III. Усиление визуализма в XIV-XVI вв

Волна визуализма между тем продолжала нарастат»* так что «оптимальная» точка изумительного слияния двух противопо­ложных стилей вскоре была пройдена. Существовала она недо­лго (как это было и в случае с греческим идеалистическим искус­ством). В конце XIII в. эта «оптимальная» точка оказалась позади, и искусство XIV-XV вв. уже представляет собой период перехода от истощающегося идеализма к полнокровному визу-ализму. «"Факт" в том, что после высшей точки того, что назы­вают "идеализмом", на свет появляется "реализм"»21.

Визуальная тенденция нарастала в XIV и XV вв., но «этому притягательному искусству еще не хватало мужества» п. Темы искусства становятся более светскими, скорее даже банальными и заурядными. Они делаются все более «плотскими». Если в XIII в.

168 Часть 2. Флуктуация идеациональной и чувственной форм искусства

убранство было строгим и схематичным, то теперь оно становит­ся сложным, запутанным, живописным, даже бурлескным, дела­ясь в качественном отношении все менее цельным и сдержанным. Волнение, динамизм, страстность, эмоциональность, особенно настроения патетики и страха в сочетании со сладострастием — все это начинает проникать в живопись и скульптуру.

Если прежде смертные идеализировались и уподоблялись бо­гам, то теперь боги изображаются как смертные, за исключением тех случаев, когда могущественные земные владыки рисуются в льстивых целях богоподобными. Усиливаются индивидуализм художников, эпикурейство, сладострастие, чувственность. Фак­тически все черты переходного периода от идеализма к визуализ-му, которые мы наблюдали в греческом искусстве IV в. до н. э., повторяются в новой постановке и в иных условиях.

Непоколебимая вера была утрачена, и человек, предоставлен­ный самому себе, его эмоции, страсти, скорби, отчаяние, страда­ние, бок о бок со стремлением обрести спасение в удоволь­ствии — захлестнули христианский мир. Поскольку старый мир (еще недавно казавшийся непоколебимым) распадался на части, а новый еще не обрел уверенности в себе — отчаяние и скорбь становятся понятными. Стоит ли поэтому удивляться, что именно в это время такие темы, как Смерть, со всем ее уродством, danse macabre23, мертвые тела (в том числе и Иису­са Христа), изображаемые во всех подробностях, стали, так сказать, поветрием.

С самого начала XV в. и в течение XVI столетия изображения трупов, мертвых голов и черепов наполнили церкви, церковные витражи, картины24.

Наконец, искусство испытало большое влияние со стороны религиозного театра, его мистерий, в результате чего оно стано­вилось все более театрализованным, то есть визуальным, живо­писующим все те страсти, эмоции и переживания, которые были описаны выше.

Таким образом, религиозное искусство перестало быть не только искусством исключительным и всеобъемлющим, но даже и главным — оно превращалось в мелеющий поток, однако и он не был единым, а распадался на ряд почти незаметных от­дельных ручейков. С этого времени «еще встречаются христи­анские художники, но нет уже больше христианского искусст­ва» 25.

9. Флуктуация основных стилей в западноевропейской живописи 169

Отныне суждение «как в жизни» становится высшей оценкой произведения искусства, а визуальный иллюзионизм — самым фундаментальным критерием художественного мастерства. В точности то же самое наблюдалось и в греческом искусст­ве IV в. до н. э. и последующих столетий и в римском искус­стве, когда обнаружение в произведении иллюзионизма та­кого рода означало высшую похвалу художнику. Как в те времена передавались рассказы о картине с нарисованным виноградом или чем-то еще, столь похожим на настоящее, что животные обманывались и принимали нарисованное за действительное (как, например, виноград, изображенный Зевксидом26), — так и теперь; и Вазари с гордостью расска­зывает о том, что он так удачно нарисовал куст земляники, что павлин принял землянику за настоящую и пытался скле­вать ее с холста.

Соответственно и техника скульптуры и живописи тоже на­чала изменяться в направлении все возрастающей живописнос­ти, иллюзионизма, динамизма, эмоциональности, чувствитель­ности и т. д.

Теперь уже легко понять, как европейская живопись и скуль­птура в период с XV по XVII в. перешла от линеаризма примити­вистов XV в., через классику XVI в., к барокко XVII в., с его чет­ко выраженным живописным искусством. Имеется в виду переход от классического рисунка Леонардо да Винчи, Боттичелли, Дю­рера, Рафаэля, Массейса, Вольфа Хубера, Гольбейна, Сансови-но, Альдегревера> Бенедетто да Майано, Микеланджело (отчас­ти), Альтдорфера, Терборха и др. к живописи Франса Хальса, Ван Дейка, Рембрандта, Веласкеса, Грюневальда, О^аде, Яна Ливенса, Метсю, Ван де Вельде, Бернини, Пюже, пубенса, Ван Гойена, Вермеера, Рейсдала и др.

Эта тенденция к постоянно возрастающей «живописности» сохраняется с небольшими отклонениями почти до конца XVIII в. Затем наступает временное затишье в форме неокласси­цизма, который имитирует подражание античности в эпоху Возрождения. Хотя в техническом исполнении неоклассицизм менее «живописен», чем барокко (и рококо), тем не менее он по-прежнему остается искусством явно визуальным и по фор-Ме> и особенно по содержанию. Фактически неоклассицизм кон-Ца XVIII — начала XIX в. является искусством гораздо более Чувственным и «земным», чем барокко.

170 Часть 2. Флуктуация идеационалъной и чувственной форм искусства

Что касается других особенностей искусства XV и частично XVI вв., то скульптура, как и живопись, обнаруживает ту же са­мую тенденцию к визуализму и является в этом отношении ис­кусством переходного периода. Остатки Средневековья и идеа-ционализма пока еще заметны, но уже ослаблены. Растет (в сознании людей) индивидуализм, а вместе с тем — портретное искусство и жанровость. Усиливаются динамизм и эмоциональ­ность. Светский дух начинает преобладать и в выборе сюжетов, и в манере исполнения. Подобно тому как это было в искусстве Греции IV в. до н. э., все большие «успехи» делают чувственность, сладострастие и эротизм.

В XVI в. — столетии Ренессанса — все эти тенденции стали совершенно отчетливыми. Идеационализм в его чистой форме практически умер; визуализм торжествует. Слегка «разбав­ленный» идеализм все еще теплится и временами вспыхивает, но даже и он больше привязан к земле, чем к небесам. Чаще всего это идеализм эмпирического и чувственно восприни­маемого человеческого тела, ландшафта — вообще визуаль­ной формы, а не идеализация потустороннего и сверхчув­ственного. Фламандская школа живописи развивается как искусство всецело визуальное, чисто «натуралистическое». Итальянские классики идеализируют и украшают представ­ленные ими объекты, но делают это чисто в эмпирическом смысле, с эмпирической точки зрения и — главным обра­зом — с эмпирическими целями. Даже когда они изобража­ют религиозный сюжет, он оказывается «визуализирован­ным», «материализированным», оторванным от своих трансцендентальных небес и облаченным в земную чувствен­ную форму, трактуемым с точки зрения чисто чувственной психологии (рис. 1 на вкл. XV и 5 на вкл. VIII).

Причина в том, что их идеализм был исключительно гумани­стическим, слишком земным, рационалистическим и бескры­лым, чтобы воспарить до небес трансцендентального идеализ­ма — идеализма, который не ведает сомнений на пути слепой и безудержной веры. Здесь же, в этом земном идеализме, облечен­ном в смертного человека, подобная мощь была невозможна. Кроме того, будучи идеализмом земным, по рукам и ногам свя­занным эмпирическим восприятием человека и окружающей его среды, этот стиль не мог, как идеациональное и чисто идеа­листическое искусство, полностью отвлечься от этой эмпири­ческой реальности. Поскольку земной идеализм отрицал мир

о флуктуация основных стилей в западноевропейской живописи 171

трансцендентного, для него существовал только мир эмпири­ческий: его следует изучать и изображать так, как он предстает глазам, и как можно сильнее эстетизировать, но опять-таки пол­ностью ориентируясь на визуальную действительность. «В плас­тическом искусстве самое главное, — говорит Б. Челлини, — уметь изобразить нагого мужчину или нагую женщину»27.

Таков девиз этого искусства. Его мастера учились долго и тер­пеливо, и, как говорил Леонардо да Винчи, это должно было в конце концов превратиться в педантичное и полезное упражне­ние, а не в художественное творчество28. Будучи столь тесно при­вязанными к этой реальности — единственной реальности, в которую мастера действительно верили, — они были не в состо­янии полностью освободиться от нее.

Но главным был общий дух той эпохи, который красноречи­во проявлялся в искусстве.

«[Этому искусству] чужды мистицизм, драматические эф­фекты и спиритуализм. Оно задается целью изобразить бесте­лесный и высший мир, объятые восторгом души, богословские или церковные догматы... [Оно} покинуло христианский и мо­нашеский период, чтобы вступить в период светский и язычес­кий» 29.

В целом процесс перехода от XIV в. к XVI в. в Италии пред­ставляется следующим образом.

«Живопись остается символической и мистической до конца XIV в., в эпоху господства богословия и христианства. Символическая и мистическая школа продолжает существовать до середины XV столетия (Парро Спинелло и Биччи), в период долгой борьбы христианского и языческого духа. В серсд,яге XV в. она нашла своего святого истолкователя в праведной душе, уце­левшей от влияния надвигающегося язычества в уединении мо­настыря (Беато Анжелико). Она... заинтересовалась живым и крепким телом в первые годы XV столетия... [когда] заменили надежду на небесное блаженство исканием счастья здесь, на зем­ле. Она пришла от буквального подражания к чудесному твор­честву (Леонардо да Винчи, Микеланджело)... Она сохранялась в Венеции на полстолетия дольше, чем в других местах... Она стала дряблой во времена Корреджо и застыла при приемниках Микеланджело... когда нравы приобрели внешнюю благоприс­тойность, а умы стали сентиментальными, когда живописец... превратился в лощеного кавалера, когда лавка и подмастерья

172 Част» 2. Флуктуация идеациональной и чувственной форм искусства

уступили место "Академии", когда свободный и дерзновенный художник... сделался придворным дипломатом, преисполнен­ным важности, строго придерживающимся этикета, защитни­ком правил приличия, суетным льстецом прелатов и вель­мож» 30.

В других странах, которые занимали высоты в искусстве жи­вописи в XV-XVI вв., навряд ли была хотя бы и такая реакция ослабевшего идеализма (я имею в виду прежде всего Нидерлан­ды). Голландское искусство, начиная с Хуберта ван Эйка, пре­вратилось в визуализм и оставалось визуальным par excellence31 в течение первой половины XVI в.

Вот превосходная характеристика фламандской школы. После искусства XIII в., почти всецело обращенного к Богу, Моральному и Физическому Порядку как к Творениям Госпо­да, фламандское искусство обращается теперь к изображению таких эмпирических объектов, как «доспехи, блестящее окон­ное стекло, узоры на ковре, шерстяной ворс, обнаженное тело, пушечная громада, морщинистые и заплывшие лица, огром­ные плечи бургомистра или солдата, выпирающий подборо­док и выступающий нос, худющие голени палача, чрезмерно большая голова и крохотное тело ребенка, одежды и обста­новка того времени. Все их творчество направлено на прослав­ление текущей жизни... Искусство спустилось с небес на землю и отныне изображало не божественные, а человеческие собы­тия» п.

К этому списку можно добавить таверну, кухню, спальню, мельницу, прозаические фигуры торговцев, нищих, домохозя­ек — то миловидных, а то уродливых; рыбу, дичь, окорок; при­ватные и общественные собрания; сцены ругани и любовные сцены; уличных мальчишек; фермы; ландшафты.

Другие страны Европы — Франция, Испания, Германия, Анг­лия — занимают промежуточное положение между приземлен­ным идеализмом Италии и чисто визуальным натурализмом Голландии. Чтобы подвести итог общей тенденции, проявляв­шейся во всех европейских странах в конце XV — первой поло­вине XVI в., скажем следующее: в течение этого периода искус­ство «смирения, страдания и печали», покорности, принятия воли Божией.было вытеснено другим искусством, которое Пас­каль определил как «вожделение глаз, вожделение плоти и жаж­ду (orgueil) жизни»эз.

о флуктуация основных стилей в западноевропейской живописи 173

С этого времени началось четкое разделение и даже противо­стояние светского и религиозного искусства (до самого конца XV в. искусство было единым, то есть религиозным). Это разде­ление и тот факт, что религиозное искусство отныне преврати­лось в мелеющее течение, сами по себе являются важнейшими симптомами великого поворота от идеационализма к светско­му и чувствен но-эстетическому визуализму.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: