Задания для индивидуальной работы. 1 Задание Работа надглоссарием

1 Задание Работа надглоссарием. Впишите в тетрадь основные понятия и термины данной темы. Выучите их:

Вербальное общение (от лат. Verbalis – словесный) – словесное, ре­чевое общение.

Диалог – обмен мыслями, идеями в процессе беседы путем поочередного высказывания собеседников.

Лексикон – словарь, запас слов и выражений.

Коммуникация – это специфический процесс обмена информацией эмоционального и интеллектуального содержания.

Нерефлексивное слушание – умение внимательно молчать, не вме­шиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Применяется в слу­чаях, когда говорящий испытывает трудности в формулировании своих мыслей, либо слишком эмоционален.

Обратная связь – это процесс, с помощью которого отправитель воспринимает то, как было декодировано и принято его сообщение.

Резюмирование (от фр. resume) – подведение итогов беседы, соеди­нение ее фрагментов в единое смысловое целое. Применяется в ходе и в конце беседы, заседаний, телефонных разговоров.

Рефлексивное слушание – активное слушание собеседника, посто­янное реагирование на его речь. Применяются следующие фор­мы уточнения: вопросы говорящему, просьба повторить фразу; пере­фразирование, резюмирование.

Реципиент (лат. recipientis – получающий) – субъект, получающий адресованное ему сообщение.

Речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации.

Тезаурус – одноязычный толковый или тематический словарь, максимально охватывающий лексику данного языка, лингвистический словарь.

Эффект коммуникации – изменения в поведении коммуниканта, происходящие под воздействием приема информации.

2 Задание Выполните контрольные тесты:

1 Из приведенных характеристик выберите те, которые по смыслу соответствуют: а) коммуникативной стороне общения; б) интерактивной стороне общения; в) перцептивной стороне общения.

А. Общение, заключающееся в организации взаимодействия между людьми.

Б. Общение, которое проявляется через восприятие, понимание и оценку людьми друг друга.

В. Общение, проявляющееся во взаимном обмене информацией, между партнерами, передаче знаний, мнений и чувств.

2 К вербальным средствам межличностного общения относятся:

а) мимика;

б) жесты;

в) речевые конструкции;

г) позы;

д) социальные диалекты;

е) чтение;

ж) интонация;

з) слушание.

3 Выделите основные функции речевой деятельности:

а) релятивистская;

б) коммуникативная;

в) экспрессивная;

г) эмотивная;

д) воздействие на адресата;

е) аффективная;

ж) конструктивная.

4 «Правило рамки» в межличностном общении означает:

а) посадка партнеров по общению друг против друга;

б) посадка партнеров за прямоугольным столом;

в) усиление своей речи в начале и конце разговора;

г) наличие на столе переговоров фотографии партнера по общению в рамке.

5 Стилистический барьер общения возникает:

а) из-за невнятной речи;

б) из-за непонятной или неправильной логики рассуждений;

в) из-за неприязни или недоверия к партнеру;

г) из-за несоответствия стиля речи и ситуации общения.

6 Какие виды слушания выделяют:

а) когнитивное;

б) суггестивное;

в) направленное, критическое;

г) информативное;

д) эмпатическое;

е) рефлексивное;

ж) эмоциональное;

з) нерефлексивное.

7 Нерефлексивное слушание партнера по общению включает такие приемы, как:

а) уточнение информации;

б) внимательное молчание;

в) минимизацию отвлечений;

г) перефразирование.

8 В каких случаях может быть эффективно «нерефлексивное слушание»:

а) у коллеги плохое настроение и нет желания разговаривать;

б) партнеру необходимо высказаться о «наболевшем»;

в) подчиненный стремится получить активную поддержку со стороны руководителя;

г) коллега переполнен эмоциями по поводу предстоящей аттестации и стремится как можно скорее высказать свое отношение к этому событию.

9 Какие понятия по смыслу соответствуют: 1) выяснению; 2) отражению чувств; 3) перефразированию; 4) резюмированию?

а) слушание, в процессе которого подытоживаются основные мысли и идеи собеседника;

б) стремление показать собеседнику, что Вы понимаете его состояние (чувства, эмоции);

в) обращение к собеседнику за некоторыми уточнениями;

г) пересказывание мысли собеседника своими словами для проверки точности понимания.

10 Установите соответствие между типом коммуникативного барьера и причинами его возникновения:

Тип коммуникативного барьера Причины возникновения
1. Логический 2. Стилистический 3. Семантический 4. Фонетический 5.Этнопсихологический 6. Ментально-языковой А. Различие в значениях употребляемых партнерами терминов и понятий Б. Отличие типов мышления партнеров по общению В. Плохая дикция и артикуляция при произношении слов партнерами Г. Присутствие в речи партнеров сложных стилистических конструкций Д.Специфика национального языка партнеров, его лексических характеристик Е.Различие в национальных особенностях психического склада партнеров

3Задание Обратите внимание на манеру слушания ваших близких, друзей и партнеров по общению. Придерживаются ли они рефлексивного слушания? Умеют ли они слушать? Какие ошибки чаще всего допускают?

4Задание Проанализируйте, какой стиль слушания – мужской или женский – вам ближе, нет ли привычек, мешающих собеседнику и обнаруживающих ваше неумение слушать?

5 Упражнение «Кто языком штурмует, немного навоюет». В.Даль.

Цель: снижение негативного эмоционального фона деловой коммуникации путем подбора эвфемизмов.

Подберите к резким, неприятным для партнера, словам, эвфемизмы.

Справка. Эвфемизмы – мягкие эквиваленты резких слов.

Резкие слова Эвфемизмы
Грубый (о партнере) Грязная (игра) Интриган (о партнере) Неуклюжий (о партнере) Дохлое (дело) Дошлый (о партнере) Продажный (о партнере) Транжир (о партнере) Примеры подбора: грубый – недостаточно культурный, неделикатный; грязная игра – недостойная игра

6 Задание Придумайте фразы со следующими словами: «терпение», «терпеливость», «терпимость», «толерантность».

7 Упражнение «За твоим языком не поспеешь босиком» В.Даль.

Цель: выработка умения быстрого и чистого произношения в вербальной коммуникации; преодоление фонетического барьера, неразборчивой дикции, плохой артикуляции.

Проговорите как можно быстрее следующие скороговорки:

· «Сделан колпак не по-колпаковски, нужно его переколпаковать, да выколпаковать».

· «Корабли лавировали, лавировали, да так и не вылавировали».

· «Шла Саша по шоссе, и сосала сушку».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: