Впервые учение атомизма получило широкое распространение в Греции в V в. до н. э., когда Левкипп основал в Абдерах так называемую атомистическую школу, репутация которой укрепилась позднее, ок. 420 г. до н. э., благодаря одному из его учеников — Демокриту. Тем не менее спустя тридцать лет после смерти Демокрита от его учения не осталось почти никакого следа. В конце IV—начале III в. отвергнутую теорию, внеся в нее лишь несколько изменений, возродил Эпикур. Но это возрождение длилось в Греции сравнительно недолго, и, если не считать единственным исключением Асклепиада (греческого врача, который впоследствии был учителем Лукреция), в I в. до н. э. атомизм снова был предан забвению.
Когда греческие идеи стали проникать в Рим, атомистическая теория пережила еще одно свое рождение в поэме Тита Лукреция Кара (99-55 гг. до н. э.). Однако около 200 г. н. э. атомизм в западном мире снова исчез — причем почти на тысячу лет.
Хотя теория атомизма не пользовалась особым признанием до тех пор, пока ее в XVII в. не оживили Галилей и Гассенди, она, тем не менее, снова появилась на сцене в XII в. и с этого времени уже не исчезала. Вначале тенденция к ее росту проявлялась медленно, но потом — все быстрее (после XVI в.). В XVII в. учения об атоме обретают признание. В XVIII в. понятие атома претерпело двойное изменение: были открыты силы, и было решено, что они присущи атому. В течение XIX в. атомизм то принимали, то отрицали — как частично, так и in pleno2. К концу столетия отрицание существования атома привело к тому, что Оствальд, Тейт и другие провозгласили в качестве последней «реальности» нематериальную энергию.
|
|
В XX в. атомизм претерпел следующие преобразования. Во-первых, атом был расщеплен более чем на тридцать «элементарных» частиц — электрон, антиэлектрон, протон, мезон и др., которые считались частицами нематериальными. Во-вторых, атом был объявлен всего лишь концентрированной формой энергии. В-третьих, движение одного атома или небольшого их соединения было объявлено индетерминированным, неопределенным (принцип неопределенности Гейзенберга3 и прыжки квантов) и в значительной степени непредсказуемым. В-четвертых, некоторые ученые заявили, что атом — это всего лишь «символическое понятие» или «описание показаний стрелки прибора».
В общем, материальный атом предыдущих столетий был в значительной степени дематериализирован, расколот на множество «загадочных, таинственных, запутанных и невероятных»,
23. Флуктуация общих и частных научных теорий 509
почти нематериальных элементарных частиц, к которым понятия времени, пространства, массы, материи и причинности вряд
|
|
ли применимы.
Такое изменение — не что иное, как радикальный мятеж против чувственной концепции материи и атома, характерной для предыдущих столетий. Как многие подобные мятежи, он может быть симптомом упадка чувственной культуры и предвестником нового — идеалистического или идеационального порядка.
Выводы. Первое. Учения об атомах испытывали флуктуации. В отдельные периоды они усиливались и набирали мощь, достаточно впечатляющую, чтобы ведущие ученые и мыслители соответствующего времени признали их «последним словом» науки. В другие — приходили в упадок и порой практически исчезали. Второе. Можно заметить, что атомизм появляется в периоды идеалистической культуры (V в до н.э., XIII в. н. э.), усиливается в периоды культуры чувственной (III и I вв. до н. э., I-II вв. н. э., затем XVI-XX вв.) и почти совсем исчезает в периоды господства идеациональной культуры (период до V в. до н. э. и с IV по XII в. н. э.). В Греции атомизм набрал свою максимальную силу, вероятно, в III в. до н. э. (Эпикур и эпикурейцы); в Риме — в I в. до н. э. и I в. н. э. Это периоды, когда греческая и римская культуры были по преимуществу чувственными, тогда как в западной культуре атомизм стремительно усиливался с XVI в. вплоть до конца XIX в. Флуктуации свидетельствуют, что атомизм положительно связан с эмпирической системой истины и чувственной культурой. В XX в. атом оказался дезатомизиро-ванным, дематериализированным и индетерминизированным.