения в дискуссиях, общаться с другими людьми.

Обращаясь к интерактивным методам обучения, преподаватель формирует определенный навык педагогического поведения, представляет студентам возможность приобрести самостоятельный опыт чувствовать себя субъектами процесса. Применяя методы группового обучения и принятия решения, способствующих эффективному анализу возникающих ситуаций в кратчайшие сроки, преподаватель учит студентов работать в одной команде, защищать свою точку зрения и учитывать мнение и критику других.

Интерактивная форма обучения дает возможность студентам мотивированно включаться в учебную деятельность, вызывает интерес к усвоению и переработке получаемой информации, вызывает эмоциональное переживание, делает более эффективным процесс интериотизации знаний, умений и навыков моделей поведения.

Для интерактивного обучения характерна активная познавательная деятельность студентов: самостоятельный поиск решения проблемы; высокое эмоционально-волевое напряжение; непрерывность действующих прямых и обратных связей между обучающей системой и студентами; у преподавателя роль консультанта, тьютора; опосредованность отношений между преподавателем и студентом (через компьютер и др.); опора на личностный опыт студента, организация внешнего взаимодействия студента как стимула к рефлексии.

Интерактивное обучение помогает устанавливать эмоциональные контакты между студентами; обеспечивает студентов информацией, необходимой для реализации совместной деятельности; развивает общие учебные умения и навыки, учит работать в команде, прислушиваться к чужому мнению, способствует обмену ценностными установками.

Таким образом, можно сделать вывод, что интерактивное обучение, это форма обучения, которая позволяет наладить взаимодействие в ходе учебного процесса. Интерактивный диалог, один из методов интерактивной технологии, где осуществляется взаимодействие пользователя с программной системой, осуществляется обмен текстовыми командами (запросами) и ответами (приглашениями). Программная система характеризуется реализацией более развитых средств ведения диалога, обеспечивая возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы.

Интерактивная технология – программное обеспечение, которое работает в режиме диалога с пользователем и позволяет управлять процессом обучения. Появление компьютера на занятиях в ВУЗе позволило преподавателям организовывать процесс обучения более содержательно. Современные интерактивные технологии в образовании дают возможность применять с этой целью не только учебники, но и ресурсы Интернета.

Инструментом для ведения интерактивного обучения являются интерактивные доски, в состав которых входят: компьютер, мультимедийный проектор, программное обеспечение и сама интерактивная доска, которая может комплектоваться встроенным принтером. Интерактивные доски позволяют создавать презентации, которые незаменимы при первичного знакомстве с материалом; повышают эффективность подачи материала, организовывают групповые формы работы, что актуально и принципиально важно сегодня для успешной деятельности во многих областях. Применение интерактивного оборудования в образовании сулит немалые выгоды, но, наряду с этим, требует смены методических подходов в преподавании.

Коллективную дискуссию, как ведущий метод использовали В.М.Бехтерев, В.А.Кан-Калик, Л.А.Петровская и др. Игровым методам посвящены работы Ю.И.Емельянова, Л.И.Новикова, А.С. Спиваковской и др., которые выделяют использование в практике проведение следующих видов ролевых игр: заданных, импровизированных, спонтанно-заданных, имитационных.

Особое место в развитии профессионально значимых качеств с использованием активных форм и методов обучения занимают тренинги: сензитивный, социально-психологический, лабораторный (К.Бенне, Р.Брадфорд), поведенческий, личностно-развивающий, физический и психологический (И.Я.Зязюн), актерский (Н.М.Берхин), тренинг профессиональных умений (А.А.Ковалев), социально-педагогический тренинг (М.С.Коган). Показано, что разнообразие активных форм и методов обучения значительно повышает эффективность процесса обучения, способствует развитию профессионально-важных качеств.

Применяя активные и интерактивные методы в ходе обучения студентов технологического образования, выявляется закономерность:

- улучшается качество знаний;

- увеличивается процент студентов, усвоивших основные понятия, причем приобретаются умения и навыки коммуникативного общения, особенно важные в работе учителя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: