И чувственная концепции числа

Не ставя здесь своей целью представить очерк истории кон­цепций числа, я просто хочу указать, что этой категорией опе­рируют концепции, глубоко отличающиеся друг от друга. Здесь также можно различать идеациональные и чувственные кон­цепции. В настоящее время большинство из нас представляет число как некую определенную единицу, необходимую для сче­та и количественного измерения. Число и количество, число и величина кажутся нам неотделимыми друг от друга. Число как таковое представляется нам чем-то исключительно количе­ственным, лишенным каких-либо качеств, за исключением ма­тематической характеристики самого числа (четное — нечет­ное, рациональное — иррациональное, простое — сложное и т. д.). Сравнительная величина опять же кажется нам вытека­ющей из величины самих чисел: число «шесть», состоящее из шести единиц, больше, чем «четыре» или «пять». Эти и другие

характеристики, к которым мы привыкли, кажутся нам таки­ми ясными и строго определенными, что какое-либо иное, принципиально отличное понимание числа представляется не­возможным. Особенно непривычна концепция, согласно ко­торой число является скорее неким качеством, чем количе­ством, когда «четыре» может быть больше «шести» и где число служит не для сравнения величин, а для совсем иных целей. И вот, чтобы дать представление о принципиально иной концепции числа, позволю себе процитировать М. Гране, ко­торый описывает следующий случай.

«В книге "Цзо чжуань"24 рассказывается о том, как на воен­ном совете в Китае обсуждается вопрос о том, следует ли насту­пать на противника? Главный военачальник склоняется в пользу наступления, но ему необходимо заручиться поддержкой своих подчиненных и выслушать их мнение. Двенадцать генералов, включая его самого, собираются на совет, и мнения разделяют­ся. Три генерала — против того, чтобы начинать сражение, во­семь — рвутся в бой. Эти восемь являются, естественно, боль­шинством, о чем они и заявляют. Однако мнение, высказанное восемью голосами, не подкрепляется тремя. А три (для китай­ца) — это почти единодушие^ которое означает нечто совсем иное, чем просто большинство. Командующий не будет начи­нать сражение. Он меняет свое решение. Мнение, к которому он присоединяет свой единственный в своем роде голос, становит­ся единодушным»^.

Здесь мы видим пример того, как «три» может быть больше «восьми» и как число может служить не для сравнения количе­ственных величин, а для установления качеств и значений (едино­душия и большинства) и их иерархической лестницы. Он показыва­ет также, что число можно рассматривать как понятие, содержащее в себе качества и свойства, которые не имеют никакого отношения к категории количества. После этого становятся понятными сле­дующие утверждения М. Гране. Они служат прекрасным поясне­нием к тому, что я называю идеациональной или смешанной кон­цепцией числа.

«Идея количества не играет никакой роли в философских воз­зрениях китайцев. Тем не менее числа интересуют мудрецов Древ-^его Китая чрезвычайно... Зная, например, что период эмбри­онального развития человека длится примерно десять месяцев, философ рассуждает так. Символ Неба — единица (1), число 2 °значает Землю, 3 — Человека. Трижды три дает девять; 9 раз

Часть 3. Флуктуация систем истины и знания • 22. Флуктуация основных категорий мышления

по 9 дает 81 (октант26 и единица); единица (1) управляет Солн­цем; число Солнца — 10 [1 (десять)]; Солнце контролирует Че­ловека; вот почему Человек и рождается через десять месяцев. [Отсюда можно понять, почему 81 и 10, 72 и 12 образуют симво­лическое равенство^ тогда как 63 и 54 означают 3 и 4]...»27

Числовые символы распоряжаются любого рода реальнос­тью и любым символом.

«Наряду с их количественной ценностью, числа обладают гораздо более интересной ценностью символической... Они позволяют классифицировать вещи не просто в числовом по­рядке... Китаец использует числа для выражения качеств оп­ределенных скоплений, или для обозначения иерархической шкалы.

Числа служат не для того, чтобы выражать величины, а для того, чтобы приспособить конкретные измерения к пропорци­ям Вселенной»2S.

Приведенные цитаты дают представление о концепции чис­ла, которая принципиально отличается от той, что используем мы. Идеационально-смешанная природа и функции числа в этом случае понятны.

Является ли китайское представление о числе чем-то уникаль­ным? Ни в коем случае. Идеациональная «нумерология» (если воспользоваться выражением Э. Белла)29 широко распростра­нена за пределами Китая. Кто, например, не знает о пифагорей­ском нумерологическом мистицизме? Как справедливо замеча­ет Э. Шаванн, китайская нумерология по своему характеру является разновидностью именно пифагорейской. Для пифаго­рейцев (в том числе и для Филолая), согласно сохранившемуся утверждению Ямвлиха, «числа — это непрерывные причины всего, что происходит в мире... Единица есть начало чисел и все­го, что существует и соответствует богу»30.

Таким же образом приписываются мистическое значение и могущество определенным числам — 10, 3, 7 и некоторым Дру­гим. По своим качественным функциям разные числа могут быть равны друг другу. Меньшее в количественном отношении может быть большим в качественном, а равные числа (скажем, 72, полученное в результате умножения 9 на 8, и то же самое 72, но полученное путем умножения 12 на 6} могут быть вовсе не равными.

Эта идеациональная концепция оставалась господствующей в Греции до IV в. до н. э. Она нашла свое развитие в календаре

Гесиода, который разделил все дни на счастливые и несчастли­вые: шестой день каждого месяца неблагоприятен для рожде­ния девочки; тринадцатый — для посевных работ; шестнадца­тый — для посадки деревьев; пятый, пятнадцатый и двадцать пятый дни — плохи во всех отношениях; наоборот, четвертый день благоприятен для вступления в брак, девятый — для за­чатия или рождения ребенка31 и т. д. Та же концепция прони­зывает пифагорейское толкование чисел, начиная с трактовки отдельных чисел (например, 10 наделяется особыми свойства­ми) и заканчивая мистической концепцией числа и столь же мистической связью между числами, музыкой и космической

гармонией.

Хорошо известно, какую большую роль играла подобная идеациональная концепция числа в философии Платона — на­чиная с платоновского «совершенного числа»32 и кончая мно­гочисленными дискуссиями по поводу значения чисел. В этом же направлении двигались и последователи Пифагора и Плато­на. Впрочем, и другие греческие мыслители VI-V вв. до н. э. были сторонниками этой идеациональной концепции. Опре­деленную роль играла она и в средневековой астрологической

нумерологии.

Она проявлялась в распространенной urbi et orbi33 вере в особое значение и силу некоторых чисел: например, 3, 7, 9, 13, 81 и многих других, — вере, свойственной иудейской, индуист­ской, китайской, вавилонской, христианской и прочим куль­турным ментальностям. Все это свидетельствует о том, что подобного рода концепция числа является не исключением, а столь же распространенной, как чувственная и «научная» трак­товки чисел.

Этих замечаний, наверное, достаточно, чтобы показать, что существовали и безусловно существуют идеациональная и чув­ственная концепции числа, которые принципиально отличают­ся друг от друга. Это изначальное отличие проявляется и в вы­числениях, числовых операциях, измерениях — во всем, что связано с числами. Квантитативизм34, или, говоря точнее, нуме­рология и математика идеациональной и чувственной концеп­ций отличаются друг от друга.

К сожалению, нет возможности представить здесь историю флуктуации идеациональной и чувственной концепций числа с VI в. до н. э. по настоящее время. Но, как показывает мое пред­варительное исследование, обе эти концепции, по-видимому,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow