1 Задание Работа надглоссарием. Впишите в тетрадь основные понятия и термины данной темы. Выучите их:
Вербальное общение (от лат. Verbalis – словесный) – словесное, речевое общение.
Диалог – обмен мыслями, идеями в процессе беседы путем поочередного высказывания собеседников.
Лексикон – словарь, запас слов и выражений.
Коммуникация – это специфический процесс обмена информацией эмоционального и интеллектуального содержания.
Нерефлексивное слушание – умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Применяется в случаях, когда говорящий испытывает трудности в формулировании своих мыслей, либо слишком эмоционален.
Обратная связь – это процесс, с помощью которого отправитель воспринимает то, как было декодировано и принято его сообщение.
Резюмирование (от фр. resume) – подведение итогов беседы, соединение ее фрагментов в единое смысловое целое. Применяется в ходе и в конце беседы, заседаний, телефонных разговоров.
Рефлексивное слушание – активное слушание собеседника, постоянное реагирование на его речь. Применяются следующие формы уточнения: вопросы говорящему, просьба повторить фразу; перефразирование, резюмирование.
Реципиент (лат. recipientis – получающий) – субъект, получающий адресованное ему сообщение.
Речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации.
Тезаурус – одноязычный толковый или тематический словарь, максимально охватывающий лексику данного языка, лингвистический словарь.
Эффект коммуникации – изменения в поведении коммуниканта, происходящие под воздействием приема информации.
2 Задание Выполните контрольные тесты:
1 Из приведенных характеристик выберите те, которые по смыслу соответствуют: а) коммуникативной стороне общения; б) интерактивной стороне общения; в) перцептивной стороне общения.
А. Общение, заключающееся в организации взаимодействия между людьми.
Б. Общение, которое проявляется через восприятие, понимание и оценку людьми друг друга.
В. Общение, проявляющееся во взаимном обмене информацией, между партнерами, передаче знаний, мнений и чувств.
2 К вербальным средствам межличностного общения относятся:
а) мимика;
б) жесты;
в) речевые конструкции;
г) позы;
д) социальные диалекты;
е) чтение;
ж) интонация;
з) слушание.
3 Выделите основные функции речевой деятельности:
а) релятивистская;
б) коммуникативная;
в) экспрессивная;
г) эмотивная;
д) воздействие на адресата;
е) аффективная;
ж) конструктивная.
4 «Правило рамки» в межличностном общении означает:
а) посадка партнеров по общению друг против друга;
б) посадка партнеров за прямоугольным столом;
в) усиление своей речи в начале и конце разговора;
г) наличие на столе переговоров фотографии партнера по общению в рамке.
5 Стилистический барьер общения возникает:
а) из-за невнятной речи;
б) из-за непонятной или неправильной логики рассуждений;
в) из-за неприязни или недоверия к партнеру;
г) из-за несоответствия стиля речи и ситуации общения.
6 Какие виды слушания выделяют:
а) когнитивное;
б) суггестивное;
в) направленное, критическое;
г) информативное;
д) эмпатическое;
е) рефлексивное;
ж) эмоциональное;
з) нерефлексивное.
7 Нерефлексивное слушание партнера по общению включает такие приемы, как:
а) уточнение информации;
б) внимательное молчание;
в) минимизацию отвлечений;
г) перефразирование.
8 В каких случаях может быть эффективно «нерефлексивное слушание»:
а) у коллеги плохое настроение и нет желания разговаривать;
б) партнеру необходимо высказаться о «наболевшем»;
в) подчиненный стремится получить активную поддержку со стороны руководителя;
г) коллега переполнен эмоциями по поводу предстоящей аттестации и стремится как можно скорее высказать свое отношение к этому событию.
9 Какие понятия по смыслу соответствуют: 1) выяснению; 2) отражению чувств; 3) перефразированию; 4) резюмированию?
а) слушание, в процессе которого подытоживаются основные мысли и идеи собеседника;
б) стремление показать собеседнику, что Вы понимаете его состояние (чувства, эмоции);
в) обращение к собеседнику за некоторыми уточнениями;
г) пересказывание мысли собеседника своими словами для проверки точности понимания.
10 Установите соответствие между типом коммуникативного барьера и причинами его возникновения:
Тип коммуникативного барьера | Причины возникновения |
1. Логический 2. Стилистический 3. Семантический 4. Фонетический 5.Этнопсихологический 6. Ментально-языковой | А. Различие в значениях употребляемых партнерами терминов и понятий Б. Отличие типов мышления партнеров по общению В. Плохая дикция и артикуляция при произношении слов партнерами Г. Присутствие в речи партнеров сложных стилистических конструкций Д.Специфика национального языка партнеров, его лексических характеристик Е.Различие в национальных особенностях психического склада партнеров |
3Задание Обратите внимание на манеру слушания ваших близких, друзей и партнеров по общению. Придерживаются ли они рефлексивного слушания? Умеют ли они слушать? Какие ошибки чаще всего допускают?
4Задание Проанализируйте, какой стиль слушания – мужской или женский – вам ближе, нет ли привычек, мешающих собеседнику и обнаруживающих ваше неумение слушать?
5 Упражнение «Кто языком штурмует, немного навоюет». В.Даль.
Цель: снижение негативного эмоционального фона деловой коммуникации путем подбора эвфемизмов.
Подберите к резким, неприятным для партнера, словам, эвфемизмы.
Справка. Эвфемизмы – мягкие эквиваленты резких слов.
Резкие слова | Эвфемизмы |
Грубый (о партнере) Грязная (игра) Интриган (о партнере) Неуклюжий (о партнере) Дохлое (дело) Дошлый (о партнере) Продажный (о партнере) Транжир (о партнере) | Примеры подбора: грубый – недостаточно культурный, неделикатный; грязная игра – недостойная игра |
6 Задание Придумайте фразы со следующими словами: «терпение», «терпеливость», «терпимость», «толерантность».
7 Упражнение «За твоим языком не поспеешь босиком» В.Даль.
Цель: выработка умения быстрого и чистого произношения в вербальной коммуникации; преодоление фонетического барьера, неразборчивой дикции, плохой артикуляции.
Проговорите как можно быстрее следующие скороговорки:
· «Сделан колпак не по-колпаковски, нужно его переколпаковать, да выколпаковать».
· «Корабли лавировали, лавировали, да так и не вылавировали».
· «Шла Саша по шоссе, и сосала сушку».