Все вышеизложенное дает ясное представление о характере каждого типа ментальности. Нам удалось показать, что все они существуют в эмпирическом мире культуры и обладают именно теми специфическими свойствами, которыми мы их априорно наделили. В этом отношении наша первая задача выполнена. Классификация культурных мен таль н остей, предложенная в настоящей работе, плодотворна для упорядочения бесконечного хаоса явлений культуры, по крайней мере их внутренних аспектов, и сведения их к нескольким рационально постижимым системам. Если большая посылка данной системы понята, то все, что остается сделать, — это логически вывести заключенное в ней содержание и раскрыть все сокрытые в ней смыслы.
Таким образом, логико-смысловая интерпретация культуры показала свою «эвристическую» ценность. Она позволяет нам набросить сеть логических связей на громадное количество разрозненных явлений культуры, которые зачастую весьма далеки друг от друга, и установить надлежащее место и подлинный смысл каждого фрагмента системы.
|
|
Теперь в нашем распоряжении есть один из ключевых принципов, необходимых для исследования логической интеграции явлений культуры. Анализ типов ментальностей не претендует на то, чтобы быть исчерпывающим; но он достаточен, чтобы приступить к основной задаче настоящего исследования — изучению социокультурных флуктуации. Поэтому теперь мы можем перейти к предварительному описанию тех принципов, которые необходимы для изучения флуктуации и изменения, или динамических аспектов феноменов культуры.
4