И. Идеалистическое искусство XIII в

Нарастающий прилив визуализма и спад идеационализма, на­чавшийся в XII в., привел к тому, что на протяжении следующих двух столетий существовала та редкостная, но повторяющаяся высшая гармония обоих стилей в форме высокого идеалисти­ческого искусства, все существенные черты которого напоми­нают великое идеалистическое искусство Греции V — первой половины IV вв. до н. э.

Следовало бы отметить, что идеалистическое искусство та­кого рода возникает именно тогда, когда господствующий иде-ациональный стиль начинает клониться к упадку, а умеренный до той поры визуализм переживает подъем. Но не тогда, когда визуализм умирает, а идеационализм зарождается. Периоды, отмеченные упадком визуализма и усилением идеационализматакие как переход от микенского искусства к архаическому гре­ческому искусству, или от перезрелого римско-эллинистического искусства к христианскому искусству IV-V вв. н. э., или, возмож­но, как те изменения, которые происходят в наше время (о них мы еще поговорим),по-видимому, не способны создать изуми­тельное идеалистическое искусство. Вместо этого идут поиски какой-нибудь альтернативы перезревшему визуализму, которые приводят к неожиданному результату: кубизму, футуризму13 и другим «измам» смешанной природы. Они не являются «ни ры­бой, ни мясом», то есть ни идеационализмом, ни зи^уализмом, ни органическим единством обоих стилей. Этоименно про­тест, поиск чего-то иного взамен «обезумевшего» визуализма,такой поиск едва ли ведет к органическому синтезу. Подоб­ные периоды порождают «модернистские нелепости», которые имеют значение как симптомы, но вовсе не отвечают визуалъ-н°-чувственным чаяниям человека, ищущего «Синюю Птицу»™, или повое и великое искусство.

По-видимому, только идеациональный человек и идеацио-Нальная культура, которые со временем начинают уделять боль-Ще внимания чувственно-эмпирическому миру, но при этом, по

166 Часть Z Флуктуация идеациональной и чувственной форм искусства

крайней мере, наполовину остаются в сверхчувственном мире идеационализма, способны создать великое идеалистическое искусство, соединяющее оба стиля. Именно такой была ситуа­ция в западной культуре XIII в. в целом и в искусстве в частно­сти. Как и в Греции V в. до н. э., здесь мы снова оказываемся в веке веры — всеобъемлющей, постигающей и объясняющей все, в том числе и этот мир. Она все еще не усматривает главной цен­ности в нашем мире, в земной жизни. Она видит ее в мире сверх­чувственном; но божественный план этого сверхчувственного мира теперь каким-то образом включает в себя и мир земной, придавая ему смысл, давая благословение и оправдание. Вот по­чему искусство XIII в. понималось (согласно «Speculum majus» 15 Винцента из Бове) так: 1) зерцало природы (простейшие жи­вотные и растения); 2) зерцало науки (семь муз «тривиума» и «квадривиума» 16, а также восьмая муза — философии); 3) зер­цало добродетелей и религии. Эта последняя функция — самая важная. Ибо главное назначение искусства состояло, естествен­но (естественно для идеалистической культуры), в том, чтобы отражать направляемое свыше развитие человечества, в кото­ром «оно видит только Христа и только Христа ищет в нем»17. Все другие признаки идеалистического искусства так же четко просматриваются в искусстве XIII в. — вершине христианского искусства Европы. Вот некоторые из его характеристик, уже нам известные.

1) Это было не искусство ради искусства, а «Библия в кам­не». Искусство служило средством выражения высшего религи­озного сознания народа.

2) Мы уже видели, что изображаемые фигуры — даже мерт­вых — носили идеализированный характер. Особенно это каса­ется статуй. Позы, жесты, выражения лиц, внешность — все оза­рено возвышенной строгостью религиозного и нравственного идеала.

3) Искусство XIII в. и предшествующих ему столетий, так же как и греческое искусство V в. до н. э. и более раннего времени, выражало общий коллективный идеал и, таким образом, было коллективным творчеством. Так или иначе в нем участвовали все, особенно при строительстве соборов.

4) Опять же, как и в V в. до н. э., искусство XIII в. «стреми­лось убеждать, а не воздействовать на эмоции».

5) Поскольку искусство было делом коллективным и вопло­щало идеал сообщества, выдающиеся художники играли в нем роль всего лишь primus inter pares l8. Сами они не считали свои

g флуктуация основных стилей в западноевропейской живописи167

произведения исключительно своими собственными достижени­ями, не стремились к тому, чтобы проставить на них свое имя или предъявить на них свои авторские права. Не создавали они их и только ради искусства. Они считали искусство служением Богу, трудом ad gloriam Deil9, направленным на осуществление идеала, а вовсе не на получение эстетического наслаждения. Хотя имена некоторых из них (например, Виллара д'Оннекура) изве­стны, большинство художников все же оставались анонимными и их настроение весьма отличалось от настроения визуально-индивидуалистических художников, которые, по крайней мере, хотели обессмертить себя с помощью своих произведений. Ду­ховный настрой художников-идеалистов — тот самый, что чуть раньше был выражен знаменитым Теофилом, который в каче­стве единственной платы за свой труд и наставление просит: «Мо­лись за меня, чтобы смилостивился всемогущий Бог»20.

6) Техника искусства в этот период была уже настолько раз­вита, что большинство исследователей не без основания сравни­вает ее с техникой Фидия и других великих греческих мастеров V в. до н. э.

7) Как и классическое искусство Греции, искусство XIII в. спокойно и сдержанно, в нем нет ни малейшего динамизма (идеи Платона — неизменны), ничего похожего на «шоу» и «живопис­ность»; в нем нет ни патетики, ни сентиментальности, ни эмоци­ональности — и нет беспорядочности.

Таков был этот «золотой век» идеалистического искусства христианской Европы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: