достигнутым тем или иным народом и т. д., с монотонно повторяющимся рефреном: «Да здравствует эволюция и прогресс, которые ведут человечество по пути бесконечного улучшения и совершенствования». Если представить на минуту, что эта концепция не появилась бы или не пользовалась бы успехом, то можно быть уверенным: три четверти работ, проблем и теорий, созданных в социальных науках после О. Конта, тоже никогда бы не возникло.
В мои намерения не входит описывать в этой главе подробную историю флуктуации влияния каждой из трех основных концепций. Обстоятельства времени и места не позволяют сделать это, каким бы увлекательным ни казался этот предмет и как бы ни хотелось мне написать о нем. Вместо этого я в самом кратком виде обрисую наиболее важные тенденции «распределения в пространстве» и колебаний во времени каждой из этих концепций. Основные предположения, относящиеся к главной теме данного исследования, можно резюмировать так.
A. Степень влиятельности линейной, цикличной и смешанной концепций испытывает флуктуации за время своего существования в рамках греко-римской и западной культур.
|
|
B. Эти флуктуации в значительной степени зависят от флуктуации идеационального, идеалистического и чувственного типов культуры.
1) Прогрессивно-линейная концепция мирового развития и особенно развития человечества имеет тенденцию увеличивать свое влияние по мере усиления чувственной культуры. Когда же последняя становится перезрелой и начинает склоняться к упадку, то на смену прогрессивно-линейной концепции приходят теории регрессивно-линейного, циклического, «бесцельно осциллирующего» развития или же разного рода смешанные теории.
2) Некоторые типы цикличных, «бесцельно осциллирующих» и эсхатологических концепций1, с одной или двумя «конечными» точками предела, преобладают, как правило, в периоды и культурах преимущественно идеационального типа. Я имею в виду концепции, в которых циклы и флуктуации рассматриваются не как механические процессы, а как проявления внутренних преобразований, испытываемых последней или подлинной духовной реальностью (Бог, Брахма, Фатум, Дао2 и т. п.). Это значит, что не все концепции циклов и осцилляции относятся к данному типу. Учения, согласно которым циклы и периодические возвращения подчинены чисто механическим закономерностям вроде тех, которым подчинена работа двигателя,
21. Флуктуация «первых принципов»: VII. Концепции процессов 467
не обязательно связаны с идеациональной культурой. Такие учения созвучны скорее фазе упадка чувственной культуры или смешанным культурам вообще.
3) Наконец, в периоды и в культурах преимущественно смешанного типа все эти теории, равно как и учения, имеющие смешанный характер, сосуществуют и соперничают между собой.
Эти положения, хотя их нужно толковать не слишком категорично, допуская некоторые исключения, по-видимому, все-таки описывают «законы» распределения обсуждаемых концепций в социальном пространстве и их пульсаций во времени достаточно точно. Далее представлены самые необходимые пояснения и ссылки на соответствующие факты.