22. Флуктуация основных категорий мышления
Когда после изучения космогонических учений греков и римлян, например, концепций Аристарха Самосского или Клавдия Птолемея, начинаешь знакомиться с космогоническими воззрениями Отцов Церкви и средневековых мыслителей (Исидора Севильского, Беды Достопочтенного, Рабана Мавра, Валафрида Страбона, Гонория, Гуго Сен-Викторского, Петра Ломбардского и др.), то невольно испытываешь удивление или даже изумление от изменений, происшедших в этой области. Сознание полностью изменилось, и мы попадаем из одной — весьма чувственной — атмосферы в нечто совершенно иное — в атмосферу идеационального представления о пространстве и Вселенной.
Чрезвычайно большой контраст проявляется и во многих деталях пространственного образа мира, разработанного в космогонических теориях мыслителей, живших в преимущественно идеациональные и преимущественно чувственные периоды.
Все вышеизложенное дает представление о глубоком различии между идеациональной и чувственной концепциями и указывает на то, что — по итогам нашего исследования — подъем и упадок этих концепций совпадает с соответствующими подъемами и упадками идеациональной и чувственной ментальное-тей.
IV. ИДЕАЦИОНАЛЬНАЯ