Органы судебной власти от имени государства применяют меры уголовного принуждения к лицам, виновным в совершении преступлений, разрешают правовые споры между конкретными лицами, а также рассматривают дела об оспаривании правовых предписаний на предмет соответствия правилам более высокой силы (законов — Конституции).
Роль и место судебной власти в современной России
Постсоветская Россия являет собой пример государства, в котором до сих пор существует классическое разделение властей, но де-факто судебная власть в силу различных причин находится в зависимости от власти исполнительной. Такая зависимость влечёт за собой ряд негативных последствий как для экономики, так и для общества в целом, в связи с чем в стране время от времени возникают дискуссии о необходимости продолжения судебной реформы.
Свойства судебной власти
Независимость – при рассмотрении конкретных дел органы судебной власти руководствуются только действующими законами и не зависят от субъективных влияний отдельных граждан и групп граждан, включая представителей других ветвей власти. Независимость судебной власти предотвращает её использование в корыстных интересах, в ущерб обществу и стабильности социальной системы.
Процессуальный порядок деятельности – процедуры рассмотрения конкретных дел и принятия по ним решений определяются только законами и только до начала судебных разбирательств.
Равенство перед законом и судом – равенство граждан и других субъектов судебного разбирательства обеспечивает справедливое и непредвзятое применение законов. В идеале, при рассмотрении дела по существу будет вынесено одно и то же решение любым судом, для любого гражданина (или группы граждан) на основании представленного фактического материала.
Определенность процесса – по любому делу всегда может быть принято окончательное и однозначное решение. Эта характеристика предполагает способность граждан оспорить действия любой ветви власти, а также наличие высшей инстанции, способной разрешить спор.
Основные проблемы взаимодействия судебной власти с законодательной и исполнительной.
Одной из актуальных проблем государственного строительства в условиях конституционного становления России является проблема взаимоотношений всех ветвей власти. В практике построения новой российской государственности она оценивается как основополагающая. Реформы политической и правовой системы в России заставляют по-новому определить и теоретически осмыслить место судебной власти в системе разделения властей, отграничить ее от иных ветвей власти и предложить свое видение проблем по совершенствованию законодательства в обеспечении баланса всех ветвей власти.
Взаимодействие трех властей - процесс сложный и ответственный. Он выражается как в согласовании различных вопросов, так и в определенном влиянии ветвей власти друг на друга. Объективная действительность такова, что все ветви власти нуждаются друг в друге, и лишь в своей совокупности, выступая как элементы единой системы, они образуют единство, именуемое государственной властью. Даже простое ослабление хотя бы одного такого элемента способно привести к разрушению системы, параличу власти в целом, в лучшем же случае - к существенному снижению ее дееспособности[1].
Анализ норм Конституции РФ и действующего законодательства свидетельствует, что судебная власть активно взаимодействует с другими ветвями власти. Существующий механизм взаимодействия состоит в следующем.
Законодательная власть на основе Конституции определяет судебную систему страны, правовой статус судей, процессуальный порядок рассмотрения дел, осуществляет бюджетный контроль. Судьи высших судов назначаются законодательной властью (Советом Федерации).