Одинаковы ли закономерности развития искусства?

кусства в скульптуре и отчасти в живописи — палеолитическую, неолитическую, греко-римскую и христианскую — и пытается показать, что каждая из этих систем прошла через похожие ос­новные периоды — архаизм, классицизм и, наконец, декаданс. Б каждой из этих стадий черты и стиль всех четырех систем пора­зительно гомогенны. Сходство столь велико, что статуи ранней средневековой Европы (до XII в.) можно легко спутать со скульп­турами архаической Греции (до VI в. до н. э.). На основе огромно­го материала, он пытается показать сходство стадий во всех четы­рех системах и аналогичность их искусства на каждой стадии.

Архаическая стадия искусства палеолита, неолита5, греко-римского (до VI в. до н. э.) и раннесредневекового (до XII в.) периодов демонстрирует одинаково примитивную технику, фронтальность, «боязнь пустоты», отсутствие перспективы или перспективу путем совмещения плоскостей, отсутствие компо­зиционного единства, треугольные головы, «архаическую улыб­ку», низкие лбы и похожее расположение ушей, носа, волос, бо­роды и других частей человеческого тела. Точно так же, если рассмотреть классическую стадию этих четырех систем искусст­ва, особенно греческое искусство V в. до н. э. и христианское искусство XIII в., то между ними обнаружится полное сходство. Техника становится совершенной, статуи оживают, исчезает фронтальность, имеет место простота совершенства. Идеализм достигает расцвета, и искусство теперь либо воспроизводит ис­ключительно положительно ценные и идеальные объекты, либо идеализирует объекты естественные: смертные изображаются как юные боги; люди, пусть даже и старые, показаны как моло­дые и совершенные; нет ничего прозаического, уродливого, де­фективного, низкого. И там и здесь искусство глубоко религи­озно. И там и здесь оно, по сути дела, анонимно, и художники уходят на задний план по сравнению с сообществом: оно локаль­но по деталям, но универсально по теме; вошкгц?ет единство сознания всего общества и является его продуктом; оно рацио­налистично, медитативно-спекулятивно и свободно от всякой чувственности.

Если затем мы возьмем период «перезрелости» — конец клас­сического периода и начало периода упадка микенского, элли­нистического и современного европейского искусства, то опять-таки обнаружим во всех этих искусствах ряд поразительных совпадений. Несмотря на то что их отделяют друг от друга боль­шие промежутки времени, они демонстрируют один и тот же стиль, единый дух и подобие форм и содержания. Мы находим

126 Часть 2. Флуктуация идеационадьной и чувственной форм искусства

искусную технику, которая может воспроизвести что угодно, но не имеет собственной сильной «души», которая смешивает все несовместимые стили и добросовестно имитирует «прими­тивный» стиль. Теперь господствует не идеализм, а чувственный (визуальный) натурализм. Искусство спустилось на землю. Если идеалистическое искусство обожествляло смертных, то нату­ралистическое искусство делает смертными бессмертных. Оно имитирует чувственную природу и эмпирическую реальность. И имеет особую склонность воспроизводить негативные, ужас­ные, жалостливые, страстные, прозаические, живописные и урод­ливые явления жизни.

Следует отметить, что Деонна не удовлетворился просто смут­ными обобщениями, но представил большое количество фак­тического материала. Достоверны или недостоверны главные положения его теории — это мы увидим в ходе дальнейшего ис­следования. А пока рассмотрим еще некоторые теории того же типа. Хорошим примером послужит теория, разрабатываемая Ф. Чамберсом.

Ф. Чамберс тоже пытается доказать, что процесс эволюции искусства и основные его стадии в Древней Греции и Европе очень похожи. Используя литературу и литературную критику в каче­стве основного своего материала, он приходит к таким выво­дам. И в Древней Греции и в Европе искусство прошло через две примерно одинаковые стадии. Первая характеризуется вне-эс­тетической оценкой красоты и изящных искусств. На этой ста­дии все великие художественные произведения создаются не для искусства и не для красоты, а во имя религии, нравственности, патриотизма, гражданственности и тому подобных неэстетичес­ких целей. Изящные искусства и красота сами по себе рассмат­риваются негативно и отвергаются. Тем не менее это не препят­ствует созданию величайших художественных ценностей. Эта стадия продолжалась в Греции вплоть до IV в. до н. э., а в Евро­пе — до эпохи Возрождения и падения классицизма, то есть до эпохи Академий6. На второй стадии возникают оценки изящ­ных искусств как таковых, и красота ради красоты. На этой стадии искусство освобождается от роли служанки религии или других неэстетических ценностей. Возникает «эстетизм», коллекциониро­вание произведений искусства, появляются его знатоки, художе­ственное образование, художественная критика и т. п. Несмот­ря на это, искусство второй стадии едва ли достигает вершин, которые были достигнуты на первой стадии, что предопределя­ет его надвигающийся упадок.

6. Одинаковы ли закономерности развития искусства?

Если теории Деонны и Паланта имеют дело в основном со скульптурой и живописью, то другие теории, содержащие по­добные утверждения относительно единообразия основных ста­дий развития искусств в разных культурах, пытаются обосно­вать свое утверждение на примерах литературы и музыки. Теорию Э. Бове можно взять как показательную для литературы, а тео­рию Ш. Лало — для музыки. Обе эти теории, однако, заходят дальше, чем теории Деонны и Чамберса, и настаивают не только на существовании одних и тех же стадий эволюции этих искусств в разных культурах, но и на повторении этих стадий (или цик­лов) во времени в рамках тех же культур: когда заканчивается один цикл, начинается другой, в иной конкретной форме, но почти с теми же стадиями и, описав свой круг, снова сменяется новым циклом с такими же стадиями и т. д.

Этими теориями список, конечно, не исчерпывается. Суще­ствует много других теорий единообразного развития искусст­ва разных народов и культур. Таковы, например, теории, утвер­ждающие, что искусства разных народов переходят от стадии «физиопластического» к стадии «идеопластического» стиля (М. Ферворн7), от экспрессионизма к импрессионизму СГ. Ше-фер, отчасти А. Ригль, А. Шмарзов), от архитектурного, через скульптурный, к живописному стилю (В. де Лапрад, П. Лигети и др.). Другие теории утверждают, что искусство всех культур в процессе своего развития проходит через стадии декоративную, пластическую, архитектурную и живописную в соответствии с тем или иным Weltbegriff8 (L. Coellin) и т. д. Поскольку многие из этих теорий будут рассмотрены в дальнейшем, мы увидим, что их недостатки весьма схожи с недостатками теорий Деонны, Чамберса, Бове и Лало.

Едва ли можно сомневаться в том, что между художествен­ными системами разных культур много сходства и в крупных и мелких деталях независимо от того, являются ли они результа­том распространения, возникают спонтанно или под влиянием обоих этих факторов, — подобные повторения сходств в про­странстве и во времени вполне заметны.

Однако совсем другое дело утверждать, что основные стадии жизни-истории всех художественных систем одни и те же, что существует единообразная последовательность этих стадий и что, следовательно, жизненная кривая всех художественных систем имеет одну и ту же конфигурацию — с высшей точкой в класси­ческий период — и идет по ниспадающей в направлении от на­чального (архаического) к конечному (постклассическому) пе­риоду. Эти утверждения представляются сомнительными.

128 Часть 2. Флуктуация идеациональной и чувственной форм искусства

В художественных системах разных культур различны харак­тер и последовательность не только общей формы кривой раз­вития искусства и его стадий, но и многих, если не всех, наиболее существенных изменений в стиле искусства.

1) В некоторых культурах самым ранним художественным стилем является преимущественно идеациональный, символи­ческий, идеопластический (Макс Ферворн) или экспрессионистс­кий (Г. Шефер); в других культурах это стиль преимущественно визуальный, импрессионистский, перспективистский, иллюзио­нистский или натуралистический; в каких-то еще — оба стиля обнаруживаются одновременно.

2) Чередования этих стилей с точки зрения продолжитель­ности господства, их частоты, интенсивности смены одного сти­ля другим и т. д. являются в разных культурах опять-таки со­вершенно разными.

3) Искусство одних культур (например, индийской) остает­ся преимущественно идеациональным в течение своей истории, тогда как искусство других культур (например, первобытное, крито-микенское и отчасти греческое) остается преимуществен­но визуальным или натуралистическим.

4) Те же самые утверждения можно сделать и в отношении идеалистического (не путать с идеациональным) и импрессио­нистского стилей (как крайней формы стиля визуального), их наличия или отсутствия, их чередований и т. п.

Во всех этих и многих других отношениях художественные системы разных и особенно сильно отличающихся культур пред­ставляют значительное разнообразие и обнаруживают полное отсутствие какого-либо единообразия. Если мы допустим, что реальная ситуация именно такова, — что мы и попытаемся до­казать в последующих главах настоящей работы, — то законы единообразного развития искусства в разных культурах, едино­образного отставания определенных его видов, единообразных кривых количественно-качественных ритмов развития, — эти и подобные им утверждения, которыми так дорожат линеарис-ты, циклисты, эволюционисты и униформисты в области соци­альных наук XIX-XX вв., вообще не являются законами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: