Чувственного визуализма

Поверхностный взгляд на искусство конца XVI-XVII вв. может, казалось бы, навести на мысль, что в течение этого периода живо­пись и скульптура совершают переход от визуализма к идеациона-лизму. Главным основанием для такой точки зрения мог бы послу­жить ужесточившийся нравственный и религиозный контроль за живописью и скульптурой и их «очищение», осуществляемые Цер­ковью согласно постановлению 25-го заседания Тридентского со­бора 34 в 1563 г., а также и другими, светскими органами западного общества того времени. Свое слово сказал и протестантизм с его «иконоборческими» и «пуританскими» тенденциями.

Бок о бок с этим, в области чисто светского искусства приме­чательно учреждение приблизительно в середине XVII в. акаде­мий художествзь (особенно во Франции), с их академическим классицизмом, ориентирующимся якобы на греческое «класси­ческое» искусство и на искусство классиков итальянского Воз­рождения. Академические правила гласили: сначала трдчерк-нуть линию за счет цвета, исключить все случайное, безобразное, индивидуальное, а отчасти и пейзаж, жанровость, портретность. Требовалась идеализация типичного и прекрасного. Все это тоже, по-видимому, подтверждает некоторое ослабление визуа­лизма и сравнительное усиление идеализма.

Тем не менее такое заключение ошибочно. Оно основано на некоторых данных, искусственно подобранных в пользу этого вывода, и не учитывает гораздо большего количества противо­речащих ему фактов. Короче говоря, этот период в действительно­сти претерпевает не отказ от визуализма, а дальнейшее развитие его Успеха за счет ослабления остатков не только идеационализма, но Даже идеализма. Самого беглого обзора основных черт религиоз-

174 Часть 2. Флуктуация идеациональной и чувственной форм искусства

ной и светской живописи и скульптуры данного периода доста­точно, чтобы это стало ясно.

А. Религиозное искусство. Протестантизм занимал иконоборче­скую позицию; поэтому в его рамках религиозное искусство не развивалось, хотя некоторые протестантские художники и об­ращались к религиозным сюжетам. Что касается католическо­го религиозного искусства, то строгая цензура, введенная после Тридентского собора 1563 г. по отношению к религиозным кар­тинам и скульптурам, довольно преуспела в достижении меха­нического подавления «непристойности», «неприкрытости», «наготы» и «легкомыслия». Однако даже и в этом не было пол­ного успеха.

Кроме того, все остальные черты религиозного искусства это­го периода — и по содержанию, и по технике — были еще более визуальными, чем у искусства даже предшествующего периода.

1) Борясь с протестантизмом и другими сектами, искус­ство стало дискуссионно-пропагандистским и политическим. Поэтому дух умиротворения, безмятежной веры, ясности отле­тел от него; теперь оно стояло на земле и было глубоко вовлече­но в политические конфликты.

2) Идеалистическое искусство по сути своей спокойно и безмятежно. Религиозное же искусство XVII в. переполнено по­чти патологической — в смысле садистской — эмоционально­стью и патетикой, особенно при изображениях христианских мучеников, их пыток и страданий, которые рисовались со всеми своими ужасающими подробностями. Сцены отрезания языка, погребения людей в могилах заживо, вспарывания живота и вытаскивания кишок и почек и т. д., — эти сцены, изображен­ные со всеми жуткими подробностями, находятся, очевидно, еще дальше от идеационализма и идеализма, чем группа Лаоко-она или произведения эллинистического и римского чувствен­ного искусства.

3) Такая же абсолютно не-идеациональная и не-идеалис-тическая — почти патологическая — эмоциональность при­сутствует на многочисленных картинах, изображающих экстаз, видения, исступление. Позы изображенных святых и «земных» людей напряжены, лица искажены судорогой. В религиозном, как и в светском, искусстве подобные сцены встречаются по­всеместно. Внутренняя безмятежность и спокойствие идеацио-нального и идеалистического искусства утрачиваются.

9 флуктуация основных стилей в западноевропейской живописи 175

4) Этот период отмечен также чрезвычайным распрос­транением сцен смерти и фигуры самой Смерти, изображен­ных во всей их наглядности и болезненности. (Вкл. XVI и 5 на вкл. VTII). Черепа, трупы, скелеты, сгнившие кости, могилы, гро­бы и тому подобные предметы можно видеть повсюду.

5) Что касается формы, то она, как мы уже видели, ста­ла гораздо более визуальной. Более «живописной» и менее ли­нейной; более динамичной и менее статичной; более яркой, чем раньше; более аллегорической и менее символической. Искус­но построенная перспектива создает иллюзию; «живописная» техника, динамизм поз и выражений, некоторые новые при­емы, позволяющие создавать «реалистические» эффекты и уси­ливать оптический обман — растущее изобилие всего этого бесспорно подчеркивается многими историками и критиками, и поэтому нет необходимости обсуждать это здесь подробно (вкл. XVI).

Если, далее, искусство XVII в. демонстрирует рост визуализ-ма, то мы логически должны ожидать следующие за ним упадок трансцендентального символизма идеационального искусства Средних веков и замену его визуальными аллегориями. Этот вы­вод подтверждается фактами.

«Средние века были эпохой символов... Искусство было глу­боко символичным... Ослабнув уже в XV в., символический дух окончательно сошел на нет в XVII в.» w

На смену ему пришли абстрактные и «земные» аллегории. В искусстве того времени наблюдается целый поток аллегорий: бесчисленные картины и статуи, изображающие Наивность, Смирение, Верность, Стыдливость, Уединение, Скорбь, Истину, Справедливость, Щедрость, Бедность, Бдительность, САлу, Об­ладание, Благоразумие, Память, Волю, Интеллект, Свободу, Дружбу, Сон и все прочие абстракции, которые Чез?ре Рипа со­брал уже в целую энциклопедию «Иконология».

Да, мы находимся в эпохе нарочитой театральности, в эпохе запланированного и «научного» визуализма отчаяния, в эпохе «иллюзии» и экзальтированного «шоу».

В. Светское искусство. Религиозное искусство является те-Перь уже малозаметным течением — по сравнению со светским, к°торое, начиная с этого времени, становится главным. Кроме °го> и в обоих течениях в целом доля религиозных тем продол­жает стремительно сокращаться. Эти два факта достаточно

176 Часть 2, Флуктуация идеационадьной и чувственной форм искусства

красноречиво свидетельствуют о том, что искусство все дальше и дальше удаляется от идеациональной формы и приближается к визуальной.

В других отношениях существенные характеристики светс­кой скульптуры и живописи этого периода являются почти та­кими же, как и у религиозного искусства. Так обстоит дело по той причине, что и то и другое искусство суть проявления гос­подствующего мировоззрения и культуры своего времени.

Если мы захотим охарактеризовать специфические черты ис­кусства конца XVI, XVII, и с некоторыми поправками, первой половины XVIII в., то мы должны будем использовать некото­рые термины, которые употребляются почти всеми историками искусства указанного периода и которые сами по себе свидетель­ствуют о явном визуализме. Термины этого искусства следующие: театральность, иллюзионизм, иллюзионистская искусственность, внешняя показная эффектность, пышность, помпезность, рос­кошь, переизбыток декораций, фривольность, скрытая или яв­ная чувственность, языческая разнузданность, динамизм, пате­тичность. Гримасничающая и конвульсивная экзальтация, подражательный, чисто умозрительный и холодный академизм, с его псевдоидеализмом в совокупности с абсолютно визуаль­ным натурализмом фламандской школы. Таковы характерные черты барокко.

Барокко — это прежде всего театральная помпезность, чрез­мерно подчеркнутое «шоу» и, следовательно, — визуализм. До­статочно посмотреть на какое-либо типичное архитектурное творение, построенное в стиле барокко, и этот театрализован­ный визуализм станет еще очевиднее. А если, помимо внешнего, учесть еще и внутреннее убранство, перенасыщенное зеркала­ми, алым цветом, позолотой, лепниной, ангелочками, представ­ляющими собой помесь религиозных созданий с вульгарными купидонами, — то с первого же взгляда станет ясно, что барок­ко — это мир театрализованного и показного визуализма.

Когда лет через 50-60 эта показная вычурность поднадоела, визуально-театрализованная ментальность сменила страсть к уб­ранству барокко на увлечение логически вытекающим из него стилем рококо. Рококо XVIII в. — непосредственный «продол­жатель» барокко; он относится к тому же театрализованному

9. флуктуация основных стилей в западноевропейской живописи 177

семейству, но убранство изменено — ради разнообразия. Мир рококо — это тот же самый иллюзионистский, искусственный мир — мир видимых поверхностей, но теперь они выполнены в женственной, пасторальной, идиллической, кокетливой манере. Это мир «будуара», с его искусственными скалами, водопадами, ущельями, фонтанами, пастушками и пастушками, купидона­ми и нимфами. Здесь мы видим искусственный хаос кустарников и деревьев (специально в этих целях подстриженных), театрали­зованное «простодушие», в большинстве случаев в китайском сти­ле, и другие экзотические причуды и иллюзионистские затеи рас­слабленного, пресыщенного, скучающего, перезревшего и наполовину старческого общества. Эта капризная игра счита­лась и называлась «возвратом к природе», «простоте» и «невин­ности».

Какие бы различия в скульптуре и живописи того периода ни обнаруживались в разных странах — например, в Голландии, с одной стороны, и Италии, Франции и Испании, — с другой, ка­кими бы глубокими ни были контрасты между художниками одной и той же страны (например, между Рубенсом и Рембранд­том; Караваджо, Карраччи и Бернини в Италии; Пуссеном, Леб-реном и Клодом Лорреном во Франции; Эль Греко, Веласкесом, Мурильо, Сурбараном и Монтаньей в Испании), — почти все они сходятся в том, что их произведения обладают теми особен­ностями визуального искусства барокко, которые были описа­ны выше.

В этот период визуализм принял две главные формы: фламандскую натуралистическую и итало-французскую те­атрализованную. Этой главной тенденции соответствуют и со­путствующие ей явления. Здесь можно назвать рогт ^лдивиду-ализма; превращение художника в профессионала, который в награду за свое искусство пользовался славой, популярностью, наживал богатство, становился близким к великим мира сего; рост так называемого эстетизма; развитие литературы, по­священной проблемам искусства; обилие рассуждений об ис­кусстве; появление знатоков искусства и профессиональных критиков; рост художественного образования и т. д. — все эти сателлиты уже известны по визуальной фазе греко-римс­кого искусства. Во многих отношениях данный период был безусловно похож на эллинистическое и римское искусство II в. до н. э. «Нарастающий сенсуализм привел к возник-живописи [а также и скульптуры], которую Паскаль

7 п.

А- Сорокин

178 Часть 2. Флуктуация идеациональной и чувственной форм искусства

назвал "тщеславной", а мать Анжелика обвиняла ее в том, что она удовлетворяет "два чувства одновременно"»37. Эпоха и куль­тура идеационализма закончилась; позади остался и период иде­ализма XIII в. Европейский мир окончательно вступил в чув­ственно-визуальную стадию культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: