Необходимость обязательного подтверждения соответствия то-
варов, работ и услуг установленным требованиям в силу п. 4 ст. 7 За-
кона РФ «О защите прав потребителей» является одним из основных
См.: Парций Я.Е. Указ. соч.
§3. Техническое регулирование как правовое средство обеспечения
безопасности жизни, здоровья и имущества потребителей...
средств обеспечения безопасности товаров, работ и услуг, предостав-
ляемых потребителю. Если на товары, работы и услуги законом или
в установленном им порядке определены обязательные требования,
обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя,
окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу
потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требо-
ваниям подлежит обязательному подтверждению в порядке, преду-
смотренном законом и иными правовыми актами.
Порядок обязательного подтверждения соответствия закреплен в
Федеральном законе «О техническом регулировании», который ре-
гулирует отношения, возникающие:
при разработке, принятии, применении и исполнении обяза-
тельных требований к продукции или к связанным с ними процес-
сам проектирования (включая изыскания), производства, строитель-
ства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реали-
зации и утилизации;
при разработке, принятии, применении и исполнении на добро-
вольной основе требований к продукции, процессам проектирова-
ния (включая изыскания), производства, строительства, монтажа,
наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утили-
зации, выполнения работ или оказания услуг;
при оценке соответствия.
Техническим регламентом признается в соответствии с действую-
щим законодательством документ, который принят международ-
ным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном
законодательством РФ, или межправительственным соглашением,
заключенным в порядке, установленном законодательством РФ,
или федеральным законом, или указом Президента РФ, или по-
становлением Правительства РФ, или нормативным правовым ак-
том федерального органа исполнительной власти по техническо-
му регулированию и устанавливает обязательные для применения
и исполнения требования к объектам технического регулирова-
ния (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружени-
ям или к связанным с требованиями к продукции процессам про-
ектирования (включая изыскания), производства, строительства,
монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализа-
ции и утилизации).
97
Глава 3. Общие положения о праве потребителя
на безопасность товаров, работ и услуг
Анализ действующего законодательства позволяет выделить сле-
дующие особенности технических регламентов:
1) технические регламенты принимаются в целях:
защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических
или юридических лиц, государственного или муниципального
имущества;
охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и
растений;
п р е д у п р е ж д е н и я д е й с т в и й, в в о д я щ и х в з а б л у ж д е н и е
приобретателей;
обеспечения энергетической эффективности. Принятие техни-
ческих регламентов в иных целях не допускается;
2) технические регламенты с учетом степени риска причинения
вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспе-
чивающие: безопасность излучений; биологическую безопасность;
взрывобезопасность; механическую безопасность; пожарную без-
опасность; промышленную безопасность; термическую безопас-
ность; химическую безопасность; электрическую безопасность;
ядерную и радиационную безопасность; электромагнитную совме-
стимость в части обеспечения безопасности работы приборов и обо-
рудования; единство измерений и др.;
3) содержание технических регламентов включает:
перечень и (или) описание объектов технического регулирова-
ния, требования к этим объектам и правила их идентификации в це-
лях применения технического регламента;
правила и формы оценки соответствия, определяемые с учетом
степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отноше-
нии каждого объекта технического регулирования и (или) требова-
ния к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и пра-
вилам их нанесения;
требования энергетической эффективности;
схемы подтверждения соответствия, порядок продления срока
действия выданного сертификата соответствия;
обязательные требования к продукции или к связанным с ней
процессам проектирования (включая изыскания), производства,
строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, пере-
возки, реализации и утилизации;
98
§3. Техническое регулирование как правовое средство обеспечения
безопасности жизни, здоровья и имущества потребителей...
требования к характеристикам продукции или к связанным с ней
процессам проектирования (включая изыскания), производства,
строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, пере-
возки, реализации и утилизации, кроме требований к конструкции
и исполнению, за исключением тех случаев, когда из-за отсутствия
требований к конструкции и исполнению с учетом степени риска
причинения вреда не обеспечивается достижение названных целей
принятия технического регламента;
специальные требования к продукции или к связанным с ней про-
цессам проектирования (включая изыскания), производства, строи-
тельства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реа-
лизации и утилизации, требования к терминологии, упаковке, мар-
кировке или этикеткам и правилам их нанесения, обеспечивающие
защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, бере-
менных женщин, кормящих матерей, инвалидов);
требование, касающееся информирования приобретателя о возмож-
ном вреде и о факторах, от которых он зависит. Однако по общему пра-
вилу технические регламенты не могут содержать требования к продук-
ции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый
при длительном использовании этой продукции и зависящий от дру-
гих факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска;
специальные требования к продукции или к связанным с ней про-
цессам проектирования (включая изыскания), производства, строи-
тельства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реа-
лизации и утилизации, требования к терминологии, упаковке, мар-
кировке или этикеткам и правилам их нанесения, применяемые в
отдельных местах происхождения продукции, если отсутствие таких
требований в силу климатических и географических особенностей
приведет к недостижению целей, указанных выше;
минимально необходимые ветеринарно-санитарные и фитосани-
тарные меры в отношении продукции, происходящей из отдельных
стран и (или) мест, в том числе ограничения ввоза, использования,
хранения, перевозки, реализации и утилизации, обеспечивающие
биологическую безопасность (независимо от способов обеспечения
безопасности, использованных изготовителем).
Ветеринарно-санитарными и фитосанитарными мерами могут
предусматриваться требования к продукции, методам ее обработки и
99
Глава 3. Общие положения о праве потребителя
на безопасность товаров, работ и услуг
производства, процедурам испытания продукции, инспектирования,
подтверждения соответствия, карантинные правила, в том числе тре-
бования, связанные с перевозкой животных и растений, необходимых
для обеспечения жизни или здоровья животных и растений во время
их перевозки, материалы, а также методы и процедуры отбора проб,
методы исследования и оценки риска и иные содержащиеся в техни-
ческих регламентах требования. Ветеринарно-санитарные и фитоса-
нитарные меры разрабатываются и применяются на основе научных
данных, а также с учетом соответствующих международных стандар-
тов, рекомендаций и других документов международных организаций
в целях соблюдения необходимого уровня ветеринарно-санитарной
и фитосанитарной защиты, который определяется с учетом степени
фактического научно обоснованного риска. При оценке степени рис-
ка могут приниматься во внимание положения международных стан-
дартов, рекомендации международных организаций, участником ко-
торых является Российская Федерация, распространенность заболе-
ваний и вредителей, а также применяемые поставщиками меры по
борьбе с заболеваниями и вредителями, экологические условия, эко-
номические последствия, связанные с возможным причинением вре-
да, размеры расходов на предотвращение причинения вреда.
Обязательные требования к продукции или к связанным с нею про-
цессам проектирования (включая изыскания), производства, строи-
тельства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки,
реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия,
правилам идентификации, требованиям к терминологии, упаковке,
маркировке или этикеткам и правилам их нанесения имеют прямое
действие на всей территории РФ и могут быть изменены только пу-
тем внесения изменений и дополнений в соответствующий техниче-
ский регламент. Не включенные в технические регламенты такие тре-
бования не могут носить обязательный характер;
4) технические регламенты применяются одинаковым образом
и в равной мере независимо от страны и (или) места происхож-
дения продукции или осуществления связанных с требования-
ми к продукции процессов проектирования (включая изыска-
ния), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуа-
тации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов
или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридиче-
100
§3. Техническое регулирование как правовое средство обеспечения
безопасности жизни, здоровья и имущества потребителей...
ских лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продав-
цами, приобретателями;
5) разработчиком проекта технического регламента может быть
любое лицо. О разработке проекта технического регламента должно
быть опубликовано уведомление в печатном издании федерально-
го органа исполнительной власти по техническому регулированию
и в информационной системе общего пользования в электронно-
цифровой форме.
С момента опубликования уведомления о разработке проекта тех-
нического регламента такой проект должен быть доступен заинте-
ресованным лицам для ознакомления. Разработчик обязан по тре-
бованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта.
Разработчик дорабатывает проект технического регламента с уче-
том полученных в письменной форме замечаний заинтересованных
лиц, проводит его публичное обсуждение и составляет перечень по-
лученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с
кратким изложением содержания данных замечаний и результатов
их обсуждения;
6) технический регламент, принимаемый федеральным законом,
постановлением Правительства Российской Федерации или нор-
мативным правовым актом федерального органа исполнительной
власти по техническому регулированию, вступает в силу не ранее
чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования.
Необходимость обязательного подтверждения соответствия опре-
деляется в техническом регламенте на соответствующую продукцию.
Согласно действующему законодательству подтверждение соответ-
ствия — это документальное удостоверение соответствия продукции
или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания),
производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хра-
нения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или
оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям
стандартов, сводов правил или условиям договоров. В указанном опре-
делении для точного уяснения его смысла нуждаются в уточнении сле-
дующие понятия: «продукция», «стандарт» и «свод правил». Термин
«продукция» в законодательстве о техническом регулировании обо-
значает результат деятельности, представленный в материально-ве-
щественной форме и предназначенный для дальнейшего использова-
101
Глава 3. Общие положения о праве потребителя
на безопасность товаров, работ и услуг
ния в хозяйственных и иных целях. Исходя из данного определения,
можно утверждать, что товары, приобретаемые потребителями, вхо-
дят в категорию «продукция», обозначенную в действующем законо-
дательстве. В свою очередь, под стандартом понимается документ, в
котором в целях добровольного многократного использования уста-
навливаются характеристики продукции, правила осуществления и
характеристики процессов проектирования (включая изыскания),
производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хра-
нения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или
оказания услуг, содержащий также правила и методы исследований
(испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к тер-
минологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам. Сводом
правил признается документ в области стандартизации, в котором со-
держатся технические правила и (или) описание процессов проекти-
рования (включая изыскания), производства, строительства, монта-
жа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и ути-
лизации продукции и который применяется на добровольной основе
в целях соблюдения требований технических регламентов.
Подтверждение соответствия осуществляется для следующих
целей:
удостоверения соответствия продукции, процессов проектиро-
вания (включая изыскания), производства, строительства, монта-
жа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и ути-
лизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам,
стандартам, сводам правил, условиям договоров;
содействия приобретателям в компетентном выборе продукции,
работ, услуг;
повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на
российском и международном рынках;
создания условий для обеспечения свободного перемещения то-
варов по территории РФ, а также для осуществления международ-
ного экономического, научно-технического сотрудничества и меж-
дународной торговли.
Подтверждение соответствия осуществляется на основе следую-
щих принципов:
доступности информации о порядке осуществления подтвержде-
ния соответствия заинтересованным лицам;
102
§3. Техническое регулирование как правовое средство обеспечения
безопасности жизни, здоровья и имущества потребителей...
недопустимости применения обязательного подтверждения со-
ответствия к объектам, в отношении которых не установлены тре-
бования технических регламентов;
установления перечня форм и схем обязательного подтвержде-
ния соответствия в отношении определенных видов продукции в со-
ответствующем техническом регламенте;
уменьшения сроков осуществления обязательного подтвержде-
ния соответствия и затрат заявителя;
недопустимости принуждения к осуществлению добровольного
подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе
добровольной сертификации;
защиты имущественных интересов заявителей, соблюдения ком-
мерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществ-
лении подтверждения соответствия;
недопустимости подмены обязательного подтверждения соответ-
ствия добровольной сертификацией.
«Для характеристики принципов подтверждения соответствия, —
отмечает Я.Е. Парций, — следует указать прежде всего на четкое раз-
деление подтверждения соответствия на обязательное и доброволь-
ное, а также на осуществление обязательного подтверждения соот-
ветствия только в отношении продукции, к которой установлены
требования в технических регламентах. Важнейшим принципом
обязательного подтверждения соответствия является установление
перечня форм и схем подтверждения соответствия для определен-
ных видов продукции в технических регламентах, а не в документах,
утверждаемых федеральным органом исполнительной власти. Прак-
тика работы по сертификации в части ее стоимости вызывала мно-
гочисленные жалобы заявителей. Поэтому возведение уменьшения
затрат заявителя и сроков осуществления подтверждения соответ-
ствия в принцип деятельности в этой области выглядит вполне об-
основанным. Данный принцип является одним из элементов обще-
го принципа подтверждения соответствия о защите имущественных
интересов заявителя. Смысл этого принципа состоит в том, чтобы
в результате подтверждения соответствия заявителю не был причи-
нен материальный ущерб»1.
Парций Я.Е. Указ. соч.
103
Глава 3. Общие положения о праве потребителя
на безопасность товаров, работ и услуг
Подтверждение соответствия разрабатывается и применяется рав-
ным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места
происхождения продукции, осуществления процессов проектиро-
вания (включая изыскания), производства, строительства, монтажа,
наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утили-
зации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей
сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполните-
лями, продавцами, приобретателями.
Законодательство о техническом регулировании выделяет сле-
дующие формы подтверждения соответствия исходя из позиции, что
подтверждение соответствия на территории РФ может носить доб-
ровольный или обязательный характер:
1) добровольное подтверждение соответствия осуществляется в
форме добровольной сертификации;
2) обязательное подтверждение соответствия осуществляется в
формах:
принятия декларации о соответствии;
обязательной сертификации.
Сущность добровольного подтверждения соответствия выражает-
ся в осуществлении его по инициативе заявителя на условиях до-
говора между заявителем и органом по сертификации для установ-
ления соответствия национальным стандартам, стандартам орга-
низаций, сводам правил, системам добровольной сертификации и
условиям договоров.
Анализ действующего законодательства позволяет выделить сле-
дующие особенности добровольного подтверждения соответствия:
1) к объектам добровольного подтверждения соответствия относят-
ся продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, пере-
возки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объ-
екты, в отношении которых стандартами, системами добровольной
сертификации и договорами устанавливаются требования. Как упоми-
налось, к объектам добровольного подтверждения необходимо отно-
сить также товары, работы и услуги, приобретаемые потребителями;
2) заявителем является физическое или юридическое лицо, кото-
рое для подтверждения соответствия принимает декларацию о соот-
ветствии или обращается за получением сертификата соответствия,
получает сертификат соответствия;
104
§3. Техническое регулирование как правовое средство обеспечения
безопасности жизни, здоровья и имущества потребителей...
3) орган по сертификации выполняет следующие функции:
осуществляет подтверждение соответствия объектов доброволь-
ного подтверждения соответствия;
выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие доб-
ровольную сертификацию;
предоставляет заявителям право на применение знака соответ-
ствия, если применение знака предусмотрено соответствующей си-
стемой добровольной сертификации;
приостанавливает или прекращает действие выданных им серти-
фикатов соответствия;
4) система добровольной сертификации создается юридическим
лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими
юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателя-
ми. Лицо или лица, создавшие систему добровольной сертификации,
устанавливают перечень объектов, подлежащих сертификации, и их
характеристик, на соответствие которым осуществляется доброволь-
ная сертификация, правила выполнения предусмотренных данной
системой добровольной сертификации работ и порядок их оплаты,
определяют участников данной системы добровольной сертификации;
5) системой добровольной сертификации может предусматри-
ваться применение знака соответствия. Знак соответствия опреде-
ляется как обозначение, служащее для информирования приобрета-
телей о соответствии объекта сертификации требованиям системы
добровольной сертификации или национальному стандарту. Объекты
сертификации, сертифицированные в системе добровольной сер-
тификации, могут маркироваться знаком соответствия этой систе-
мы. Порядок применения такого знака соответствия устанавлива-
ется правилами соответствующей системы добровольной сертифи-
кации. Знак соответствия национальному стандарту применяется
заявителем на добровольной основе любым удобным для заявите-
ля способом в порядке, установленном национальным органом по
стандартизации. Объекты, соответствие которых не подтверждено в
порядке, установленном законодательством, не могут быть марки-
рованы знаком соответствия;
6) система добровольной сертификации может быть зарегистри-
рована федеральным органом исполнительной власти по техниче-
скому регулированию.
105
Глава 3. Общие положения о праве потребителя
на безопасность товаров, работ и услуг
Для регистрации системы добровольной сертификации в данный
орган представляется следующий перечень документов:
свидетельство о государственной регистрации юридического лица
и (или) индивидуального предпринимателя;
правила функционирования системы добровольной сертифи-
кации;
изображение знака соответствия, применяемое в данной системе
добровольной сертификации, если применение знака соответствия
предусмотрено, и порядок применения такого знака;
документ об оплате регистрации системы добровольной
сертификации.
Регистрация системы добровольной сертификации осуществ-
ляется в течение пяти дней с момента представления документов,
предусмотренных настоящим пунктом для регистрации системы
добровольной сертификации, в федеральный орган исполнитель-
ной власти по техническому регулированию. Порядок регистрации
системы добровольной сертификации и размер платы за регистра-
цию устанавливаются Правительством РФ. Плата за регистрацию
системы добровольной сертификации подлежит зачислению в фе-
деральный бюджет.
Отказ в регистрации системы добровольной сертификации до-
пускается только в случае непредставления указанных документов
или совпадения наименования системы и (или) изображения знака
соответствия с наименованием системы и (или) изображением зна-
ка соответствия зарегистрированной ранее системы добровольной
сертификации. Уведомление об отказе направляется заявителю в те-
чение трех дней со дня принятия решения об отказе в регистрации
этой системы с указанием оснований для отказа. Отказ в регистра-
ции системы добровольной сертификации может быть обжалован
в судебном порядке.
Федеральный орган исполнительной власти по техническому ре-
гулированию ведет единый реестр зарегистрированных систем доб-
ровольной сертификации, содержащий сведения о юридических ли-
цах и (или) об индивидуальных предпринимателях, создавших си-
стемы добровольной сертификации, о правилах функционирования
систем добровольной сертификации, знаках соответствия и поряд-
ке их применения. Федеральный орган исполнительной власти по
106
§3. Техническое регулирование как правовое средство обеспечения
безопасности жизни, здоровья и имущества потребителей...
техническому регулированию должен обеспечить доступность све-
дений, содержащихся в едином реестре зарегистрированных систем
добровольной сертификации, заинтересованным лицам.
Сущность обязательного подтверждения соответствия выражается
в том, что оно осуществляется только в случаях, установленных со-
ответствующим техническим регламентом, и исключительно на со-
ответствие требованиям технического регламента.
Обязательное подтверждение имеет следующие особенности:
1) объектом обязательного подтверждения соответствия может
быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ;
2) форма и схемы обязательного подтверждения соответствия мо-
гут устанавливаться только техническим регламентом с учетом сте-
пени риска недостижения целей технических регламентов;
3) как указывалось, обязательное подтверждение соответствия
осуществляется в формах:
принятия декларации о соответствии;
обязательной сертификации;
4) декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют
равную юридическую силу и действуют на всей территории РФ в от-
ношении каждой единицы продукции, выпускаемой в обращение на
территории РФ во время действия декларации о соответствии или сер-
тификата соответствия, в течение срока годности или срока службы
продукции, установленных в соответствии с законодательством РФ;
5) декларирование соответствия осуществляется по одной из сле-
дующих схем:
принятие декларации о соответствии на основании собственных
доказательств;
принятие декларации о соответствии на основании собственных
доказательств и полученных с участием органа по сертификации и
(или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра) (тре-
тья сторона).
В настоящее время единый перечень продукции, подтверждение
соответствия которой осуществляется в форме принятия деклара-
ции о соответствии, утвержден в постановлении Правительства РФ
от 1 декабря 2009 г. № 982 «Об утверждении единого перечня про-
дукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого пе-
речня продукции, подтверждение соответствия которой осуществ-
107
Глава 3. Общие положения о праве потребителя
на безопасность товаров, работ и услуг
ляется в форме принятия декларации о соответствии»1, а порядок
принятия декларации о соответствии утвержден в постановлении
Правительства РФ от 7 июля 1999 г. № 766 в редакции от 1 декабря
2009 г. «Об утверждении Перечня продукции, подлежащей декла-
рированию соответствия, порядка принятия декларации о соответ-
ствии и ее регистрации»2;
6) при декларировании соответствия заявителем может быть за-
регистрированное в соответствии с законодательством РФ на ее тер-
ритории юридическое лицо или физическое лицо в качестве инди-
видуального предпринимателя, либо являющееся изготовителем или
продавцом, либо выполняющее функции иностранного изготовите-
ля на основании договора с ним в части обеспечения соответствия
поставляемой продукции требованиям технических регламентов и
в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции
требованиям технических регламентов (лицо, выполняющее функ-
ции иностранного изготовителя). Круг заявителей устанавливается
определенным техническим регламентом. Схема декларирования
соответствия с участием третьей стороны оговаривается в техниче-
ском регламенте, в случае если отсутствие третьей стороны приво-
дит к недостижению целей подтверждения соответствия;
7) в рамках декларировании соответствия на основании собствен-
ных доказательств заявитель самостоятельно формирует доказатель-
ственные материалы в целях подтверждения соответствия продукции
требованиям технических регламентов. В качестве доказательствен-
ных материалов используются техническая документация, резуль-
таты собственных исследований (испытаний) и измерений и (или)
другие документы, послужившие мотивированным основанием для
подтверждения соответствия продукции требованиям технических
регламентов. Состав доказательственных материалов определяется
соответствующим техническим регламентом.
При декларировании соответствия на основании собственных до-
казательств и полученных с участием третьей стороны заявитель по
своему выбору в дополнение к указанным собственным доказатель-
ствам может:
СЗ РФ. — 2009. — № 50. — Ст. 6096.
Там же. — 1999. — № 29. — Ст. 3746.
§3. Техническое регулирование как правовое средство обеспечения
безопасности жизни, здоровья и имущества потребителей...
включать в доказательственные материалы протоколы исследо-
ваний (испытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной
испытательной лаборатории (центре);
предоставлять сертификат системы качества, в отношении ко-
торого предусматривается контроль (надзор) органа по сертифика-
ции, выдавшего данный сертификат, за объектом сертификации.
Сертификат системы качества может использоваться в соста-
ве доказательств при принятии декларации о соответствии любой
продукции, за исключением случая, если для такой продукции тех-
ническими регламентами предусмотрена иная форма подтвержде-
ния соответствия.
Декларация о соответствии оформляется на русском языке и
должна содержать следующие пункты:
наименование и местонахождение заявителя;
наименование и местонахождение изготовителя;
информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяю-
щую идентифицировать этот объект;
наименование технического регламента, на соответствие требо-
ваниям которого подтверждается продукция;
указание на схему декларирования соответствия;
заявление заявителя о безопасности продукции при ее использо-
вании в соответствии с целевым назначением и принятии заявите-
лем мер по обеспечению соответствия продукции требованиям тех-
нических регламентов;
сведения о проведенных исследованиях (испытаниях) и измере-
ниях, сертификате системы качества, а также документах, послужив-
ших основанием для подтверждения соответствия продукции тре-
бованиям технических регламентов;
срок действия декларации о соответствии;
иные предусмотренные соответствующими техническими рег-
ламентами сведения.
Срок действия декларации о соответствии определяется техни-
ческим регламентом. Форма декларации утверждается федеральным
органом исполнительной власти по техническому регулированию.
Оформленная по установленным правилам декларация подлежит
регистрации федеральным органом исполнительной власти по техни-
ческому регулированию в течение трех дней. Для регистрации декла-
109
Глава 3. Общие положения о праве потребителя
на безопасность товаров, работ и услуг
рации заявитель представляет в федеральный орган исполнительной
власти по техническому регулированию оформленную согласно уста-
новленным требованиям (п. 5 ст. 24 Федерального закона «О техниче-
ском регулировании») декларацию о соответствии. Порядок формиро-
вания и ведения единого реестра деклараций о соответствии, порядок
регистрации деклараций о соответствии, предоставления содержа-
щихся в указанном реестре сведений определяются уполномоченным
Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
Декларация о соответствии и составляющие доказательствен-
ные материалы документы хранятся у заявителя в течение трех лет с
момента окончания срока действия декларации. Второй экземпляр
декларации о соответствии хранится уполномоченным Правитель-
ством РФ федеральным органом исполнительной власти;
8) обязательная сертификация осуществляется органом по сер-
тификации на основании договора с заявителем. Схемы сертифи-
кации, применяемые для сертификации определенных видов про-
дукции, устанавливаются соответствующим техническим регламен-
том. Соответствие продукции требованиям технических регламентов
подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявите-
лю органом по сертификации.
Сертификат соответствия включает следующие пункты:
наименование и местонахождение заявителя;
наименование и местонахождение изготовителя продукции, про-
шедшей сертификацию;
наименование и местонахождение органа по сертификации, вы-
давшего сертификат соответствия;
информацию об объекте сертификации, позволяющую иденти-
фицировать этот объект;
наименование технического регламента, на соответствие требо-
ваниям которого проводилась сертификация;
информацию о проведенных исследованиях (испытаниях) и
измерениях;
информацию о документах, представленных заявителем в орган
по сертификации в качестве доказательств соответствия продукции
требованиям технических регламентов;
срок действия сертификата соответствия. Этот срок определяет-
ся техническим регламентом.
110
§4. Правовое обеспечение санитарно-эпидемиологического
благополучия потребителей в РФ
Форма сертификата соответствия утверждается федеральным
органом исполнительной власти по техническому регулированию.
Порядок организации обязательной сертификации состоит из сле-
дующих основных организационных моментов:
а) обязательная сертификация осуществляется органом по серти-
фикации, аккредитованным в порядке, установленном Правитель-
ством РФ, в функции которого входят:
привлечение на договорной основе для проведения исследований
(испытаний) и измерений испытательных лабораторий (центров),
аккредитованных в порядке, установленном Правительством РФ;
осуществление контроля за объектами сертификации, если та-
кой контроль предусмотрен соответствующей схемой обязательной
сертификации и договором;
ведение реестра выданных им сертификатов соответствия;
информирование соответствующих органов государственного
контроля (надзора) за соблюдением требований технических рег-
ламентов о продукции, поступившей на сертификацию, но не про-
шедшей ее;
выдача сертификатов соответствия, приостановление или пре-
кращение действия выданных им сертификатов соответствия и ин-
формирование об этом федерального органа исполнительной власти,
организующего формирование и ведение единого реестра сертифи-
катов соответствия, и органов государственного контроля (надзора)
за соблюдением требований технических регламентов;
обеспечение предоставления заявителям информации о поряд-
ке проведения обязательной сертификации;
определение стоимости работ по сертификации, выполняемых в
соответствии с договором с заявителем;
в порядке, установленном соответствующим техническим регла-
ментом, принятие решения о продлении срока действия сертифи-
ката соответствия, в том числе по результатам проведенного конт-
роля за сертифицированными объектами;
б) федеральный орган исполнительной власти по техническому
регулированию ведет единый реестр выданных сертификатов соот-
ветствия. Порядок формирования и ведения этого реестра, порядок
предоставления содержащихся в нем сведений и оплаты за их предо-
ставление, а также федеральный орган исполнительной власти, ор-
111
Глава 3. Общие положения о праве потребителя
на безопасность товаров, работ и услуг
ганизующий формирование и ведение указанного реестра, опреде-
ляются Правительством РФ;
в) исследования (испытания) и измерения продукции при осуще-
ствлении обязательной сертификации проводятся аккредитованны-
ми испытательными лабораториями (центрами). Аккредитованные
испытательные лаборатории (центры) проводят исследования (ис-
пытания) и измерения продукции в пределах своей области аккре-
дитации на условиях договоров с органами по сертификации. Они
не вправе предоставлять аккредитованным испытательным лабора-
ториям (центрам) сведения о заявителе. Такая лаборатория (центр)
оформляет результаты исследований (испытаний) и измерений со-
ответствующими протоколами, на основании которых орган по сер-
тификации принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче
сертификата соответствия. Аккредитованная испытательная лабо-
ратория (центр) обязана обеспечить достоверность результатов ис-
следований (испытаний) и измерений.