Методы неформального системного анализа
Например, закономерность иерархии построения систем применительно к рассмотрению проблемы выливается в требование рассмотрения данной проблемы не в отдельности, а в составе взаимосвязанных проблем – проблематики.
Проблема и проблематика.
Проблема: Организация асинхронного (гибкого) образования (ОАО) в российских вузах на примере Южного Федерального Университета.
Проблематика: Комплекспроблем, решение которых непосредственно
связано с генеральной.
Глоссарий терминов в контексте анализируемой проблематики:
Асинхронное образование – гибкая образовательная программа, допускающая, в определенных пределах, выбор студентом направления образовательной программы.
Высшее учебное заведение (ВУЗ) – государственная или частная организация, предоставляющая образовательные услуги высшего профессионального образования, непосредственно занятое в решении данной проблемы.
Законодательство легитимное пространство, в котором действует система высшего образования а также выпускник ВУЗа в процессе трудовой деятельности.
|
|
Потребитель – все виды потребителей образовательных услуг вуза и труда выпускников и определяющих спрос на специалистов того или иного профессионального уровня и направления а также специфику образовательных программ.
Финансы -финансовые институты, обеспечивающие прямо или косвенно финансирование деятельности ВУЗа по решению выделенной проблемы.
Решения макромасштабных проблем определяют рамочные условия и ограничения для анализа и разрешения генеральной проблемы.
Проблема законодательства включает в себя проблемы применимости Конституции, Гражданского Кодекса, Трудового Кодекса а также законов, законодательных актов и нормативов в системе Высшего Образования РФ для целей организации ОАО. Решение данной проблемы состоит в определении возможностей вуза для реализации ОАО в рамках действующих законов (программа Минимум) а также (или) предложений по изменениям и дополнениям действующего законодательства в рамках и на основании действующей Конституции РФ для реализации программы Максимум ОАО.
Проблемы потребителей отражают интересы важнейших потребителей образовательных услуг и, тем самым, реальную потребность в спектре образовательных программ России:
Индивидуумы – образовательные программы и специализации, обеспечивающие занятость и устойчивый карьерный рост на рынке труда в кратко и среднесрочном экономическом периое. Меньшинство индивидуумов заинтересовано в реализации своих способностей в выбранной ими сфере деятельности.
|
|
Частный бизнес – отражает текущий конъюктурный спрос рынка труда на профессионалов с высшим образованием.
Наука – выражает спрос на специалистов, способных работать в области фундаментальных наук и обладающих академическим оразованием.
Государство – формирует спрос на специалистов по стратегическим направлениям развития экономики, обороны а так же по отраслям, которые оно непосредственно курирует.
Финансовые проблемы порождаются необходимостью финансирования всех этапов проектирования и реализации генеральной проблемы ОАО и включат в себя задачи определения:
- направления финансирования,
- объемов финансирования,
- доступных источники финансирования.
Внутривузовские проблемы включают в себя и отражают интересы всех вовлеченных в решение проблемы ОАО субъектов и структурных подразделений вуза:
- студентов,
- преподавателей,
- администрации,
- учебно-методического отдела.