От изучения форм и флуктуации эстетической, научной, философской, религиозной и этической мысли перейдем теперь к изучению социальной стороны социокультурных явлений. В предыдущих частях книги речь в основном шла о том, что обычно именуют культурой и культурными ценностями; в главах этого раздела мы будем иметь дело главным образом с тем, что обычно называется «социальными явлениями», понимая под последними межличностные и межгрупповые отношения, из которых состоит та или иная социальная система, организация или институт и которые образуют их «ткань» и «структуру».
Различие между категориями «культурное» и «социальное» весьма условно и относительно; любая культура создана определенной социальной группой, объективацией которой она является; а любая социальная группа имеет свою определенную культуру. Тем не менее чисто технически эти категории можно изучать ра?чельно и в интересах научного анализа изолировать друг от друга как разные аспекты единого и неразделимого «социокультурного мира». Этот условный «социальный мир» охватывает то, что тредставите-ли формальной школы в социологии (Ф. Теннис, Г. Зиммель, Л. фон Визе, А. Фиркандт и др.) называют «формами социальных отношений» между индивидами и между группами'. Эта категория социокультурных явлений по своей природе опять-таки двойственна: с одной стороны, они состоят из «объективно» существующей системы социальных отношений между взаимодействующими и взаимосвязанными индивидами и группами; с другой стороны, характер этих отношений, их «окраска», «квалификация» и «оценка» в значительной степени зависят от сознания тех, кто в них участвует или имеет с ними дело (наблюдатели, исследо-ватели и т. д.).
|
|
Часть 5. Типы и флуктуации систем социальных отношений
Если эти отношения осуществляются бессознательно, то они не могут иметь и не имеют никакого социального смысла или значения. В таком случае отношения между пациентом и хирургом, делающим ему операцию, и между убийцей, который режет ножом жертву, выглядят одинаково. Но в социокультурном смысле эти отношения отличаются друг от друга самым радикальным образом. «Чистое поведение», лишенное осознанности, становится всего лишь «реакцией» или «движением» и не имеет никакого социокультурного значения. То же самое можно сказать и обо всех «социальных отношениях». По этой очевидной причине явления, относящиеся к области социальных отношений, всегда бывают явлениями «сознания». Их нельзя изучать отдельно от него — будь то сознание индивидов, вовлеченных в эти отношения (то есть, что они думают и как их оценивают), или же сознание других лиц (наблюдателей, исследователей), оценивающих эти явления. Таким образом, мы будем изучать мир социальных отношений и их флуктуации как явления в том числе и культурной ментальности. С другой стороны, все мы знаем, что тот или иной индивид — участвует ли он в этих отношениях или нет — оценивает их по-своему, тогда как с точки зрения логико-смысловой ментальности их объективный характер выглядит совершенно иначе. Кто не знает, что многие рабовладельцы смотрели на отношения раба и хозяина как на священные и полезные, причем не только для господина, но и для раба? Кому не известны разного рода религиозные или политические фанатики, которые отправили на тот свет тысячи людей либо ad majorem gloriam Dei2, либо во имя «пролетариата», «коммунизма», «национализма» или каких-то других идеалов? Мы можем верить в их искренность, но чаще всего есть повод усомниться в том, соответствуют ли их собственные оценки социальных отношений их характеру, если рассматривать эти отношения беспристрастно, с логико-смысловой точки зрения. Эти два аспекта зачастую противоречат друг другу. Отсюда возникает необходимость учитывать их оба: и сознание тех лиц, которые оценивают социальные отношения, и логико-смысловой аспект, присущий характеру самих отношений. Такой аспект тоже относится к сфере сознания, но это сознание — логико-смысловое, в отличие от чистой психологии — с человеческими пристрастиями, эмоциями, страстями, «остатками», «деривациями»3 и т. п., то есть с тем, что предопределяет индивидуальные оценки. Диктатор может искренне думать, будто все, что он делает, идет
|
|
26. Семейственные, договорные и принудительные отношения
на благо человечеству, в то время как объективный и квалифицированный исследователь, изучив логико-смысловую природу и последствия его деятельности, может оценить ее иначе.
Итак, все социальные отношения имеют два аспекта — психологический и логико-смысловой (включая «причинно-функциональные» элементы). Любое социальное отношение нужно изучать с обеих точек зрения.
После этих предварительных замечаний мы можем начать наше исследование мира социальных отношений, их форм и флуктуации. По определению, это исследование будет также включать в себя содержание и структуру основных типов социальных систем или групп взаимодействия. Начнем с рассмотрения наиболее общих и основополагающих форм социальных отношений.