Поверхностный взгляд на искусство конца XVI-XVII вв. может, казалось бы, навести на мысль, что в течение этого периода живопись и скульптура совершают переход от визуализма к идеациона-лизму. Главным основанием для такой точки зрения мог бы послужить ужесточившийся нравственный и религиозный контроль за живописью и скульптурой и их «очищение», осуществляемые Церковью согласно постановлению 25-го заседания Тридентского собора 34 в 1563 г., а также и другими, светскими органами западного общества того времени. Свое слово сказал и протестантизм с его «иконоборческими» и «пуританскими» тенденциями.
Бок о бок с этим, в области чисто светского искусства примечательно учреждение приблизительно в середине XVII в. академий художествзь (особенно во Франции), с их академическим классицизмом, ориентирующимся якобы на греческое «классическое» искусство и на искусство классиков итальянского Возрождения. Академические правила гласили: сначала трдчерк-нуть линию за счет цвета, исключить все случайное, безобразное, индивидуальное, а отчасти и пейзаж, жанровость, портретность. Требовалась идеализация типичного и прекрасного. Все это тоже, по-видимому, подтверждает некоторое ослабление визуализма и сравнительное усиление идеализма.
|
|
Тем не менее такое заключение ошибочно. Оно основано на некоторых данных, искусственно подобранных в пользу этого вывода, и не учитывает гораздо большего количества противоречащих ему фактов. Короче говоря, этот период в действительности претерпевает не отказ от визуализма, а дальнейшее развитие его Успеха за счет ослабления остатков не только идеационализма, но Даже идеализма. Самого беглого обзора основных черт религиоз-
174 Часть 2. Флуктуация идеациональной и чувственной форм искусства
ной и светской живописи и скульптуры данного периода достаточно, чтобы это стало ясно.
А. Религиозное искусство. Протестантизм занимал иконоборческую позицию; поэтому в его рамках религиозное искусство не развивалось, хотя некоторые протестантские художники и обращались к религиозным сюжетам. Что касается католического религиозного искусства, то строгая цензура, введенная после Тридентского собора 1563 г. по отношению к религиозным картинам и скульптурам, довольно преуспела в достижении механического подавления «непристойности», «неприкрытости», «наготы» и «легкомыслия». Однако даже и в этом не было полного успеха.
Кроме того, все остальные черты религиозного искусства этого периода — и по содержанию, и по технике — были еще более визуальными, чем у искусства даже предшествующего периода.
|
|
1) Борясь с протестантизмом и другими сектами, искусство стало дискуссионно-пропагандистским и политическим. Поэтому дух умиротворения, безмятежной веры, ясности отлетел от него; теперь оно стояло на земле и было глубоко вовлечено в политические конфликты.
2) Идеалистическое искусство по сути своей спокойно и безмятежно. Религиозное же искусство XVII в. переполнено почти патологической — в смысле садистской — эмоциональностью и патетикой, особенно при изображениях христианских мучеников, их пыток и страданий, которые рисовались со всеми своими ужасающими подробностями. Сцены отрезания языка, погребения людей в могилах заживо, вспарывания живота и вытаскивания кишок и почек и т. д., — эти сцены, изображенные со всеми жуткими подробностями, находятся, очевидно, еще дальше от идеационализма и идеализма, чем группа Лаоко-она или произведения эллинистического и римского чувственного искусства.
3) Такая же абсолютно не-идеациональная и не-идеалис-тическая — почти патологическая — эмоциональность присутствует на многочисленных картинах, изображающих экстаз, видения, исступление. Позы изображенных святых и «земных» людей напряжены, лица искажены судорогой. В религиозном, как и в светском, искусстве подобные сцены встречаются повсеместно. Внутренняя безмятежность и спокойствие идеацио-нального и идеалистического искусства утрачиваются.
9 флуктуация основных стилей в западноевропейской живописи 175
4) Этот период отмечен также чрезвычайным распространением сцен смерти и фигуры самой Смерти, изображенных во всей их наглядности и болезненности. (Вкл. XVI и 5 на вкл. VTII). Черепа, трупы, скелеты, сгнившие кости, могилы, гробы и тому подобные предметы можно видеть повсюду.
5) Что касается формы, то она, как мы уже видели, стала гораздо более визуальной. Более «живописной» и менее линейной; более динамичной и менее статичной; более яркой, чем раньше; более аллегорической и менее символической. Искусно построенная перспектива создает иллюзию; «живописная» техника, динамизм поз и выражений, некоторые новые приемы, позволяющие создавать «реалистические» эффекты и усиливать оптический обман — растущее изобилие всего этого бесспорно подчеркивается многими историками и критиками, и поэтому нет необходимости обсуждать это здесь подробно (вкл. XVI).
Если, далее, искусство XVII в. демонстрирует рост визуализ-ма, то мы логически должны ожидать следующие за ним упадок трансцендентального символизма идеационального искусства Средних веков и замену его визуальными аллегориями. Этот вывод подтверждается фактами.
«Средние века были эпохой символов... Искусство было глубоко символичным... Ослабнув уже в XV в., символический дух окончательно сошел на нет в XVII в.» w
На смену ему пришли абстрактные и «земные» аллегории. В искусстве того времени наблюдается целый поток аллегорий: бесчисленные картины и статуи, изображающие Наивность, Смирение, Верность, Стыдливость, Уединение, Скорбь, Истину, Справедливость, Щедрость, Бедность, Бдительность, САлу, Обладание, Благоразумие, Память, Волю, Интеллект, Свободу, Дружбу, Сон и все прочие абстракции, которые Чез?ре Рипа собрал уже в целую энциклопедию «Иконология».
Да, мы находимся в эпохе нарочитой театральности, в эпохе запланированного и «научного» визуализма отчаяния, в эпохе «иллюзии» и экзальтированного «шоу».
В. Светское искусство. Религиозное искусство является те-Перь уже малозаметным течением — по сравнению со светским, к°торое, начиная с этого времени, становится главным. Кроме °го> и в обоих течениях в целом доля религиозных тем продолжает стремительно сокращаться. Эти два факта достаточно
176 Часть 2, Флуктуация идеационадьной и чувственной форм искусства
|
|
красноречиво свидетельствуют о том, что искусство все дальше и дальше удаляется от идеациональной формы и приближается к визуальной.
В других отношениях существенные характеристики светской скульптуры и живописи этого периода являются почти такими же, как и у религиозного искусства. Так обстоит дело по той причине, что и то и другое искусство суть проявления господствующего мировоззрения и культуры своего времени.
Если мы захотим охарактеризовать специфические черты искусства конца XVI, XVII, и с некоторыми поправками, первой половины XVIII в., то мы должны будем использовать некоторые термины, которые употребляются почти всеми историками искусства указанного периода и которые сами по себе свидетельствуют о явном визуализме. Термины этого искусства следующие: театральность, иллюзионизм, иллюзионистская искусственность, внешняя показная эффектность, пышность, помпезность, роскошь, переизбыток декораций, фривольность, скрытая или явная чувственность, языческая разнузданность, динамизм, патетичность. Гримасничающая и конвульсивная экзальтация, подражательный, чисто умозрительный и холодный академизм, с его псевдоидеализмом в совокупности с абсолютно визуальным натурализмом фламандской школы. Таковы характерные черты барокко.
Барокко — это прежде всего театральная помпезность, чрезмерно подчеркнутое «шоу» и, следовательно, — визуализм. Достаточно посмотреть на какое-либо типичное архитектурное творение, построенное в стиле барокко, и этот театрализованный визуализм станет еще очевиднее. А если, помимо внешнего, учесть еще и внутреннее убранство, перенасыщенное зеркалами, алым цветом, позолотой, лепниной, ангелочками, представляющими собой помесь религиозных созданий с вульгарными купидонами, — то с первого же взгляда станет ясно, что барокко — это мир театрализованного и показного визуализма.
Когда лет через 50-60 эта показная вычурность поднадоела, визуально-театрализованная ментальность сменила страсть к убранству барокко на увлечение логически вытекающим из него стилем рококо. Рококо XVIII в. — непосредственный «продолжатель» барокко; он относится к тому же театрализованному
|
|
9. флуктуация основных стилей в западноевропейской живописи 177
семейству, но убранство изменено — ради разнообразия. Мир рококо — это тот же самый иллюзионистский, искусственный мир — мир видимых поверхностей, но теперь они выполнены в женственной, пасторальной, идиллической, кокетливой манере. Это мир «будуара», с его искусственными скалами, водопадами, ущельями, фонтанами, пастушками и пастушками, купидонами и нимфами. Здесь мы видим искусственный хаос кустарников и деревьев (специально в этих целях подстриженных), театрализованное «простодушие», в большинстве случаев в китайском стиле, и другие экзотические причуды и иллюзионистские затеи расслабленного, пресыщенного, скучающего, перезревшего и наполовину старческого общества. Эта капризная игра считалась и называлась «возвратом к природе», «простоте» и «невинности».
Какие бы различия в скульптуре и живописи того периода ни обнаруживались в разных странах — например, в Голландии, с одной стороны, и Италии, Франции и Испании, — с другой, какими бы глубокими ни были контрасты между художниками одной и той же страны (например, между Рубенсом и Рембрандтом; Караваджо, Карраччи и Бернини в Италии; Пуссеном, Леб-реном и Клодом Лорреном во Франции; Эль Греко, Веласкесом, Мурильо, Сурбараном и Монтаньей в Испании), — почти все они сходятся в том, что их произведения обладают теми особенностями визуального искусства барокко, которые были описаны выше.
В этот период визуализм принял две главные формы: фламандскую натуралистическую и итало-французскую театрализованную. Этой главной тенденции соответствуют и сопутствующие ей явления. Здесь можно назвать рогт ^лдивиду-ализма; превращение художника в профессионала, который в награду за свое искусство пользовался славой, популярностью, наживал богатство, становился близким к великим мира сего; рост так называемого эстетизма; развитие литературы, посвященной проблемам искусства; обилие рассуждений об искусстве; появление знатоков искусства и профессиональных критиков; рост художественного образования и т. д. — все эти сателлиты уже известны по визуальной фазе греко-римского искусства. Во многих отношениях данный период был безусловно похож на эллинистическое и римское искусство II в. до н. э. «Нарастающий сенсуализм привел к возник-живописи [а также и скульптуры], которую Паскаль
7 п.
А- Сорокин
178 Часть 2. Флуктуация идеациональной и чувственной форм искусства
назвал "тщеславной", а мать Анжелика обвиняла ее в том, что она удовлетворяет "два чувства одновременно"»37. Эпоха и культура идеационализма закончилась; позади остался и период идеализма XIII в. Европейский мир окончательно вступил в чувственно-визуальную стадию культуры.