Начнем наше исследование с вопроса: есть ли какая-либо постоянная тенденция перехода от одного из двух противоположных стилей к другому в процессе исторического развития вообще и от более ранних к более поздним стадиям истории греко-римской и западной культур в частности? Именно эти культуры будут находиться в центре нашего внимания при изучении данной проблемы.
I. СТИЛЬ ПРИМИТИВНОГО ИСКУССТВА: ВИЗУАЛЬНЫЙ ИЛИ ИДЕАЦИОНАЛЬНЫЙ? *
В XIX в. — в эпоху господства теорий эволюции и линейного прогресса — довольно распространенным было мнение, что в развитии художественного стиля наблюдается неуклонная линейная тенденция — однолинейная, спиралевидная или же осциллирующая — от примитивного искусства, представители которого не обладали мастерством и техникой, к современно-му, которое, как полагали, является в высшей степени совершенным. Большинство исследователей рассматрквэти почти все формы того, что обозначается здесь термином «идеациональ-ный стиль», как стиль примитивный из-за неумения художников воспроизвести объект должным образом. Идеациональное и примитивное часто отождествлялись, в то время как любое квалифицированное изображение, выполненное в визуальном стиле, считалось проявлением художественного мастерства, зрелой техники, прогресса в искусстве. Даже сегодня многие люди, глядя на рисунки индейцев, эскимосов, древних египтян, говорят об отсутствии мастерства и примитивности искусства этих народов. Но каким бы естественным ни казалось подобное мне-
6 П. А. Сорокин
146 Часть 2. Флуктуация идеациональной и чувственной форм искусства
ние, оно в большинстве случаев ошибочно. Ошибочность подобных теорий состоит в отождествлении идеационального с незрелым, а визуального — с развитым. В действительности же дело обстоит иначе. Зачастую идеациональный и визуальный стили свидетельствуют не столько о наличии или отсутствии мастерства и высоко развитой техники, сколько о совершенно разных ментальностях. Одна из них, как мы уже видели, является ментальностью, ориентирующейся на Бытие, другая — на Становление.
Чувственная ментальность стремится изобразить физические объекты визуально. Следовательно, ее носители учатся, как это делать. Носители ментальности идеациональной об этом не заботятся. Следовательно, у них нет и соответствующих навыков. Они представляют вещи идеационально.
Если это соответствует истине, то мы должны предположить, что примитивное искусство всех культур может обладать одним из двух противоположных стилей на одной и той же стадии своего развития. Это предположение подтверждается на деле. Некоторым первобытным народам свойствен преимущественно идеациональный стиль, некоторым — преимущественно визуальный, а некоторым — оба. Такое обстоятельство наносит сокрушительный удар по большинству вышеупомянутых теорий линейного развития. Вот данные, подтверждающие это.
Изображения, рисунки и скульптуры, принадлежащие человеку эпохи палеолита, насколько позволяют судить наши знания, являются преимущественно визуальными. Некоторые из них можно назвать даже визуально-импрессионистскими — столь великолепно «засняты» на них животные в движении — северный олень, бизон, мамонт. Когда же мы обращаемся к изображениям, рисункам и скульптурам эпохи неолита, то замечаем, что они менее визуальны и гораздо более идеациональны.
Если же обратиться к искусству сегодняшних первобытных племен, то можно обнаружить, что в нем присутствуют оба стиля. У одних народов преобладает визуальный стиль, у других — идеациональный; у многих других встречаются оба стиля. Но нельзя утверждать, что один преобладает у «более развитых», а другой — у «менее развитых» народов. Вариация стилей не демонстрирует закономерностей подобного рода.
Наряду с этим можно отметить, что идеациональный стиль, как правило, наблюдается чаще всего в религии, магии и других «сакральных» и «иератических»1 сферах социальной жизни —
а флуктуация стилей в живописи и скульптуре 147
независимо от того, какую конкретную форму они принимают, тогда как визуальный стиль чаще всего встречается, причем внутри той же самой культуры, в «мирской», повседневной, обыденной, земной сфере. Даже если в данном обществе преобладает визуальное искусство, идеациональный стиль зачастую сохраняется в таких «иератических» областях, как религия, магические обряды и символы, важные государственные церемонии и торжества. Причина такого распределения стилей — очевидна: поскольку сакральные и иератические сферы социальной жизни связаны со «сверхэмпирическими», трансцендентными, идеационально абстрактными, бестелесными и так или иначе нематериальными ценностями (будь то ценности религиозные или магические или честь и достоинство нации, семейная гордость, патриотизм, справедливость, жертвенность, добродетель), они не могут быть адекватно выражены ни в какой визуальной форме, потому что вообще не имеют формы. Отсюда — необходимость идеациональных знаков или символов для обозначения подобного рода явлений и для того, чтобы сделать их «видимыми». С другой стороны, чисто эмпирические, материальные феномены в большинстве случаев имеют зримую форму, которая может быть представлена визуально. Отсюда — существование визуализма в сферах такого рода.