летий чувственная концепция причинности в конце концов восторжествовала.
Во-вторых, мыслители и философы шли в одном и том же направлении. Проблема Первопричины и вообще трансцендентной каузальности все меньше привлекает внимание; в то же время изучение эмпирической причинности, господствующей в мире материальных явлений, приобретает все более важное значение. Бог как конечная причина был оставлен лишь в почетной должности номинального руководителя.
«Исследовать надо не конечные, но действующие причины... Мы не будем останавливаться на конечных целях, поставленных Богом или природой при создании естественных вещей: ведь мы не должны позволять себе притязать на участие в Его замыслах. Но, рассматривая Его как действующую причину всех вещей, мы увидим, что именно откроет нам дарованный им естественный свет [способность разумения]... в отношении тех следствий [атрибутов Бога], кои являют нам наши чувства...» 12
Так, в самой осторожной форме была устранена всякая трансцендентная, или идеациональная, причинность и заменена чисто чувственной: необходимой связью между эмпирическими явлениями, которую «являют нам наши чувства».
|
|
Как бы ни различались в некоторых отношениях теории Мальбранша, Беркли или Лейбница от концепции Декарта и между собой — в этом главном пункте — торжественном отправлении идеациональной причины в «почетную отставку» и возведении на ее трон чувственной причинности, — все они были единодушны.
Таким образом, эмпирический мир был не только освобожден от какого бы то ни было вмешательства любого сверхчувственного посредника, но был еще и провозглашен подчиненным чисто механическим законам.
Наконец, когда Кант создал свой «очищающий» критицизм !3, то низведение им понятия причинности в разряд «форм нашего мышления»14 означало ослабление трансцендентально-сти «Почетного Отставника» (каким до этого был Бог) и полное оправдание чисто эмпирической, исключительно чувственной причинности.
Таким образом, осознание чувственной причинности стремительно нарастало, особенно после XVI в., а в конце XVIII в. от идеациональной причинности вообще мало что осталось. В XIX в. она почти полностью была изгнана со столбовой дороги научной и философской мысли.