цессом интеграции, дезинтеграции, роста, дегенерации, распространения и т. д. Но какая-то единица как логическое подлежащее, об изменении или модификации которой мы ведем речь, должна быть дана. Без такой единицы процесс — это слово, не имеющее смысла. Более того, несмотря на то, что эта единица претерпевает изменение или находится в процессе, она должна мыслиться как сохраняющая свою идентичность в течение всего процесса, в который вовлечена. Любая единица существует до тех пор, пока сохраняет свою тождественность или идентичность. Теряя ее, она перестает существовать как данная единица, как одно и то же логическое подлежащее. Если же она перестает существовать, то не может находиться в каком-либо процессе или претерпевать какое-нибудь изменение, потому что несуществующее не способно ни изменяться, ни оставаться неизменным. По крайней мере, говоря об изменении, мы должны представлять себе его единицу как нечто неизменное, как форму Бытия.
Это примирение непрерывного тождества с изменением — не такое нелогичное дело, как кажется. Оно основано на том факте, что если единица изменения А состоит из необходимых элементов a, bt с, а также других элементов — будь то элемент т, п, f, k, I — или какая-либо их комбинация, которые не являются необходимыми, то А как соединение элементов а, Ь> с может оставаться постоянным и в то же время пребывать в процессе изменения, затрагивающего т, п, f, k, l или их комбинаций; и, таким образом, А может изменяться, не теряя своей идентичности.
|
|
Всякое «становление», изменение, процесс, движение, перемена, динамическое состояние, в противоположность «бытию», предполагает время. Не вдаваясь здесь в обсуждение этой запутанной проблемы, достаточно сказать, что понятие времени, пригодное для описания перемещений материальных тел, часто не подходит для характеристики социальных и культурных процессов. Для них, как правило, нужно использовать другой вид времени — социальное время.
Сказанное о времени справедливо, mutatis mutandis2, и относительно пространства. Любой процесс имеет место где-нибудь и находится в пространственной связи с другими процессами и явлениями, выбранными в качестве точек отсчета. В противном случае процесс не может быть локализован и остается неопределенным. Другая проблема возникает в связи с характером пространства и системой пространственных координат (вектором), используемыми для «дислокации» культурных процессов. Физическое или геометрическое пространство и его системы координат (вектор механики), пригодное для описания пространственных отношений
4. Социокультурные флуктуации
|
|
физических тел, часто оказывается совершенно неподходящим для описания психосоциальных процессов и вообще явлений культуры. Действительно, для адекватного описания многих социокультурных явлений требуется особая категория социального пространства с его собственной системой координат.
Наконец, четвертая необходимая составляющая понятия «процесс», а именно направление, опирается на тот факт, что процесс происходит от чего-то к чему-то, что изменение предполагает переход из одного состояния в другое. Любое динамическое состояние означает некоторую модификацию единицы в категории от... к. Это движение «от... к» и является направлением процесса.
Направления процесса могут быть разнообразными. Их можно свести к четырем видам: направление во времени, направление в пространстве, качественное направление, количественное направление. Направление во времени предполагается, когда мы употребляем такие выражения, как «от прошлого к будущему», «от Средних веков до века машин», «с 2500 дон. э.по 1933г.», «с VI в. до н. э. по IV в. н. э.».
Временная составляющая процесса чаще всего выражается в виде длительности. Относительно многих процессов необходимо знать, сколько времени они продолжались: секунду, час, день, год, столетие.
Другая разновидность направления во времени — временная последовательность. Если даны объекты, качества, события — а, Ь, с, — то какое из них идет первым, какое вторым, а какое последним? Другими словами, каков их порядок во времени?
В этих и многих других формах временная составляющая направления процесса часто оказывается одной из наиболее важных характеристик, которую необходимо знать для теоретических или практических целей. Все такие составляюшяе являются разновидностями направления во времени.
Вторая форма направления процесса — направление в пространстве: либо чисто пространственно-геометрическое направление, как при физическом движении, при любом перемещении материального тела в геометрическом пространстве (типа переезда из Дакоты в Новую Англию); или же направление в социальном пространстве — «восхождение по социальной лестнице», повышение и понижение в должности, социальное сближение, социальное разделение.
В-третьих, процесс может иметь количественную направлен-н°сть. Когда мы говорим о процессе, что он возрастает, уменьшается или остается постоянным; что он растет, убывает, становится