Часть L Введение. Лучшим воплощением данного типа культуры среди великих учений о правильном образе жизни является конфуцианство

Лучшим воплощением данного типа культуры среди великих учений о правильном образе жизни является конфуцианство. Эта ментальность была типична и для древних египтян в «нор­мальные» {не катастрофические) времена их долгой истории, насколько об этом можно судить по сохранившимся фрагмен­там древнеегипетской письменности. На всем протяжении древ­неегипетской литературы не найдешь почти ни одного подлин­ного следа аскетического идеационализма, но зато учений о смешанных формах жизни — в изобилии.

Конфуцианство. Как учение о правильном поведении, система мышления и философско-религиозно-нравственный кодекс конфу­цианство тоже представляет собой смешанный высоко интегриро­ванный тип, правда, отличающийся от аналогичного типа древних египтян. «Изучать таинственное и заниматься волшебством (mar­velous arts) — вот чего я не делаю». «Не зная, что такое жизнь, мож­но ли знать смерть?»го Эти цитаты свидетельствуют о нежелании Конфуция выходить за пределы того, что наблюдается б эмпиричес­ком мире, и, следовательно, о том, что его стремления и интересы оставались в основном в пределах посюстороннего бытия.

Свободная от аскетических элементов, эта система в то же время представляет собой замечательную комбинацию идеаци-онального и чувственного; главная ее цель состоит в том, чтобы указать эмпирическую середину, сохранить равновесие или, вы­ражаясь ее собственным языком, «состояние середины и гармо­нии», то есть такое состояние, «когда эти чувства [удовольствие, гнев, печаль или радость] проявляются в надлежащей степени», «Гармония — это путь, которому должны следовать люди в Поднебесной». Когда дело обстоит так, «все сущее расцветает»21. По своим целям и проповедуемому поведению конфуцианство похоже на то, что мы называем смешанным типом. Оно рекомен­дует надлежащим образом удовлетворять все основные чувствен­ные потребности — но в должной мере, то есть обязательно с теми ограничениями, которые накладывают общественные обязанно­сти, забота о благосостоянии народа и веления Неба.

Все прочее своеобразие конфуцианства сводится к системе мер, которые способствуют достижению этой цели. Такими ме­рами являются: учение о сыновней почтительности, система пяти фундаментальных общественных отношений22; проповедь почтительности и благосклонности; увещевание, обращенное ко всем, начиная с правителя, следовать по пути гармонии; выс­ший социальный идеал — Единоподобное Общество (Society of the Great Similarity)23; моральный кодекс; техническое исполь-

, конкретные примеры основных типов ментальностей 9 5

зование поэзии, музыки, церемоний, обычаев и т. п. в качестве П0дручных средств при решении этой задачи и т. д.24

VI. ЦИНИЧЕСКИ-ЧУВСТВЕННАЯ И ПСЕВДОИДЕАЦИОНАЛЬНАЯ МЕНТАЛЬНОСТИ

Цинически-чувственная форма, как мы увидим в дальнейшем, никем или никогда открыто не поддерживалась. Но на деле, неяв­ным образом, она проникает в сознание и поведение почти всех людей, которые не всегда говорят полную правду, соблюдают пра­вила хорошего тона и светского поведения и при этом зачастую не говорят то, что они думают. Короче говоря, те, кто в какой-то степени являются «лжецами», «лицемерами», «дипломатами», людьми «высокообразованными» и «общительными», «приятны­ми и любезными», «весьма учтивыми, вежливыми и вышколен­ными» и т. п., — все они, в той или иной степени, оказываются носителями этого типа сознания и поведения. Почти всем взрос­лым людям доводится идти на обманы такого рода.

Есть, конечно, индивиды и группы, которые являются носи­телями именно этой формы культурной ментальности: так ска­зать, «профессиональные лгуны» и те, кто всегда готов приспо­сабливаться. Придворные «подхалимы», лизоблюды, в бизнесе, литературе, науке, среди лиц разных профессий — они есть вез­де. Всякий раз, когда рецензент или критик хвалит работу, о которой думает, что она плохая, но не может позволить себе не похвалить ее, чтобы не вылететь с работы, или чтобы удостоить­ся ответной похвалы; когда то же самое делает ученый, поэт, художник; когда служащий льстит начальнику; когда кто-то предпочитает не высказываться против, чтобы «не испортить хороших отношений» и т. д. — в каждой такой ситуации все они поступают согласно нормам цинически-чувственной менталь­ности. И хотя подобные индивиды редко составляют отдельный класс, тем не менее они встречаются в любом обществе.

Наконец, псевдо-идеациональный тип, в большей или мень­шей степени, тоже существовал во все времена и во всех обще­ствах. Все, кто вынужден был жить в тяжелых условиях и не пото-**У что сам их выбрал, а волею обстоятельств; кто вынужден был терпеть свою горькую участь, — из-за собственной ошибки, как многие сидящие в тюрьмах преступники, или, тоже волею обсто­ятельств, подобно рабам, крепостным, побежденным и порабо­щенным; кто должен был из-за нужды и против своего желания заниматься делом, которое им не нравится — все они относятся к псевдо-идеациональному типу. Имя им всегда было легион.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: