показатели составлены без учета их возможного количественного равновесия, это равновесие тем не менее здесь существует — и» в общем, поразительно строгое. Для каждого короткого периода или даже для периодов более длительных представленные выше числа показывают заметное количественное различие в силе соперничающих течений, но для всего рассматриваемого периода или даже для последних 420 лет они довольно строго уравновешивают друг друга. В свете этого набившее оскомину утверждение о том, что одно из направлений навсегда исчезнет, становится с точки зрения науки детским лепетом.
Что касается высших и низших «точек» каждого из течений (как они представлены на диаграмме 15), то самыми заметными периодами в этом смысле являются следующие.
Период с 540 по 380 г. до н. э. — это господство своеобразной смешанной формы, представленной верой в Судьбу, Бога, Fatum, Motpa и Ефариетг]6, пифагорейской верой в мистическую количественную связь между явлениями и т. д. В определенном смысле это своеобразный детерминизм, но весьма отличающийся от чисто механистического детерминизма последующего периода. Его по праву можно назвать и индетерминизмом, поскольку предопределенность здесь связывается во многом с «Божественной волей», или «Логосом», индетерминистским по своей природе. В общем, это период смешанных концепций, что характерно для идеалистической культуры. С подобной ситуацией мы уже сталкивались при изучении систем истины, а также идеализма—материализма. Подлинным расцветом детерминизма в Греции и Риме отмечен период, начинающийся со второй половины IV в. до н. э. и заканчивающийся в I в. н. э., причем пики приходятся на IV в. до н. э. и I в. н. э. Со II в. н. э. начинается его резкий упадок, а после VI в. он становится вообще незаметным.
|
|
Теперь наступает черед господства индетерминизма. В период с VI до XIII в. он является монополистом. В XIII в. (столетии, опять-таки заметим, идеалистической культуры) детерминизм появляется снова и стремительно нарастает, достигнув своей наивысшей точки в XVI в. В XVII в. он несколько «сдает», но возобновляет свой подъем в XVIII-XIX вв.
В течение последних четырех столетий оба течения были почти равны по своей влиятельности.
Следующий момент, который следует осмыслить, состоит в том, что когда греко-римская культура раскололась на два течения — языческое и христианское (приблизительно с 100 г. н. э. до
20. Флуктуация «первых принципов»; VI. Детерминизм и индетерминизм 463
VI в., когда христианское течение поглотило языческое), языческая, а равным образом и христианская философская мысль в этом отношении (так же как и во всех остальных, рассмотренных выше) развивались практически в одном и том же направлении. Оказывается, что языческие, так же как и христианские, мыслители разделились на сторонников двух основополагающих принципов. В обеих группах после II в. почти одновременно возникла тенденция к новому усилению индетерминизма, а после III в. — к резкому ослаблению детерминизма. Таким образом, «смена направления», которая наблюдается в данной культуре, в равной степени затрагивает все противоборствующие стороны, несмотря на их разногласия, и каждая из сторон вносит свой вклад в то, чтобы такая «смена» осуществлялась, хотя их представители даже и не предполагают содействовать этому. Вот какое явление отражают приведенные выше таблицы.
|
|
Представленные на них цифры показывают далее, что характер флуктуации не отличается ни единообразием, ни определенной периодичностью во времени. В обоих этих отношениях цифры демонстрируют поразительное разнообразие.
Что касается вопроса, «почему» происходят эти crescendo и diminuendo7, ответим, что вообще детерминизм флуктурирует параллельно с переменными чувственной культуры (истиной чувств, материализмом, ростом научных открытий, темпора-лизмом, номинализмом, визуальным искусством и т. д.); а индетерминизм — с переменными культуры идеациональной (истиной веры, идеациональньш искусством, реализмом, идеализмом
и т. д.).
Наконец, смесь детерминизма и индетерминизма (то есть и теории смешанного типа, и сосуществование обоих течений), по-видимому, должна быть типична для идеалистической культуры.
Господствующим направлением Греции в V-первой половине IV в. до н. э., а также и в западной культуре XIII--XIV вв. был «индетерминистский детерминизм» — в том смысле, что движет Вселенной Бог, Судьба или некая другая потусторонняя сила, но движет его в четко обозначенных границах, наподобие той силы, которая изготавливает и запускает в ход часы.
Такова преобладающая концепция схоластов XIII-XIV вв., так *е как и греческих мыслителей указанных выше столетий. И подобный параллелизм не случаен. Мы уже знаем, что эти периоды Похожи друг на друга по своим системам истины, по соотношению идеализма и материализма, по своему художественному сти-л*о, а теперь видим, что они сходны и в этом пункте.