циональная культура и право приходят обычно после распада перезревшей чувственной культуры с ее склонностью ко вседозволенности, гедонизмом, скептицизмом, чувственной распущенностью; с ее совершенно деморализованным и недисциплинированным типом личности. В этих условиях, чтобы дисциплинировать человека и общество, чтобы успешно обуздать распущенные чувственные склонности и страсти и привить новые формы поведения, сдерживающие подобного рода склонности, культура и право не могут быть слишком мягкими. Одними проповедями убедить тигров не трогать ягнят нельзя. Нужна клетка, порой и кнут, а иногда и нечто еще более суровое и материально эффективное. Я не хочу сказать» что эти грубые материальные способы и средства главные и самые эффективные инструменты, с помощью которых вновь пришедшая идеациональная культура дисциплинирует человека; другие ее способы и средства, более благородного, более искусного и более «духовного» свойства, несомненно, тоже были эффективны, но, тем не менее, их задача, особенно на первых стадиях идеациональной культуры, состояла в том, чтобы усиливать и поддерживать грубые средства физического насилия и сурового наказания. По этим причинам идеациональная карательная система должна быть, вероятно, более суровой, чем чувственная, что проявляется в значительном увеличении числа карательных акций, как и в их ужесточении в средневековых кодексах по сравнению с предыдущими периодами. Разумеется, усиление наказаний в эти периоды объясняется не только ростом идеациональной кул^уры, но и увеличением этико-юридической разнородности населения3.
|
|
Еще одна оговорка заключается в следующее. Хотя карательная система чувственного права в нормальном обществе гораздо мягче, чем идеационального, тем не менее в периоды кризиса, например во время революции, когда на человеческое поведение перестает воздействовать — и вообще-то слабый в подобной культуре — не только религиозный и внутренний моральный контроль, но и все другие внутренние и внешние факторы, и человека, как утлый челн, бесцельно бросают из стороны в сторону буйные чувственные страсти, реальная карательная система (а не фиктивная система «революционного права») обычно несравненно более сурова, жестока и нераз-