Установленным законодательством

Необходимость обязательного подтверждения соответствия то-

варов, работ и услуг установленным требованиям в силу п. 4 ст. 7 За-

кона РФ «О защите прав потребителей» является одним из основных




См.: Парций Я.Е. Указ. соч.


§3. Техническое регулирование как правовое средство обеспечения

безопасности жизни, здоровья и имущества потребителей...

средств обеспечения безопасности товаров, работ и услуг, предостав-

ляемых потребителю. Если на товары, работы и услуги законом или

в установленном им порядке определены обязательные требования,

обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя,

окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу

потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требо-

ваниям подлежит обязательному подтверждению в порядке, преду-

смотренном законом и иными правовыми актами.

Порядок обязательного подтверждения соответствия закреплен в

Федеральном законе «О техническом регулировании», который ре-

гулирует отношения, возникающие:

при разработке, принятии, применении и исполнении обяза-

тельных требований к продукции или к связанным с ними процес-

сам проектирования (включая изыскания), производства, строитель-

ства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реали-

зации и утилизации;

при разработке, принятии, применении и исполнении на добро-

вольной основе требований к продукции, процессам проектирова-

ния (включая изыскания), производства, строительства, монтажа,

наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утили-

зации, выполнения работ или оказания услуг;

при оценке соответствия.

Техническим регламентом признается в соответствии с действую-

щим законодательством документ, который принят международ-

ным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном

законодательством РФ, или межправительственным соглашением,

заключенным в порядке, установленном законодательством РФ,

или федеральным законом, или указом Президента РФ, или по-

становлением Правительства РФ, или нормативным правовым ак-

том федерального органа исполнительной власти по техническо-

му регулированию и устанавливает обязательные для применения

и исполнения требования к объектам технического регулирова-

ния (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружени-

ям или к связанным с требованиями к продукции процессам про-

ектирования (включая изыскания), производства, строительства,

монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализа-

ции и утилизации).

97


Глава 3. Общие положения о праве потребителя

на безопасность товаров, работ и услуг

Анализ действующего законодательства позволяет выделить сле-

дующие особенности технических регламентов:

1) технические регламенты принимаются в целях:

защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических

или юридических лиц, государственного или муниципального

имущества;

охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и

растений;

п р е д у п р е ж д е н и я д е й с т в и й, в в о д я щ и х в з а б л у ж д е н и е

приобретателей;

обеспечения энергетической эффективности. Принятие техни-

ческих регламентов в иных целях не допускается;

2) технические регламенты с учетом степени риска причинения

вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспе-

чивающие: безопасность излучений; биологическую безопасность;

взрывобезопасность; механическую безопасность; пожарную без-

опасность; промышленную безопасность; термическую безопас-

ность; химическую безопасность; электрическую безопасность;

ядерную и радиационную безопасность; электромагнитную совме-

стимость в части обеспечения безопасности работы приборов и обо-

рудования; единство измерений и др.;

3) содержание технических регламентов включает:

перечень и (или) описание объектов технического регулирова-

ния, требования к этим объектам и правила их идентификации в це-

лях применения технического регламента;

правила и формы оценки соответствия, определяемые с учетом

степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отноше-

нии каждого объекта технического регулирования и (или) требова-

ния к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и пра-

вилам их нанесения;

требования энергетической эффективности;

схемы подтверждения соответствия, порядок продления срока

действия выданного сертификата соответствия;

обязательные требования к продукции или к связанным с ней

процессам проектирования (включая изыскания), производства,

строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, пере-

возки, реализации и утилизации;

98


§3. Техническое регулирование как правовое средство обеспечения

безопасности жизни, здоровья и имущества потребителей...

требования к характеристикам продукции или к связанным с ней

процессам проектирования (включая изыскания), производства,

строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, пере-

возки, реализации и утилизации, кроме требований к конструкции

и исполнению, за исключением тех случаев, когда из-за отсутствия

требований к конструкции и исполнению с учетом степени риска

причинения вреда не обеспечивается достижение названных целей

принятия технического регламента;

специальные требования к продукции или к связанным с ней про-

цессам проектирования (включая изыскания), производства, строи-

тельства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реа-

лизации и утилизации, требования к терминологии, упаковке, мар-

кировке или этикеткам и правилам их нанесения, обеспечивающие

защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, бере-

менных женщин, кормящих матерей, инвалидов);

требование, касающееся информирования приобретателя о возмож-

ном вреде и о факторах, от которых он зависит. Однако по общему пра-

вилу технические регламенты не могут содержать требования к продук-

ции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый

при длительном использовании этой продукции и зависящий от дру-

гих факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска;

специальные требования к продукции или к связанным с ней про-

цессам проектирования (включая изыскания), производства, строи-

тельства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реа-

лизации и утилизации, требования к терминологии, упаковке, мар-

кировке или этикеткам и правилам их нанесения, применяемые в

отдельных местах происхождения продукции, если отсутствие таких

требований в силу климатических и географических особенностей

приведет к недостижению целей, указанных выше;

минимально необходимые ветеринарно-санитарные и фитосани-

тарные меры в отношении продукции, происходящей из отдельных

стран и (или) мест, в том числе ограничения ввоза, использования,

хранения, перевозки, реализации и утилизации, обеспечивающие

биологическую безопасность (независимо от способов обеспечения

безопасности, использованных изготовителем).

Ветеринарно-санитарными и фитосанитарными мерами могут

предусматриваться требования к продукции, методам ее обработки и

99


Глава 3. Общие положения о праве потребителя

на безопасность товаров, работ и услуг

производства, процедурам испытания продукции, инспектирования,

подтверждения соответствия, карантинные правила, в том числе тре-

бования, связанные с перевозкой животных и растений, необходимых

для обеспечения жизни или здоровья животных и растений во время

их перевозки, материалы, а также методы и процедуры отбора проб,

методы исследования и оценки риска и иные содержащиеся в техни-

ческих регламентах требования. Ветеринарно-санитарные и фитоса-

нитарные меры разрабатываются и применяются на основе научных

данных, а также с учетом соответствующих международных стандар-

тов, рекомендаций и других документов международных организаций

в целях соблюдения необходимого уровня ветеринарно-санитарной

и фитосанитарной защиты, который определяется с учетом степени

фактического научно обоснованного риска. При оценке степени рис-

ка могут приниматься во внимание положения международных стан-

дартов, рекомендации международных организаций, участником ко-

торых является Российская Федерация, распространенность заболе-

ваний и вредителей, а также применяемые поставщиками меры по

борьбе с заболеваниями и вредителями, экологические условия, эко-

номические последствия, связанные с возможным причинением вре-

да, размеры расходов на предотвращение причинения вреда.

Обязательные требования к продукции или к связанным с нею про-

цессам проектирования (включая изыскания), производства, строи-

тельства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки,

реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия,

правилам идентификации, требованиям к терминологии, упаковке,

маркировке или этикеткам и правилам их нанесения имеют прямое

действие на всей территории РФ и могут быть изменены только пу-

тем внесения изменений и дополнений в соответствующий техниче-

ский регламент. Не включенные в технические регламенты такие тре-

бования не могут носить обязательный характер;

4) технические регламенты применяются одинаковым образом

и в равной мере независимо от страны и (или) места происхож-

дения продукции или осуществления связанных с требования-

ми к продукции процессов проектирования (включая изыска-

ния), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуа-

тации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов

или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридиче-

100


§3. Техническое регулирование как правовое средство обеспечения

безопасности жизни, здоровья и имущества потребителей...

ских лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продав-

цами, приобретателями;

5) разработчиком проекта технического регламента может быть

любое лицо. О разработке проекта технического регламента должно

быть опубликовано уведомление в печатном издании федерально-

го органа исполнительной власти по техническому регулированию

и в информационной системе общего пользования в электронно-

цифровой форме.

С момента опубликования уведомления о разработке проекта тех-

нического регламента такой проект должен быть доступен заинте-

ресованным лицам для ознакомления. Разработчик обязан по тре-

бованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта.

Разработчик дорабатывает проект технического регламента с уче-

том полученных в письменной форме замечаний заинтересованных

лиц, проводит его публичное обсуждение и составляет перечень по-

лученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с

кратким изложением содержания данных замечаний и результатов

их обсуждения;

6) технический регламент, принимаемый федеральным законом,

постановлением Правительства Российской Федерации или нор-

мативным правовым актом федерального органа исполнительной

власти по техническому регулированию, вступает в силу не ранее

чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования.

Необходимость обязательного подтверждения соответствия опре-

деляется в техническом регламенте на соответствующую продукцию.

Согласно действующему законодательству подтверждение соответ-

ствия — это документальное удостоверение соответствия продукции

или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания),

производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хра-

нения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или

оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям

стандартов, сводов правил или условиям договоров. В указанном опре-

делении для точного уяснения его смысла нуждаются в уточнении сле-

дующие понятия: «продукция», «стандарт» и «свод правил». Термин

«продукция» в законодательстве о техническом регулировании обо-

значает результат деятельности, представленный в материально-ве-

щественной форме и предназначенный для дальнейшего использова-

101


Глава 3. Общие положения о праве потребителя

на безопасность товаров, работ и услуг

ния в хозяйственных и иных целях. Исходя из данного определения,

можно утверждать, что товары, приобретаемые потребителями, вхо-

дят в категорию «продукция», обозначенную в действующем законо-

дательстве. В свою очередь, под стандартом понимается документ, в

котором в целях добровольного многократного использования уста-

навливаются характеристики продукции, правила осуществления и

характеристики процессов проектирования (включая изыскания),

производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хра-

нения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или

оказания услуг, содержащий также правила и методы исследований

(испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к тер-

минологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам. Сводом

правил признается документ в области стандартизации, в котором со-

держатся технические правила и (или) описание процессов проекти-

рования (включая изыскания), производства, строительства, монта-

жа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и ути-

лизации продукции и который применяется на добровольной основе

в целях соблюдения требований технических регламентов.

Подтверждение соответствия осуществляется для следующих

целей:

удостоверения соответствия продукции, процессов проектиро-

вания (включая изыскания), производства, строительства, монта-

жа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и ути-

лизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам,

стандартам, сводам правил, условиям договоров;

содействия приобретателям в компетентном выборе продукции,

работ, услуг;

повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на

российском и международном рынках;

создания условий для обеспечения свободного перемещения то-

варов по территории РФ, а также для осуществления международ-

ного экономического, научно-технического сотрудничества и меж-

дународной торговли.

Подтверждение соответствия осуществляется на основе следую-

щих принципов:

доступности информации о порядке осуществления подтвержде-

ния соответствия заинтересованным лицам;

102


§3. Техническое регулирование как правовое средство обеспечения

безопасности жизни, здоровья и имущества потребителей...

недопустимости применения обязательного подтверждения со-

ответствия к объектам, в отношении которых не установлены тре-

бования технических регламентов;

установления перечня форм и схем обязательного подтвержде-

ния соответствия в отношении определенных видов продукции в со-

ответствующем техническом регламенте;

уменьшения сроков осуществления обязательного подтвержде-

ния соответствия и затрат заявителя;

недопустимости принуждения к осуществлению добровольного

подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе

добровольной сертификации;

защиты имущественных интересов заявителей, соблюдения ком-

мерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществ-

лении подтверждения соответствия;

недопустимости подмены обязательного подтверждения соответ-

ствия добровольной сертификацией.

«Для характеристики принципов подтверждения соответствия, —

отмечает Я.Е. Парций, — следует указать прежде всего на четкое раз-

деление подтверждения соответствия на обязательное и доброволь-

ное, а также на осуществление обязательного подтверждения соот-

ветствия только в отношении продукции, к которой установлены

требования в технических регламентах. Важнейшим принципом

обязательного подтверждения соответствия является установление

перечня форм и схем подтверждения соответствия для определен-

ных видов продукции в технических регламентах, а не в документах,

утверждаемых федеральным органом исполнительной власти. Прак-

тика работы по сертификации в части ее стоимости вызывала мно-

гочисленные жалобы заявителей. Поэтому возведение уменьшения

затрат заявителя и сроков осуществления подтверждения соответ-

ствия в принцип деятельности в этой области выглядит вполне об-

основанным. Данный принцип является одним из элементов обще-

го принципа подтверждения соответствия о защите имущественных

интересов заявителя. Смысл этого принципа состоит в том, чтобы

в результате подтверждения соответствия заявителю не был причи-

нен материальный ущерб»1.



Парций Я.Е. Указ. соч.


103


Глава 3. Общие положения о праве потребителя

на безопасность товаров, работ и услуг

Подтверждение соответствия разрабатывается и применяется рав-

ным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места

происхождения продукции, осуществления процессов проектиро-

вания (включая изыскания), производства, строительства, монтажа,

наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утили-

зации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей

сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполните-

лями, продавцами, приобретателями.

Законодательство о техническом регулировании выделяет сле-

дующие формы подтверждения соответствия исходя из позиции, что

подтверждение соответствия на территории РФ может носить доб-

ровольный или обязательный характер:

1) добровольное подтверждение соответствия осуществляется в

форме добровольной сертификации;

2) обязательное подтверждение соответствия осуществляется в

формах:

принятия декларации о соответствии;

обязательной сертификации.

Сущность добровольного подтверждения соответствия выражает-

ся в осуществлении его по инициативе заявителя на условиях до-

говора между заявителем и органом по сертификации для установ-

ления соответствия национальным стандартам, стандартам орга-

низаций, сводам правил, системам добровольной сертификации и

условиям договоров.

Анализ действующего законодательства позволяет выделить сле-

дующие особенности добровольного подтверждения соответствия:

1) к объектам добровольного подтверждения соответствия относят-

ся продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, пере-

возки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объ-

екты, в отношении которых стандартами, системами добровольной

сертификации и договорами устанавливаются требования. Как упоми-

налось, к объектам добровольного подтверждения необходимо отно-

сить также товары, работы и услуги, приобретаемые потребителями;

2) заявителем является физическое или юридическое лицо, кото-

рое для подтверждения соответствия принимает декларацию о соот-

ветствии или обращается за получением сертификата соответствия,

получает сертификат соответствия;

104


§3. Техническое регулирование как правовое средство обеспечения

безопасности жизни, здоровья и имущества потребителей...

3) орган по сертификации выполняет следующие функции:

осуществляет подтверждение соответствия объектов доброволь-

ного подтверждения соответствия;

выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие доб-

ровольную сертификацию;

предоставляет заявителям право на применение знака соответ-

ствия, если применение знака предусмотрено соответствующей си-

стемой добровольной сертификации;

приостанавливает или прекращает действие выданных им серти-

фикатов соответствия;

4) система добровольной сертификации создается юридическим

лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими

юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателя-

ми. Лицо или лица, создавшие систему добровольной сертификации,

устанавливают перечень объектов, подлежащих сертификации, и их

характеристик, на соответствие которым осуществляется доброволь-

ная сертификация, правила выполнения предусмотренных данной

системой добровольной сертификации работ и порядок их оплаты,

определяют участников данной системы добровольной сертификации;

5) системой добровольной сертификации может предусматри-

ваться применение знака соответствия. Знак соответствия опреде-

ляется как обозначение, служащее для информирования приобрета-

телей о соответствии объекта сертификации требованиям системы

добровольной сертификации или национальному стандарту. Объекты

сертификации, сертифицированные в системе добровольной сер-

тификации, могут маркироваться знаком соответствия этой систе-

мы. Порядок применения такого знака соответствия устанавлива-

ется правилами соответствующей системы добровольной сертифи-

кации. Знак соответствия национальному стандарту применяется

заявителем на добровольной основе любым удобным для заявите-

ля способом в порядке, установленном национальным органом по

стандартизации. Объекты, соответствие которых не подтверждено в

порядке, установленном законодательством, не могут быть марки-

рованы знаком соответствия;

6) система добровольной сертификации может быть зарегистри-

рована федеральным органом исполнительной власти по техниче-

скому регулированию.

105


Глава 3. Общие положения о праве потребителя

на безопасность товаров, работ и услуг

Для регистрации системы добровольной сертификации в данный

орган представляется следующий перечень документов:

свидетельство о государственной регистрации юридического лица

и (или) индивидуального предпринимателя;

правила функционирования системы добровольной сертифи-

кации;

изображение знака соответствия, применяемое в данной системе

добровольной сертификации, если применение знака соответствия

предусмотрено, и порядок применения такого знака;

документ об оплате регистрации системы добровольной

сертификации.

Регистрация системы добровольной сертификации осуществ-

ляется в течение пяти дней с момента представления документов,

предусмотренных настоящим пунктом для регистрации системы

добровольной сертификации, в федеральный орган исполнитель-

ной власти по техническому регулированию. Порядок регистрации

системы добровольной сертификации и размер платы за регистра-

цию устанавливаются Правительством РФ. Плата за регистрацию

системы добровольной сертификации подлежит зачислению в фе-

деральный бюджет.

Отказ в регистрации системы добровольной сертификации до-

пускается только в случае непредставления указанных документов

или совпадения наименования системы и (или) изображения знака

соответствия с наименованием системы и (или) изображением зна-

ка соответствия зарегистрированной ранее системы добровольной

сертификации. Уведомление об отказе направляется заявителю в те-

чение трех дней со дня принятия решения об отказе в регистрации

этой системы с указанием оснований для отказа. Отказ в регистра-

ции системы добровольной сертификации может быть обжалован

в судебном порядке.

Федеральный орган исполнительной власти по техническому ре-

гулированию ведет единый реестр зарегистрированных систем доб-

ровольной сертификации, содержащий сведения о юридических ли-

цах и (или) об индивидуальных предпринимателях, создавших си-

стемы добровольной сертификации, о правилах функционирования

систем добровольной сертификации, знаках соответствия и поряд-

ке их применения. Федеральный орган исполнительной власти по

106


§3. Техническое регулирование как правовое средство обеспечения

безопасности жизни, здоровья и имущества потребителей...

техническому регулированию должен обеспечить доступность све-

дений, содержащихся в едином реестре зарегистрированных систем

добровольной сертификации, заинтересованным лицам.

Сущность обязательного подтверждения соответствия выражается

в том, что оно осуществляется только в случаях, установленных со-

ответствующим техническим регламентом, и исключительно на со-

ответствие требованиям технического регламента.

Обязательное подтверждение имеет следующие особенности:

1) объектом обязательного подтверждения соответствия может

быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ;

2) форма и схемы обязательного подтверждения соответствия мо-

гут устанавливаться только техническим регламентом с учетом сте-

пени риска недостижения целей технических регламентов;

3) как указывалось, обязательное подтверждение соответствия

осуществляется в формах:

принятия декларации о соответствии;

обязательной сертификации;

4) декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют

равную юридическую силу и действуют на всей территории РФ в от-

ношении каждой единицы продукции, выпускаемой в обращение на

территории РФ во время действия декларации о соответствии или сер-

тификата соответствия, в течение срока годности или срока службы

продукции, установленных в соответствии с законодательством РФ;

5) декларирование соответствия осуществляется по одной из сле-

дующих схем:

принятие декларации о соответствии на основании собственных

доказательств;

принятие декларации о соответствии на основании собственных

доказательств и полученных с участием органа по сертификации и

(или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра) (тре-

тья сторона).

В настоящее время единый перечень продукции, подтверждение

соответствия которой осуществляется в форме принятия деклара-

ции о соответствии, утвержден в постановлении Правительства РФ

от 1 декабря 2009 г. № 982 «Об утверждении единого перечня про-

дукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого пе-

речня продукции, подтверждение соответствия которой осуществ-

107


Глава 3. Общие положения о праве потребителя

на безопасность товаров, работ и услуг

ляется в форме принятия декларации о соответствии»1, а порядок

принятия декларации о соответствии утвержден в постановлении

Правительства РФ от 7 июля 1999 г. № 766 в редакции от 1 декабря

2009 г. «Об утверждении Перечня продукции, подлежащей декла-

рированию соответствия, порядка принятия декларации о соответ-

ствии и ее регистрации»2;

6) при декларировании соответствия заявителем может быть за-

регистрированное в соответствии с законодательством РФ на ее тер-

ритории юридическое лицо или физическое лицо в качестве инди-

видуального предпринимателя, либо являющееся изготовителем или

продавцом, либо выполняющее функции иностранного изготовите-

ля на основании договора с ним в части обеспечения соответствия

поставляемой продукции требованиям технических регламентов и

в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции

требованиям технических регламентов (лицо, выполняющее функ-

ции иностранного изготовителя). Круг заявителей устанавливается

определенным техническим регламентом. Схема декларирования

соответствия с участием третьей стороны оговаривается в техниче-

ском регламенте, в случае если отсутствие третьей стороны приво-

дит к недостижению целей подтверждения соответствия;

7) в рамках декларировании соответствия на основании собствен-

ных доказательств заявитель самостоятельно формирует доказатель-

ственные материалы в целях подтверждения соответствия продукции

требованиям технических регламентов. В качестве доказательствен-

ных материалов используются техническая документация, резуль-

таты собственных исследований (испытаний) и измерений и (или)

другие документы, послужившие мотивированным основанием для

подтверждения соответствия продукции требованиям технических

регламентов. Состав доказательственных материалов определяется

соответствующим техническим регламентом.

При декларировании соответствия на основании собственных до-

казательств и полученных с участием третьей стороны заявитель по

своему выбору в дополнение к указанным собственным доказатель-

ствам может:



СЗ РФ. — 2009. — № 50. — Ст. 6096.

Там же. — 1999. — № 29. — Ст. 3746.


§3. Техническое регулирование как правовое средство обеспечения

безопасности жизни, здоровья и имущества потребителей...

включать в доказательственные материалы протоколы исследо-

ваний (испытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной

испытательной лаборатории (центре);

предоставлять сертификат системы качества, в отношении ко-

торого предусматривается контроль (надзор) органа по сертифика-

ции, выдавшего данный сертификат, за объектом сертификации.

Сертификат системы качества может использоваться в соста-

ве доказательств при принятии декларации о соответствии любой

продукции, за исключением случая, если для такой продукции тех-

ническими регламентами предусмотрена иная форма подтвержде-

ния соответствия.

Декларация о соответствии оформляется на русском языке и

должна содержать следующие пункты:

наименование и местонахождение заявителя;

наименование и местонахождение изготовителя;

информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяю-

щую идентифицировать этот объект;

наименование технического регламента, на соответствие требо-

ваниям которого подтверждается продукция;

указание на схему декларирования соответствия;

заявление заявителя о безопасности продукции при ее использо-

вании в соответствии с целевым назначением и принятии заявите-

лем мер по обеспечению соответствия продукции требованиям тех-

нических регламентов;

сведения о проведенных исследованиях (испытаниях) и измере-

ниях, сертификате системы качества, а также документах, послужив-

ших основанием для подтверждения соответствия продукции тре-

бованиям технических регламентов;

срок действия декларации о соответствии;

иные предусмотренные соответствующими техническими рег-

ламентами сведения.

Срок действия декларации о соответствии определяется техни-

ческим регламентом. Форма декларации утверждается федеральным

органом исполнительной власти по техническому регулированию.

Оформленная по установленным правилам декларация подлежит

регистрации федеральным органом исполнительной власти по техни-

ческому регулированию в течение трех дней. Для регистрации декла-

109


Глава 3. Общие положения о праве потребителя

на безопасность товаров, работ и услуг

рации заявитель представляет в федеральный орган исполнительной

власти по техническому регулированию оформленную согласно уста-

новленным требованиям (п. 5 ст. 24 Федерального закона «О техниче-

ском регулировании») декларацию о соответствии. Порядок формиро-

вания и ведения единого реестра деклараций о соответствии, порядок

регистрации деклараций о соответствии, предоставления содержа-

щихся в указанном реестре сведений определяются уполномоченным

Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;

Декларация о соответствии и составляющие доказательствен-

ные материалы документы хранятся у заявителя в течение трех лет с

момента окончания срока действия декларации. Второй экземпляр

декларации о соответствии хранится уполномоченным Правитель-

ством РФ федеральным органом исполнительной власти;

8) обязательная сертификация осуществляется органом по сер-

тификации на основании договора с заявителем. Схемы сертифи-

кации, применяемые для сертификации определенных видов про-

дукции, устанавливаются соответствующим техническим регламен-

том. Соответствие продукции требованиям технических регламентов

подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявите-

лю органом по сертификации.

Сертификат соответствия включает следующие пункты:

наименование и местонахождение заявителя;

наименование и местонахождение изготовителя продукции, про-

шедшей сертификацию;

наименование и местонахождение органа по сертификации, вы-

давшего сертификат соответствия;

информацию об объекте сертификации, позволяющую иденти-

фицировать этот объект;

наименование технического регламента, на соответствие требо-

ваниям которого проводилась сертификация;

информацию о проведенных исследованиях (испытаниях) и

измерениях;

информацию о документах, представленных заявителем в орган

по сертификации в качестве доказательств соответствия продукции

требованиям технических регламентов;

срок действия сертификата соответствия. Этот срок определяет-

ся техническим регламентом.

110


§4. Правовое обеспечение санитарно-эпидемиологического

благополучия потребителей в РФ

Форма сертификата соответствия утверждается федеральным

органом исполнительной власти по техническому регулированию.

Порядок организации обязательной сертификации состоит из сле-

дующих основных организационных моментов:

а) обязательная сертификация осуществляется органом по серти-

фикации, аккредитованным в порядке, установленном Правитель-

ством РФ, в функции которого входят:

привлечение на договорной основе для проведения исследований

(испытаний) и измерений испытательных лабораторий (центров),

аккредитованных в порядке, установленном Правительством РФ;

осуществление контроля за объектами сертификации, если та-

кой контроль предусмотрен соответствующей схемой обязательной

сертификации и договором;

ведение реестра выданных им сертификатов соответствия;

информирование соответствующих органов государственного

контроля (надзора) за соблюдением требований технических рег-

ламентов о продукции, поступившей на сертификацию, но не про-

шедшей ее;

выдача сертификатов соответствия, приостановление или пре-

кращение действия выданных им сертификатов соответствия и ин-

формирование об этом федерального органа исполнительной власти,

организующего формирование и ведение единого реестра сертифи-

катов соответствия, и органов государственного контроля (надзора)

за соблюдением требований технических регламентов;

обеспечение предоставления заявителям информации о поряд-

ке проведения обязательной сертификации;

определение стоимости работ по сертификации, выполняемых в

соответствии с договором с заявителем;

в порядке, установленном соответствующим техническим регла-

ментом, принятие решения о продлении срока действия сертифи-

ката соответствия, в том числе по результатам проведенного конт-

роля за сертифицированными объектами;

б) федеральный орган исполнительной власти по техническому

регулированию ведет единый реестр выданных сертификатов соот-

ветствия. Порядок формирования и ведения этого реестра, порядок

предоставления содержащихся в нем сведений и оплаты за их предо-

ставление, а также федеральный орган исполнительной власти, ор-

111


Глава 3. Общие положения о праве потребителя

на безопасность товаров, работ и услуг

ганизующий формирование и ведение указанного реестра, опреде-

ляются Правительством РФ;

в) исследования (испытания) и измерения продукции при осуще-

ствлении обязательной сертификации проводятся аккредитованны-

ми испытательными лабораториями (центрами). Аккредитованные

испытательные лаборатории (центры) проводят исследования (ис-

пытания) и измерения продукции в пределах своей области аккре-

дитации на условиях договоров с органами по сертификации. Они

не вправе предоставлять аккредитованным испытательным лабора-

ториям (центрам) сведения о заявителе. Такая лаборатория (центр)

оформляет результаты исследований (испытаний) и измерений со-

ответствующими протоколами, на основании которых орган по сер-

тификации принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче

сертификата соответствия. Аккредитованная испытательная лабо-

ратория (центр) обязана обеспечить достоверность результатов ис-

следований (испытаний) и измерений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: