Что касается недавнего периода — 1880-1920 гг., то здесь наблюдается небольшой (в количественном отношении) спад детерминизма. По всей вероятности, он должен был сопровождаться и качественным спадом. Период с 1920 по 1957 г. отмечен дальнейшим — количественным и качественным — упадком детерминизма. Если примерно в середине XIX в. ученые и мыслители верили в своеобразный «железный детерминизм», непреклонный, неизменный, жесткий и неизбежный, то в XX в. он в значительной степени смягчился: неизменные и необходимые связи все больше уступали место простой вероятности, которая мало предполагает (если предполагает вообще) наличие «необходимости», «неизбежности» или хотя бы постоянства. «Единообразие отношений» между Л и В, рассматриваемое с точки зрения вероятности, значительно отличается от «строгого детерминизма» и отмечено такой свободой, которая очень близко подходит к «консервативному индетерминизму». Каузальность уже в значительной степени заменена а) «принципом неопределенности» Гейзенберга8; Ь) случайными или вероятностными закономерностями на уровне макрофизического мира; с) фантастическими «скачками квантов» в субатомном мире; d) «свободной волей», «волюнтаристским решением» и «имманентным самоуправлением», независимым от необходимости и случайности на значительном пространстве психосоциального человеческого мира. Такова точка зрения большинства ведущих ученых и мыслителей современности.
|
|
Этот количественный спад и качественное смягчение детерминизма — несомненный признак «реакции» на жесткий детерминизм чувственной культуры. Это своеобразный мятеж против чувственных форм и чувственных переменных, с которым мы уже сталкивались при исследовании практически всех составных частей культуры конца XDC-XX вв. Он еще раз свидетельствует о том, что это «восстание» происходит во всех областях культуры.
21