Лучшим воплощением данного типа культуры среди великих учений о правильном образе жизни является конфуцианство. Эта ментальность была типична и для древних египтян в «нормальные» {не катастрофические) времена их долгой истории, насколько об этом можно судить по сохранившимся фрагментам древнеегипетской письменности. На всем протяжении древнеегипетской литературы не найдешь почти ни одного подлинного следа аскетического идеационализма, но зато учений о смешанных формах жизни — в изобилии.
Конфуцианство. Как учение о правильном поведении, система мышления и философско-религиозно-нравственный кодекс конфуцианство тоже представляет собой смешанный высоко интегрированный тип, правда, отличающийся от аналогичного типа древних египтян. «Изучать таинственное и заниматься волшебством (marvelous arts) — вот чего я не делаю». «Не зная, что такое жизнь, можно ли знать смерть?»го Эти цитаты свидетельствуют о нежелании Конфуция выходить за пределы того, что наблюдается б эмпирическом мире, и, следовательно, о том, что его стремления и интересы оставались в основном в пределах посюстороннего бытия.
|
|
Свободная от аскетических элементов, эта система в то же время представляет собой замечательную комбинацию идеаци-онального и чувственного; главная ее цель состоит в том, чтобы указать эмпирическую середину, сохранить равновесие или, выражаясь ее собственным языком, «состояние середины и гармонии», то есть такое состояние, «когда эти чувства [удовольствие, гнев, печаль или радость] проявляются в надлежащей степени», «Гармония — это путь, которому должны следовать люди в Поднебесной». Когда дело обстоит так, «все сущее расцветает»21. По своим целям и проповедуемому поведению конфуцианство похоже на то, что мы называем смешанным типом. Оно рекомендует надлежащим образом удовлетворять все основные чувственные потребности — но в должной мере, то есть обязательно с теми ограничениями, которые накладывают общественные обязанности, забота о благосостоянии народа и веления Неба.
Все прочее своеобразие конфуцианства сводится к системе мер, которые способствуют достижению этой цели. Такими мерами являются: учение о сыновней почтительности, система пяти фундаментальных общественных отношений22; проповедь почтительности и благосклонности; увещевание, обращенное ко всем, начиная с правителя, следовать по пути гармонии; высший социальный идеал — Единоподобное Общество (Society of the Great Similarity)23; моральный кодекс; техническое исполь-
, конкретные примеры основных типов ментальностей 9 5
зование поэзии, музыки, церемоний, обычаев и т. п. в качестве П0дручных средств при решении этой задачи и т. д.24
|
|
VI. ЦИНИЧЕСКИ-ЧУВСТВЕННАЯ И ПСЕВДОИДЕАЦИОНАЛЬНАЯ МЕНТАЛЬНОСТИ
Цинически-чувственная форма, как мы увидим в дальнейшем, никем или никогда открыто не поддерживалась. Но на деле, неявным образом, она проникает в сознание и поведение почти всех людей, которые не всегда говорят полную правду, соблюдают правила хорошего тона и светского поведения и при этом зачастую не говорят то, что они думают. Короче говоря, те, кто в какой-то степени являются «лжецами», «лицемерами», «дипломатами», людьми «высокообразованными» и «общительными», «приятными и любезными», «весьма учтивыми, вежливыми и вышколенными» и т. п., — все они, в той или иной степени, оказываются носителями этого типа сознания и поведения. Почти всем взрослым людям доводится идти на обманы такого рода.
Есть, конечно, индивиды и группы, которые являются носителями именно этой формы культурной ментальности: так сказать, «профессиональные лгуны» и те, кто всегда готов приспосабливаться. Придворные «подхалимы», лизоблюды, в бизнесе, литературе, науке, среди лиц разных профессий — они есть везде. Всякий раз, когда рецензент или критик хвалит работу, о которой думает, что она плохая, но не может позволить себе не похвалить ее, чтобы не вылететь с работы, или чтобы удостоиться ответной похвалы; когда то же самое делает ученый, поэт, художник; когда служащий льстит начальнику; когда кто-то предпочитает не высказываться против, чтобы «не испортить хороших отношений» и т. д. — в каждой такой ситуации все они поступают согласно нормам цинически-чувственной ментальности. И хотя подобные индивиды редко составляют отдельный класс, тем не менее они встречаются в любом обществе.
Наконец, псевдо-идеациональный тип, в большей или меньшей степени, тоже существовал во все времена и во всех обществах. Все, кто вынужден был жить в тяжелых условиях и не пото-**У что сам их выбрал, а волею обстоятельств; кто вынужден был терпеть свою горькую участь, — из-за собственной ошибки, как многие сидящие в тюрьмах преступники, или, тоже волею обстоятельств, подобно рабам, крепостным, побежденным и порабощенным; кто должен был из-за нужды и против своего желания заниматься делом, которое им не нравится — все они относятся к псевдо-идеациональному типу. Имя им всегда было легион.