Биосоциальная природа человека

Учебный год

Лекция 18

В процессе антропогенеза (эволюционно-исторического процесса формирования челове­ка) на нашей планете произошло возникновение высшей формы существования материи — социальной. Появление человека является ре­зультатом развития жизни в одной из ее эво­люционных ветвей — царстве животных. Биологический вид «Человек разумный» (Homo sapiens) представляет собой уникальную жиз­ненную форму, соединяющую и биологиче­скую, и социальную сущность. Это соединение обусловлено длительным процессом биологи­ческой эволюции и исторического развития человечества.

Социальность не противопоставляет лю­дей остальной природе. В живой природе мно­го примеров проявления коллективных форм жизнедеятельности. Вспомним снующих взад и вперед муравьев, летающих около улья пчел, косяки рыб, стаи птиц, волков, обезьян и т. д. Во всех этих случаях множество особей ведет себя как один организм. Вообще, в поведении любого популяционного сообщества, являю­щегося надорганизменной структурой, обна­руживаются особенности, которых не было на уровне отдельной особи. Являются ли эти надорганизменные формы жизни социальными? Нет! Под социальной формой организации живой материи понима­ют именно общество людей, отличающихся от животных разумным поведением. Именно социальное поведение со­обществ людей отличает социальную форму жизни от ин­стинктивного поведения популяций в живой природе.

Из социальной сущности людей вытекают закономер­ности и направления исторического развития человечест­ва. Так, естественный отбор — движущий фактор эволю­ции живых организмов — утратил свое значение (напри­мер, в видообразовании) в развитии человека, уступив ведущую роль социальным факторам. Процесс индивиду­ального развития человека базируется на информации двух видов. Первый вид представляет собой биологиче­ски целесообразную информацию, которая отбиралась и сохранялась в процессе эволюции предковых форм и за­фиксирована в виде генетической информации в ДНК (универсальный для всех живых организмов механизм кодирования, хранения, реализации и передачи из поко­ления в поколение информации). Благодаря этой информации в индиви­дуальном развитии человека складывается уникальный комплекс структурных и функциональных признаков, отличающих его от других живых организмов. Второй вид информации представлен суммой знаний, умений, кото­рые создаются, сохраняются и используются поколения­ми людей в ходе развития человеческого общества. Освое­ние этой информации индивидуумом происходит в про­цессе его воспитания, обучения и общения в социуме. Данная особенность человека определяется понятием «со­циальной наследственности», присущей исключительно человеческому обществу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: