Восстановление деталей машин методами обработки резанием

Механической обработкой восстанавливаются детали: а) под новый (отличный от номинального) размер; б) под номинальный размер.

Ремонт деталей под новый (отличный от номинального) размер. Его выполняют: методом получения индивидуального размера и методом получения ремонтных размеров.

Метод получения индивидуального размера заключается в том, что более ценную и сложную деталь ремонтируют до устранения повреждения, а сопрягаемую с ней более простую и дешевую деталь или подгоняют под нее, или же делают заново. Размеры деталей произвольны, сохраняется только заданная посадка, взаимозаменяемость отсутствует. При ремонте первой (основной) детали снимается минимальный слой металла, что увеличивает срок службы детали, однако для этого требуется большая затрата времени на подгонку и высокая квалификация рабочего. Этот метод распространяется только на единичные, особо сложные и дорогие детали, а также для некоторых легко подгоняемых деталей (при протачивании подшипников скольжения, при подгонке тормозных колодок) или в случае, когда детали сборочной единицы невзаимозаменяемы.

Ремонт деталей под ремонтный размер. С основной детали (например, цилиндра, поршневого пальца) снимают слой металла, сохраняя первоначальный допуск на размер. Сопряженная деталь (поршень или втулка поршневого пальца) изготовляется под ремонтный размер с сохранением первоначального допуска.

Ремонтным размером называется заранее установленный размер, отличный от заводского, номинального, под который ремонтируется деталь.

Величина первого ремонтного размера детали зависит от износа и припуска на обработку.

Припуск на обработку на сторону для какого-либо вала (рис. 21.1) может быть подсчитан по формуле

где f — величина прогиба вала, допустимого по техническим условиям (для коленчатых валов f прим. 0,05 мм); h — наибольшая радиальная глубина рисок на изношенной поверхности шейки (для коленчатых валов h прим. 0,03 мм); E — неточность базирования (установки) вала на станке (для коленчатого вала с выверкой по индикатору можно принять е = 0,04—0,05 мм).

Рис. 21.1. Схема определения ремонтного размера вала

Величина диаметра вала первого ремонтного размера может быть определена по формуле

где dн — номинальный (первоначальный) диаметр вала; q' — величина радиального износа; 6"— припуск на обработку на сторону.

В этой формуле вычитаемое указывает величину, на которую уменьшается размер вала при ремонте под ремонтный размер. Разность между номинальным диаметром детали и диаметром детали первого ремонтного размера называют ремонтным интервалом и обозначают через у.

Тогда ремонтный интервал

т. е. удвоенному радиальному износу плюс припуск на обработку по диаметру.

Поэтому можно написать: d1=dн—у; d2=d1—y—dн—2y и т. д.

Здесь у — ремонтный интервал, т. е. разница между двумя соседними ремонтными размерами или между номинальным и первым ремонтным размерами.

Число ремонтных размеров

Ремонтные размеры отверстий соответственно будут: D1=Dн + + у; D2 = D1 + y = Dн + 2y, т. е.

При ремонте деталей под ремонтный размер снимается слой металла; при этом уменьшаются механическая прочность и жесткость и повышается удельное давление, а это влияет на срок службы и характер работы детали. Поэтому устанавливают предельный размер (dmin Dmax).

Предельным размером называется такой размер детали, при котором дальнейшая эксплуатация ее или ремонт (путем дальнейшего снятия металла) недопустимы и деталь окончательно бракуется или ремонтируется до номинального размера.

Ремонт способом добавочных ремонтных деталей (ДР). Он широко применяется при восстановлении изношенных отверстий за счет постановки в них гильз, втулки, кольца или ввертыша. Кроме того, этот способ предусматривает замену отдельных частей деталей — дефектную часть удаляют, а вместо нее ставят добавочную деталь. Этот способ ремонта позволяет восстанавливать детали со значительным износом. При этом деталь не нагревается, и поэтому не нарушается ее структура и получается высокое качество ремонта.

Этим способом ремонтируются: 1) отверстия — постановкой ремонтной втулки, гильзы или кольца; 2) валы — напрессовкой втулки, кольца или постановкой полувтулок; 3) детали разнообразной формы — способом удаления дефектного и установки нового элемента детали; заменой зубчатого венца, шлицевой ступицы, шлицевого конца и др.; 4) плоские поверхности — постановкой планок или накладок.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: