Одним из наиболее важных видов повторения — как для целей настоящей работы, так и per se' — является повторение (в пространстве и во времени) и флуктуация идеациональ-ного, чувственного (визуального), идеалистического и других смешанных стилей во всех видах и со всеми вторичными характеристиками. Они важны потому, что, поняв их, можно понять и многие существенные черты данного искусства в данный период, которые в противном случае могут показаться бессмысленными membra disjecta2. Важны они и с точки зрения воплощенной в данном искусстве ментальности. Для предварительных замечаний этого достаточно. Теперь — об определениях.
На вкл. I представлено несколько рисунков, на которых изображены знакомые всем геометрические узоры индойцев. Заключенный в них смысл не только весьма отличается от того, что выражают их наглядные формы, но и гораздо сложнее последних. Подлинные смыслы этих рисунков таковы:
На рис. 1 верхняя зигзагообразная линия (а) обозначает землю; прямоугольные поля под ней (Ь) — море, волнуемое ветром. Темные участки прямоугольника (с) олицетворяют штиль на глубоководном месте и т. д.
|
|
Узор на рис. 2 называется «совсем одно облако». Смысл его еще более сложен. Индейцы племени зуньи3 объясняют его следующим образом:
«Когда все танцуют, чтобы вызвать дождь, а она не идет танцевать, то после смерти она идет к Священному Озеру, и когда
130 Часть 2. Флуктуация идеациональной и чувственной форм искусства
души всех умерших возвращаются к зуньи, чтобы сделать дождь, она не может идти с ними, а должна ждать там совсем одна, подобно единственному маленькому облачку, оставшемуся на небе после того, как прошли грозовые облака. Вот она и сидит совсем одна и ждет — и все смотрит и смотрит в разные стороны — не идет ли кто-нибудь. Вот почему мы напрягаем глаза, вглядываясь во все стороны»4.
На рис. 3 разные части обозначают: (а) многоножку; (Ь) траву саванны; (c-f) барвинок; (d) бабочек; (h-j) змей. Смысл рис. 4 такой:
«Крест в центре символизирует четыре облака на горизонте, цветные сегменты, завершающие внутренний круг, — красные и синие птицы, взлетевшие выше облаков. Во втором круге изображены кресты, обозначающие красное, желтое и голубое зерно. Во внешней зоне зигзагообразная линия представляет Мать Восточной Воды, Божество. Девять треугольников между головой и хвостом змеи — это мескаль, который... используется во время молитвы о дожде и о здоровье».
На рис. 5 фигура (а) означает горы, реку и тропинку; фигура (Ь) — палатки с кострами перед ними. Смысл фигур (d) и (с) еще более сложный и абстрактный. Середина представляет собой жизненный путь ребенка. Зеленые точки на ней символизируют «удачу или успех ребенка, которые ждут его в жизни. Зеленое означает рост и развитие; желтое — зрелость и совершенство; красное — кровь, жизнь и счастливую судьбу». Другие части фигур символизируют возраст ребенка, сердце, неожиданные события жизни и т. п.
|
|
Эти примеры свидетельствуют, что в живописи и рисунке существует стиль, где узоры не имеют ничего общего или имеют чрезвычайно отдаленное визуальное (чувственное) сходство с теми значениями, которые символизируют.
На вкл. II помещены египетские рисунки (1-4): кувшин в миске, спящая женщина под одеялом, египетский дворец (в Амарне) и несколько узников. Рядом с ними — картина (рис. 5) под названием «Летний день» известного современного художника (О. Hep-лингера) и рисунки современных детей (рис, 6). Одного взгляда на эти рисунки достаточно, чтобы ощутить их визуальную (чувственную) «неестественность». Здесь перед нами снова ряд картин, которые изображают различные предметы не так, как они воспринимаются нашими глазами, а так, как они существуют в уме художников. При этом внешнее сходство с изображаемыми предметами не имеет значения.
7. Стили в живописи и скульптуре
На рис. 1 (вкл. III) дана репродукция знаменитой картины Пикассо. На ней изображена виолончель или скрипка, но опять же в форме, совершенно отличной от того, как она воспринимается зрительно. То же самое можно сказать и о его «Женщине с лютней» (вкл. IX), и о любой «кубистской», «футуристской» или «модернистской» картине. Они изображают предметы не так, как мы воспринимаем их глазами, а так, как они мыслятся художником в их идеациональной сущности.
Еще несколько примеров. Картины, которые мы рассмотрим, это сцена из саркофага (ок. IV в. н. э., 2) и две сцены Распятия (рис. 3 и 4) с окладов Нового Завета (ок. IX в.). Как бы ни отличались иллюстрации на вкл. II и III друг от друга и от тех, что представлены на вкл. I, у всех у них одна общая черта: они не воспроизводят сцены и предметы так, как те являются нашему взору, — подобное скопление фигур и предметов, нагроможденных друг на друга, с точки зрения естественной перспективы невозможно. Это скорее идеациональные, нежели визуальные или «натуральные» рисунки.
Если теперь сравнить с ними картину, созданную человеком эпохи палеолита, образец которой (бизон, рис. 1) представлен на вклейке IV, картины, созданные в наше время некоторыми первобытными племенами (бушменские изображения на камне, рис. 2), умирающего льва (рис. 3) и газель в степи (рис. 4) из дворца Ассурбанипала в Ниневии или любую другую картину, считающуюся «естественной», то контраст очевиден: картины и рисунки, о которых шла речь ранее, не пытаются изобразить предметы так, как они являются нашим глазам, тогда как все только что рассмотренные образцы стремятся точно передать зрительное впечатление от этих предметов, иначе гогоря, изобразить их так, как мы их видим, и только так.
После этих замечаний и примеров глубокая разница между тем, что я называю здесь идеациональным и вигуа^ьным (чувственным) стилями, должна быть в своих существенных чертах ясна читателю. После этого мы можем приступить к более обстоятельному, более точному анализу этих стилей, а также их промежуточных или смешанных форм.
По своей исконной природе идеациональный и визуальный (чувственный) стили, с точки зрения представляемой ими ментальности, целей и способов изображения предметов, прямо противоположны и столь различны, как это только может быть. Один — «трансцендентен», другой — «эмпиричен» и «наивно романтичен». Один живет в сверхчувственном мире Бытия, дру-
132 Часть 2. Флуктуация идеационаяьнои и чувственной форм искусства
гой — в чувственном мире Становления. Один символичен в своем стремлении изобразить «видимые знаки невидимого мира», другой — «импрессионистичен» и «иллюзорен». Один — статичен, потому что мир Бытия неизменен и всегда остается равным самому себе как Идея Платона, Бог верующего или же Последняя Реальность философа. Другой по своей природе динамичен, потому что его чувственный мир беспрерывно изменяется.
|
|
Какой из этих стилей и ментальностей реальный или реалистический? Спрашивать бесполезно. Ответ зависит от того, что означает реальный, реальность, реалистичный. Если «неизменную сущность предмета», то идеациональный стиль является реалистическим. Если же это означает неустойчивую видимость чувственно воспринимаемого мира, то реалистическим является стиль визуальный.