Часть 3, Флуктуация систем истины и знания

показатели составлены без учета их возможного количественно­го равновесия, это равновесие тем не менее здесь существует — и» в общем, поразительно строгое. Для каждого короткого периода или даже для периодов более длительных представленные выше числа показывают заметное количественное различие в силе со­перничающих течений, но для всего рассматриваемого периода или даже для последних 420 лет они довольно строго уравновеши­вают друг друга. В свете этого набившее оскомину утверждение о том, что одно из направлений навсегда исчезнет, становится с точ­ки зрения науки детским лепетом.

Что касается высших и низших «точек» каждого из течений (как они представлены на диаграмме 15), то самыми заметными периодами в этом смысле являются следующие.

Период с 540 по 380 г. до н. э. — это господство своеобразной смешанной формы, представленной верой в Судьбу, Бога, Fatum, Motpa и Ефариетг]6, пифагорейской верой в мистическую коли­чественную связь между явлениями и т. д. В определенном смысле это своеобразный детерминизм, но весьма отличающийся от чи­сто механистического детерминизма последующего периода. Его по праву можно назвать и индетерминизмом, поскольку предоп­ределенность здесь связывается во многом с «Божественной волей», или «Логосом», индетерминистским по своей природе. В общем, это период смешанных концепций, что характерно для идеалистической культуры. С подобной ситуацией мы уже стал­кивались при изучении систем истины, а также идеализма—мате­риализма. Подлинным расцветом детерминизма в Греции и Риме отмечен период, начинающийся со второй половины IV в. до н. э. и заканчивающийся в I в. н. э., причем пики приходятся на IV в. до н. э. и I в. н. э. Со II в. н. э. начинается его резкий упадок, а после VI в. он становится вообще незаметным.

Теперь наступает черед господства индетерминизма. В пери­од с VI до XIII в. он является монополистом. В XIII в. (столетии, опять-таки заметим, идеалистической культуры) детерминизм появляется снова и стремительно нарастает, достигнув своей наивысшей точки в XVI в. В XVII в. он несколько «сдает», но возобновляет свой подъем в XVIII-XIX вв.

В течение последних четырех столетий оба течения были по­чти равны по своей влиятельности.

Следующий момент, который следует осмыслить, состоит в том, что когда греко-римская культура раскололась на два тече­ния — языческое и христианское (приблизительно с 100 г. н. э. до

20. Флуктуация «первых принципов»; VI. Детерминизм и индетерминизм 463

VI в., когда христианское течение поглотило языческое), язы­ческая, а равным образом и христианская философская мысль в этом отношении (так же как и во всех остальных, рассмотрен­ных выше) развивались практически в одном и том же направ­лении. Оказывается, что языческие, так же как и христианские, мыслители разделились на сторонников двух основополагающих принципов. В обеих группах после II в. почти одновременно воз­никла тенденция к новому усилению индетерминизма, а после III в. — к резкому ослаблению детерминизма. Таким образом, «смена направления», которая наблюдается в данной культуре, в равной степени затрагивает все противоборствующие сторо­ны, несмотря на их разногласия, и каждая из сторон вносит свой вклад в то, чтобы такая «смена» осуществлялась, хотя их пред­ставители даже и не предполагают содействовать этому. Вот ка­кое явление отражают приведенные выше таблицы.

Представленные на них цифры показывают далее, что харак­тер флуктуации не отличается ни единообразием, ни определен­ной периодичностью во времени. В обоих этих отношениях циф­ры демонстрируют поразительное разнообразие.

Что касается вопроса, «почему» происходят эти crescendo и diminuendo7, ответим, что вообще детерминизм флуктурирует параллельно с переменными чувственной культуры (истиной чувств, материализмом, ростом научных открытий, темпора-лизмом, номинализмом, визуальным искусством и т. д.); а инде­терминизм — с переменными культуры идеациональной (исти­ной веры, идеациональньш искусством, реализмом, идеализмом

и т. д.).

Наконец, смесь детерминизма и индетерминизма (то есть и те­ории смешанного типа, и сосуществование обоих течений), по-видимому, должна быть типична для идеалистической культуры.

Господствующим направлением Греции в V-первой полови­не IV в. до н. э., а также и в западной культуре XIII--XIV вв. был «индетерминистский детерминизм» — в том смысле, что движет Вселенной Бог, Судьба или некая другая потусторонняя сила, но движет его в четко обозначенных границах, наподобие той силы, которая изготавливает и запускает в ход часы.

Такова преобладающая концепция схоластов XIII-XIV вв., так *е как и греческих мыслителей указанных выше столетий. И по­добный параллелизм не случаен. Мы уже знаем, что эти периоды Похожи друг на друга по своим системам истины, по соотноше­нию идеализма и материализма, по своему художественному сти-л*о, а теперь видим, что они сходны и в этом пункте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: