Часть 3. Флуктуация систем истины и знания. достигнутым тем или иным народом и т

достигнутым тем или иным народом и т. д., с монотонно повторя­ющимся рефреном: «Да здравствует эволюция и прогресс, кото­рые ведут человечество по пути бесконечного улучшения и совер­шенствования». Если представить на минуту, что эта концепция не появилась бы или не пользовалась бы успехом, то можно быть уве­ренным: три четверти работ, проблем и теорий, созданных в соци­альных науках после О. Конта, тоже никогда бы не возникло.

В мои намерения не входит описывать в этой главе подроб­ную историю флуктуации влияния каждой из трех основных кон­цепций. Обстоятельства времени и места не позволяют сделать это, каким бы увлекательным ни казался этот предмет и как бы ни хотелось мне написать о нем. Вместо этого я в самом крат­ком виде обрисую наиболее важные тенденции «распределения в пространстве» и колебаний во времени каждой из этих кон­цепций. Основные предположения, относящиеся к главной теме данного исследования, можно резюмировать так.

A. Степень влиятельности линейной, цикличной и смешан­ной концепций испытывает флуктуации за время своего суще­ствования в рамках греко-римской и западной культур.

B. Эти флуктуации в значительной степени зависят от флук­туации идеационального, идеалистического и чувственного ти­пов культуры.

1) Прогрессивно-линейная концепция мирового развития и особенно развития человечества имеет тенденцию увеличивать свое влияние по мере усиления чувственной культуры. Когда же последняя становится перезрелой и начинает склоняться к упад­ку, то на смену прогрессивно-линейной концепции приходят теории регрессивно-линейного, циклического, «бесцельно ос­циллирующего» развития или же разного рода смешанные тео­рии.

2) Некоторые типы цикличных, «бесцельно осциллирую­щих» и эсхатологических концепций1, с одной или двумя «ко­нечными» точками предела, преобладают, как правило, в перио­ды и культурах преимущественно идеационального типа. Я имею в виду концепции, в которых циклы и флуктуации рассматри­ваются не как механические процессы, а как проявления внут­ренних преобразований, испытываемых последней или подлин­ной духовной реальностью (Бог, Брахма, Фатум, Дао2 и т. п.). Это значит, что не все концепции циклов и осцилляции отно­сятся к данному типу. Учения, согласно которым циклы и пери­одические возвращения подчинены чисто механическим зако­номерностям вроде тех, которым подчинена работа двигателя,

21. Флуктуация «первых принципов»: VII. Концепции процессов 467

не обязательно связаны с идеациональной культурой. Такие уче­ния созвучны скорее фазе упадка чувственной культуры или сме­шанным культурам вообще.

3) Наконец, в периоды и в культурах преимущественно сме­шанного типа все эти теории, равно как и учения, имеющие сме­шанный характер, сосуществуют и соперничают между собой.

Эти положения, хотя их нужно толковать не слишком кате­горично, допуская некоторые исключения, по-видимому, все-таки описывают «законы» распределения обсуждаемых концеп­ций в социальном пространстве и их пульсаций во времени достаточно точно. Далее представлены самые необходимые по­яснения и ссылки на соответствующие факты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: