визма, агностицизма, критицизма, эмпиризма, вопрос о том, что лежит в основе количественного единообразия, все чаще рассматривался как «метафизический», а чисто математическое описание вероятностной взаимосвязи мыслилось как единственная задача науки и единственный аспект, обладающий научной ценностью.
Эта и некоторые другие тенденции, о которых будет сказано ниже, привели к тому, что в настоящее время причинность сведена к вероятности, к ее математическому вычислению. Расплывчатые «корреляционные связи»17 с низкими коэффициентами корреляций, превратились в формулы с высоким коэффициентом вероятности. Тем самым установлена более совершенная связь переменных. Почему связь носит неопределенный или, наоборот, четко выраженный характер — такой вопрос не ставится, и, следовательно, попыток ответить на него не предпринимается, поскольку он считается «метафизическим».
Чувственные концепции причинности различны также в плане принятия или неприятия категории необходимости как элемента причинной взаимосвязи. Для многих, начиная с Декарта, Ньютона, Лейбница и большинства мыслителей XVII — первой половины XIX вв. (в том числе и для таких «окказионалистов, солипсистов и ассоцианистов» 18, как Мальбранш, Юм, Кант, и для сторонников кантианского критицизма), простая «связь» или «корреляция» — или, используя превосходные термины Юма, «смежность и последовательность» 19 — А и В еще не достаточны, чтобы возвести такую связь на уровень причинности. Кроме того, такая связь должна быть необходимой. Иначе любое post hoc означало бы и propter hoc и причинные отношения ничем не отличались бы от случайных связей.
Другие ученые — к их числу относятся многие сторонники функционально-математической интерпретации и, конечно же, большинство современных статистиков, а также чистых «эмпириков» и «позитивистов» — не настаивают на том, что категория необходимости является элементом причинного отношения. Для них сама эта категория тоже относится к разряду «дурной метафизики», поскольку она не дана нам в чувственном опыте, не может быть наблюдаема и является всего лишь возведением спекулятивной сущности в ранг «научных понятий». Предпочитая говорить о вероятности, они различают только единообразие с высокой или низкой степенью вероятности, которую, соответственно, измеряют с помощью коэффициен-
та вероятности по шкале от нуля до единицы. Единица — высшая вероятность, а нуль фиксирует отсутствие какой бы то ни было связи между переменными. Такая позиция характерна для большинства сторонников этого направления, хотя она обосновывается ими по-разному. И в самом деле, по мере того как мы продвигаемся из XVII в. в XX столетие, эта вторая концепция причинности, отрицающая понятие необходимости и сводящая ее к связи высокой степени вероятности, все больше вытесняет первую, особенно начиная со второй половины XIX в.
В главе о флуктуации детерминизма и индетерминизма было указано на резкий контраст между пониманием причинности в XVIII и в конце XIX вв. В XVIII столетии, как это следует из формулировки Монтескье, даже гражданские законы рассматривались как «необходимые отношения, вытекающие из природы вещей», а теперь даже законы природы считаются всего лишь ассоциациями. Существует громадная разница между каузальным взаимоотношением и законом причинности, понимаемыми как необходимость, и тем же взаимоотношением и тем же законом, понимаемыми как простая связь с высокой или низкой степенью вероятности. Последняя определяется математически, и при этом избегается какое бы то ни было упоминание об идее необходимости. На уровне субатомного мира даже случайные единообразия объявлены сомнительными и заменены фантастическими «прыжками квантов». По этим причинам наш век провозгласили в современной физике веком «каузальной катастрофы». Аналогична и точка зрения, согласно которой в области «ego»20 и психосоциальных явлений объявлен законом волюнтаристский принцип самоуправления, свободного от случайности и необходимости.
Все это означает, что в настоящее время мы наблюдаем успешный мятеж против классической теории чувственной причинности и первые симптомы появления новой идеациональной или идеалистической концепции. Здесь мы еще раз сталкиваемся с бунтом против чувственного порядка, который наблюдали и прежде, в сфере других обсуждаемых нами проблем.
Итак, представленный выше краткий очерк основных транс-Формаций концепции причинности, усиления и ослабления влиятельности ее идеациональных и чувственных форм показыва-ет, что такая флуктуация, действительно, имеет место. Кроме т°го, именно доминирующие идеациональные культуры и периоды создают идеациональные концепции причинности; в пре-