10 сентября 1996 г. был принят Указ Президента Российской Федерации № 1341 «О мерах по развитию сети МТС для обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей. В феврале и марте 1997 г. были приняты одноименные постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 1997 г. № 127 и приказ Минсельхозпрода России от 6 марта 1997 г. № 86. Прошедший восьмилетний период можно охарактеризовать как период продолжающегося с 1990 г. системного кризиса в сельском хозяйстве России, в котором оно оказалось по причине непродуманных и поспешных реформ, проведенных в прямом противоречии с рекомендациями ученых и специалистов сельского хозяйства. Их результаты привели к тому, что в настоящее время около 50% хозяйств убыточны, более 10 тыс. из созданных 270 тыс. фермерских хозяйств прекратили свою деятельность из-за труднейших условий становления рыночной экономики.
Из хозяйственного оборота выведено 38 млн га пашни, машинно-тракторный парк сократился на 50% и состоит из машин, на 85% полностью отработавших установленный амортизационный срок. Процесс списания в 8-10 раз превышает обновление парка машин.
Все это не могло не привести к снижению на 40-45% производства сельскохозяйственной продукции по сравнению с 1990 г. Но ранее созданный потенциал российского села оказался настолько крепким, а самовыживаемость и традиции крестьянства надеяться только на себя оказались настолько сильны, что несмотря на все разрушительные реформы, АПК России жив и обеспечивает на 60% потребности внутреннего рынка страны.
Доля АПК хотя и сократилась по сравнению с 1990 г., все-таки составляет 7% от всего ВВП страны и оценивается суммой более 1 трлн руб. ежегодно. В то же время в расходной части бюджета страны на 2005 г. для АПК предусмотрено менее 1%, или 26,5 млрд руб. Село продолжает оставаться донором для других отраслей экономики и потеряло за эти годы из-за диспаритета цен около 400 млрд руб. Оплата труда в сельском хозяйстве в 3-4 раза ниже, чем в среднем по стране. Напомню, что по федеральным и региональным налогам из отраслей АПК ежегодно изымается 160 млрд руб.
Какой же главный вывод можно сделать?
Без координирующей и заинтересованной помощи государства (в первую очередь Правительства и Государственной Думы), без управления процессами экономического и ресурсного обеспечения АПК как важнейшего экономического сектора экономики страны, без решения вопросов технического и технологического перевооружения, без социально-экономического развития, без решения вопроса устранения диспаритета цен сельскому хозяйству не удастся даже к 2015 г. преодолеть последствия системного кризиса, в котором оно находится последние 14 лет. Наши главные финансисты и экономисты в Правительстве должны учитывать, что в сельском хозяйстве нет «нефтяной трубы».
В таких сложных условиях и на этом фоне проходил и проходит процесс становления и развития машинно-технологических станций (МТС) в АПК России. В таблице приведены систематизированные материалы отчетности работающих МТС за ряд лет, а также прогноз по итогам их работы в 2004 г. и на период до 2010 г. Материалы отчетов МТС были представлены в Минсельхоз России, который привлекал ГОСНИТИ к их анализу, начиная с 1997 г. Кроме данных старотчетности «по форме МТС», для анализа были использованы также результаты исследований ГОСНИТИ, других НИИ Россельхозакадемии и Минсельхоза России.
Хочу отметить, что материалы руководителей и специалистов реально действующих МТС постоянно публикуются в журнале «МТС», издаваемом ГОСНИТИ с 1996 г., других журналах и периодических изданиях, в том числе и ФГНУ «Росинформагротех».
Остановлюсь на результатах работы МТС за последние годы.
За работу в 2003 г. отчитались 533 станции из 720. Ранее число станций, представлявших отчеты, шло по нарастающей: в 2000 г. -487, в 2001 - 601, 2002 - 666.
В это число не входили юридически не оформленные механизированные отряды агроснабов и других предприятий. Сегодня мы вынуждены признать тревожный факт — общее количество машинно-технологических станций в сельском хозяйстве уменьшилось на 100-125 по сравнению с 2002 г. В настоящее время информацию по наличию МТС никто не обобщает. На основе оперативных данных ГОСНИТИ из регионов можно считать, что в 2004 г. в сельском хозяйстве функционировало около 700-720 МТС. Снижение числа отчитавшихся за работу в определенной степени связано и с административным реформированием Минсельхоза России. До 2004 г. этот учет осуществлялся более предметно и систематически.
Показатели деятельности МТС в 2002-2010 гг.
(финансовые показатели приведены в ценах 2003 г.)
Показатели
Прогноз
Число МТС
Численность работающих, чел.
В том числе в расчете на одну МТС
666/850*
533/720
Организационно-правовой статус, %
ГУП, МУП ОАО, ЗАО, ООО В составе агрофирм СХПК
Тракторы
Процент от числа по России Зерноуборочные комбайны Процент от числа по России
Пахота, тыс.га Процент от числа по России Уборочная площадь Процент от числа по России
| Наличие техники, тыс. шт. | |||
| 0,8 | 0,9 | 1,0 | 2,5 |
| 2,2 | 2,9 | 3,5 | 7,5 |
| Обрабатываемая посевная площадь | |||
| 7,2 | 8;8 | 10,7 | 21,5 |
| 8,1 | 10,5 | 22,0 |
В МТС
В хозяйствах РФ
Годовая выработка на 1 физ.трактор, усл.эт.га
1020 1040 1080
660- 650 640
Годовая выработка на 1 зерноуборочный комбайн, усл.эт.га
1300 600
В МТС
В хозяйствах РФ
Общий объем выполненных работ, млрд руб. Прибыль, млрд руб.
Окупаемость затрат на покупку техники, годы Доля МТС в производстве с.-х. продукции (расчетная), %
| 4,6 | 7,0 | 8,5 | 22,5 |
| -0,30 | -0,13 | +0,50 | 2,00 |
| 5-6 | 5-6 | 5-6 | 3-4 |
| 5,6 | 7,5 | 9,2 | 20,5 |
*В числителе — число представленных отчетов, в знаменателе — общее число МТС.
Машинно-технологические станции, механизированные отряды (мини-МТС) заявили о себе как производственные предприятия и структуры эффективного машиноиспользования и повышения производительности труда в АПК. Масштаб деятельности МТС также растет: по сравнению с 2000 г. станциями выполняется уже 8,8% объемов работ по пахоте и 8,1% по уборке зерновых. В последние годы МТС значительно пополнились новыми машинами в основном за счет лизинга. В парке комбайнов МТС 35% составляют импортные комбайны фирм «Кейс», «Клаас» и «Джон Дир».
Динамика основных показателей производственно-финансовой деятельности МТС за три года свидетельствует о том, что рост дебиторской и кредиторской задолженности увеличивается. В 2003 г. в среднем на одну МТС приходилось 3,2 млн руб. дебиторской и 8,6 млн руб. кредиторской задолженности. Кроме отмеченных, в деятельности МТС есть другие недостатки и трудности. Прежде всего, многие из них имеют в наличии только 2-3 трактора с недостаточным количеством сельхозмашин. Такие МТС, естественно, не в состоянии оказать существенное влияние на рост производства сельскохозяйственной продукции. Исходя из этого, у них крайне низкие экономические показатели. Одна из основных причин такого положения состоит в том, что станции, работая как сельхозпредприятия, фактически лишены налоговых льгот. Около 40% МТС закончили 2003 г. без прибыли. Примерно такая же картина сложилась и в 2004 г.
Возможность изменения этого положения через федеральный закон пока не реализована.
После 1996 г., когда был опубликован Указ Президента Российской Федерации о мерах по развитию сети МТС, ГОСНИТИ был разработан достаточно полный комплект нормативно-технической документации, который включает в себя нормативы и рекомендации по организационным, технологическим, техническим и экономическим вопросам деятельности станций. Среди этой документации были:
• Рекомендации по организации и функционированию машинно-технологических станций(1996 г.);
• Сборник нормативных материалов на работы, выполняемые машинно-технологическими станциями (2001 г.);
• Машинно-технологическая станция: организация, структура, виды работ, техника, нормативы, передовой опыт (1-е и 2-е издания 1999 и 2003 гг.);
• Концепция развития МТС на период до 2010 года (2003 г.);
• Стратегия развития машинно-технологических станций (2003 г.).
С 1996 г. издается журнал МТС, который в 2003 г. был включен в реестр подписных изданий страны.






